Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Курбатовские бани и благоустройство Цесовской набережной»

Кенго Кума для Иркутска. Зачем к нам прилетал японский гений архитектуры?

Его проекты восхищают в Токио, Сиднее, Барселоне… Что задумал для Иркутска один из лучших в мире архитекторов Кенго Кума?

В свежей сотне самых влиятельных людей мира, по версии журнала Time1, он соседствует с Илоном Маском. Имя японца Кенго Кумы авторы рейтинга включили в список выдающихся новаторов в сфере архитектуры. Его творения, действительно, контрастируют с тем, что мы привыкли видеть в мегаполисах. Эти объекты выделяет не желание создателя продемонстрировать ультрасовременность, а отсыл к традициям и удивительная гармония с природной средой. Вспомним знаковые проекты Кенго Кума в разных городах мира, а также посмотрим на эскизы квартала, который проектируется на берегу Ангары в Иркутске.

Японский архитектор предложил концепцию для комплекса, объединяющего жилую застройку и общественные пространства на Цесовской набережной, на месте старой ТЭЦ, которую демонтируют. Заказчиком и инвестором выступает ООО «Прибайкалье», компания входит в En+ Group2. Основатель холдинга Олег Дерипаска инициировал и поддержал немало проектов, ориентированных на улучшение социальной среды, городских пространств. Развитие комфортной, дружелюбной к человеку инфраструктуры – в постоянном фокусе внимания Олега Владимировича и его команды. В En+ убеждены: именно целеустремленные и активные люди меняют окружающий мир, создают то, чем гордятся целые поколения.

Инициаторы проекта, к которому причастен талант Кенго Кумы, уверены, что новый квартал на Цесовской Набережной будет украшением Иркутска и пополнит список его архитектурных достопримечательностей. Проект логично впишется в общую концепцию набережной, которая для города на Ангаре станет собственным «новым Арбатом».

Кенго Кума
Кенго Кума

— Для Иркутска огромная удача, что такой «философ от архитектуры» будет исторически связан с городом. Кенго Кума – неслучайный выбор. Руководство En+ Group целенаправленно предложило сотрудничество выдающемуся японскому зодчему. У этого мэтра удивительная способность встраивать объекты в окружающую среду. Он умело сочетает традиции и живые натуральные материалы с передовыми методами проектирования. В его портфолио немало идей, реализованных у воды, – рассказывает генеральный директор ООО «Прибайкалье» Евгения Пуляевская. – Интересно, что Кенго Кума изучал архитектуру сначала в Токийском, а потом в Колумбийском университете в Нью-Йорке, потому впитал в себя восточную и западную культуру. Их квинтэссенция наполняет его проекты. А Иркутск, как известно, тоже находится на пересечении Востока и Запада. Так что, по-моему, всё идеально совпало. Мы нашли Кенго, а он нашел нас, можно сказать. Сложилась объединенная общим замыслом команда проекта.

Гармония с природой: как творит Кенго Кума

Принцип единения с природой для Кенго Кумы — ключевой. Для какого бы города, в какой бы стране он не творил. «Здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой, тем более — доминировать над ней», – убежден архитектор.

«Сначала у меня не было понимания связи природы и человека, я лишь интуитивно старался вписать здания в окружающую среду и тем самым восстановить гармонию. После увиденных мной природных катаклизмов мне пришла в голову мысль, что современная архитектура ничтожна перед стихией. Теперь моя цель ― создавать хрупкую архитектуру, соответствующую положению человека в природе».

Кенго Кума, интервью Strelka Mag3

Смотрите на примерах, как умело Кенго Кума использует природные материалы, как его здания врастают в ландшафт. Этими шедеврами любуются миллионы туристов, а для жителей десятков городов по всему миру они – предмет особой гордости. И только представьте, какую гармонии ощущаешь, находясь внутри или рядом.

  • Музей народного искусства Китайской Академии Искусств, Ханчжоу, Китай

Здание музея площадью пять тысяч квадратных метров располагается на бывшей чайной плантации. Оно бережно повторяет изгибы природного склона – полы галерей следуют его взлетам и падениям. Строение разделено на сегменты в виде ромбов, которые поднимаются вверх, шаг за шагом. Оригинально проработана крыша — для нее использованы тысячи изогнутых черепичных плиток. В итоге каждый блок выглядит как отдельный дом в старой деревне, идеально вписывается в местность, и архитектура не создает ощущения варварского вторжения человека.

Музей народного искусства. Фото с сайта architime.ru

Музей народного искусства. Фото с сайта architime.ru

  • Кондитерский магазин Sunny Hills4, Токио, Япония

Магазин-«корзинка» – одна из самый узнаваемых работ Кенго. Конструкция – объёмная сеть, сплетённая из деревянных балок, окутывающих здание. Здесь использовался традиционный японский метод строительства без гвоздей и клея.

Кондитерский магазин Sunny Hills. Фото с сайта archi.ru

Кондитерский магазин Sunny Hills. Фото с сайта archi.ru

В свое время Кенго Кума плотно изучал мастерство в японской провинции, наблюдал, как ремесленники работают с живыми материалами – деревом, глиной. Этот опыт получил развитие в проектах неординарного архитектора.

  • Общественный центр The Exchange5, Сидней, Австралия

Любовь японского архитектора к древесине прослеживается и в его австралийском проекте. Здание спиралевидного общественного центра в Сиднее обернуто деревянными кольцами. Визуальное решение объекта кому-то напоминает большое птичье гнездо, кому-то — наполненный светом гигантский улей. При этом наполнение улья вполне современное: несколько ресторанов, библиотека, детский сад. Есть хаб для стартапов и лаборатория с принтерами и лазерами. Можно сходить на уроки по робототехнике. Кстати, район Сиднея, где расположился новый общественный центр, известен как «улей бизнес-активности и торговли». Улавливаете ассоциативную связь?

Общественный центр The Exchange. Фото с сайта interior.ru
Общественный центр The Exchange. Фото с сайта interior.ru

  • Японский национальный стадион, Токио, Япония

Работая вместе с командой собственного бюро и основными строительными компаниями Японии, Кенго Кума выиграл предложение спроектировать новый Национальный стадион для Олимпийских игр в Токио 2020 года (теперь он называется Национальный стадион Японии). Создатель ориентировался на мотивы средневековых японских построек. Для отделки стадиона использовали две тысячи кубометров кедровой древесины, на специальных площадках высадили около 47 тысяч деревьев. Большое внимание при создании стадиона уделено комфорту и особенно системе кондиционирования, которая обеспечивает приятный микроклимат даже при 40-градусной жаре. Благодаря такому подходу и своей философии Кенго Кума попал в рейтинг Time.

Японский национальный стадион. Фото с сайта interior.ru
Японский национальный стадион. Фото с сайта interior.ru

Архитектором Кенго решил стать в 10 лет. Увидел по телевизору фильм о строительстве Олимпийского стадиона в Токио по проекту Кензо Танге, и он произвел на мальчика неизгладимое впечатление.

  • В проекте – жилой квартал на Цесовской набережной, Иркутск, Россия

Четыре года назад, по личному приглашению Олега Дерипаски, архитектор Кенго Кума посетил Иркутск, прочувствовал дух места, осмотрел территорию под застройку, имеющиеся на ней и вокруг объекты, и только потом предложил концепцию квартала на Цесовской набережной.

«Мастер обязательно изучает место, где будет локализован объект, погружается в традиции страны, стремится узнать характер города», – подчёркивает Евгения Пуляевская. Она сопровождала Кенго во время его визита и видела, с какой радостью тот использовал возможность ощутить вдохновляющее настроение сибирской природы, Байкала. Кенго Кума, которому уже за шестьдесят, встретил в Иркутске свой день рождения, 8 августа.

«Я узнала об этом случайно, когда всё уже было распланировано, и в этот момент поняла, что работа, творчество для великого архитектора – безусловный приоритет, он увлечённый трудоголик», – замечает Евгения Пуляевская.

Проект Цесовской набережной в Иркутске
Проект Цесовской набережной в Иркутске

В программу встреч включили общение с местными авторитетными представителями градостроительного сообщества. Они занимались в том числе проектами иркутских набережных и обмен идеями оказался очень полезен.

— Нам было очень важно, чтобы новый проект для Цесовской набережной и уже существующая городская среда – Нижняя набережная, Бульвар Гагарина – не противоречили между собой, а выстраивались в комфортный прогулочный маршрут, образуя единое, красивое и функционально продуманное пространство на карте Иркутска, — говорит Евгения Пуляевская. — Кенго Кума был заворожен, жадно впитывал энергетику наших мест. А в Листвянке ему во всей красе показались хребты Хамар-Дабана. Пирамидальная архитектура, предложенная затем для жилого квартала на набережной, как раз напоминает о вершинах прибайкальских гор. А окружающие их леса, белоснежные березы с черными штрихами на коре – это основной визуальный мотив концепции, которую предложил нам Кенго Кума.

Такая концепция сразу пришлась инвесторам по душе. «К тому же очень понравилось, что первый этаж задуман как огромное общественное пространство, – подчеркивает команда проекта. – Последние десятилетия многие пробовали создать комфортную среду „в ракушке“: пытались изолироваться, сделать шлагбаумы и отгороженные дворы. Здесь мы видим совсем другой подход – желание открыться людям. Этот жилой комплекс станет частью прогулочной дружелюбной набережной, и он не будет от нее отсечен. Наоборот – обеспечит дополнительные возможности для комфортного отдыха, развлечений. Но профессиональные градостроители понимают: одновременно с созданием общественных пространств необходимо вернуть жилую функцию центру города. Иначе он будет напоминать улицу Урицкого: ее привели в порядок внешне, но вечерами, когда люди из офисов разъезжаются по домам, она пустеет, жизнь замирает».

«Когда я создаю какое-то здание, самым важным для меня является то, как будет ощущать себя человек, находящийся в этом пространстве».
Кенго Кума, интервью Snob.ru6

В настоящий момент на основе концепции японского архитектурного бюро иркутские партнёры, разрабатывавшие главные многофункциональные центры в Иркутске, готовят детальный проект жилого квартала на Цесовской набережной.

От идеи к реальному объекту

— Впереди – согласования с сами разными ведомствами, – говорит представитель компании «СТБ проект» Алексей Бельков, руководитель филиала ООО «СТБ Проект» в Иркутске. – Нестандартный архитектор предложил Иркутску нетиповые решения. Наша задача – максимально перенести в реальные условия весь его замысел, не нарушая нормы российского законодательства, существующие технические регламенты. Во многом эта работа уже выполнена, согласована с автором идеи. Остаются нюансы.

«Мы должны понимать, что насыщение города архитектурными шедеврами и комфортными ландшафтами – это всегда добрая воля и активная позиция властей, и в этом проекте нас поддерживает городская власть. По поручению мэра создана постоянно действующая рабочая группа по реализации проекта, — продолжает Алексей Бельков. — Вспомним, что даже признанный символ Парижа Эйфелева башня был встречен „в штыки“ наиболее ретроградной частью общества. Но шедевры, которые в наши дни создают Заха Хадид, Калатрава, Кенго Кума украшают и несут созидательную и глубоко философскую функцию комфортного пространства. Давайте верить, что и в Иркутске появится такой объект, способный усилить его роль сибирской Мекки архитектурного туризма».

Евгения напоминает, что путешественники всегда с интересом рассматривают уникальное наследие Иркутска – объекты деревянного зодчества. Славу городу также сделала отстроенная на месте разваливавшихся бараков колоритная Иркутская слобода, 130-й квартал. Кроме того, хотелось бы, чтобы не только профессиональные архитекторы знали, что Иркутск можно назвать столицей сибирского конструктивизма. Здесь работал Владимир Павлов, который в 1984 году, между прочим, единственный от СССР, был включён в справочник «100 лучших архитекторов мира». Творения Павлова, такие как знаменитый дом-корабль в микрорайоне Солнечный или «здание на ногах» могут нравится или нет сегодняшним поколениям, но в истории архитектуры они – значимая веха и это неоспоримо. И сейчас у города появилась перспектива ещё одной выдающейся постройки.

Вау-эффект без вычурности

В чем гениальность решения, которое «сочинил» Кенго Кума?

— Мне всегда импонировала сдержанность, характерная для японской архитектуры, плюс бережное отношение к среде и к людям, — говорит Алексей Бельков. —. И проект Кенго Кума для Иркутска выдержан в этих традициях. С одной стороны, он использует ультрасовременные технологичные решения. В то же время в нем ничего вызывающего. Вау-эффект в этом случае дают не кричащие футуристические формы, а баланс нескольких составляющих хорошей архитектуры. Еще в Древнем Риме знали: любая архитектура – это польза, прочность, красота. Все три компоненты важны, и все три они проработаны нами вместе с японскими коллегами.

Кенго Кума, знающий толк в общественных пространствах, на первом уровне предусмотрел так называемый стилобат общей площадью 12 тысяч квадратных метров. Стилобат — это удобное архитектурное решение для размещения всевозможной инфраструктуры. Он представляет собой общий для семи башен жилого комплекса нижний уровень. В цоколе – большая автопарковка, над ней – многофункциональное пространство, которое должно стать точкой притяжения гостей и жителей Иркутска.

В стилобате планируется организовать бутики и фудхолл, где будут сосредоточены разноформатные ресторанчики, авторские кофейни. Также в концепцию пространства вписаны публичная библиотека, музыкальная площадка с роялем, коворкинг-зона. Высота стилобата составит около шести метров, у него будет прямой выход на террасную набережную, с нее – панорамный вид на Ангару, примерно на уровне третьего этажа стандартного жилого дома.

Террасная общедоступная набережная – то, чего определенно не хватает в этом районе. Старые промплощадки (ТЭЦ, чаеразвесочной фабрики и дрожжевого завода) раньше перекрывали панораму. Кенго Кума же задумал привнести в локацию максимум проницаемости, воздушности, легкости. Эта цель обусловила выбор материалов – у стилобата, например, максимальное остекление. Задействованы и алюминиевые конструкции. Естественной мягкой освещенности прибавят прозрачные зенитные фонари. Белизну композитных фасадных панелей поможет сохранить технология самоочищения.

«Алюминий очень пригождается, когда хочется придать архитектуре парящую легкость. Поэтому, когда мне нужно заставить здание буквально парить в воздухе, я использую именно алюминий. Еще этот металл дает очень выразительные линии. В моей архитектуре они очень важны».
Кенго Кума, интервью Snob.ru

Ввод жилого квартала в эксплуатацию, единым комплексом, намечен на 2025-2024 год.

На Цесовской Набережной протяжённостью 1,6 километра En+ Group ведёт в общей сложности восемь проектов, в том числе возрождаемые Курбатовские бани, Дом приёмов, офисное здание для сотрудников компании.

Чтобы Цесовская Набережная и все ее объекты были реализованы, как задумано, крайне важно оперативно решить вопрос берегоукрепления. Государство финансирует такие проекты через целевые программы. При этом активно проявил себя муниципалитет: при поддержке депутатов думы Иркутска администрация города заложила средства на проектные работы в бюджет. Когда-то проект берегоукрепления Ангары уже был разработан, но он долго «лежал на полке», и сейчас его нужно актуализировать, скорректировать, чтобы попасть в федеральную целевую программу по финансированию берегоукрепления на 2024 год.

Также необходим проект благоустройства непосредственно Цесовской набережной c дружелюбной средой для всех – молодежи, туристов, мамочек с колясками, людей с ограниченными возможностями. И En+ Group готова принимать участие в проекте. «Мы в поиске партнёров. Местное сообщество молодых архитекторов, эксперты градостроительной школы отстаивают идею единой многокилометровой набережной, и мы эту мысль поддерживаем»,– прокомментировали в компании.

— Сегодня в Иркутске благоустроено несколько участков вдоль рек, и они сразу стали излюбленными местами отдыха. Но разве достаточно для города на воде иметь всего пару отдельных отрезков комфортной набережной? У нас нет недостатка в прекрасных водных и природных ресурсах, но есть большая потребность в их благоустройстве. Эти территории необходимо грамотно использовать на благо всех горожан, — отмечает Алиса Козак, член Союза архитекторов России, сооснователь и директор Агентства развития территорий «Градостроительная школа».

Реконструкция Курбатовских бань

Реконструкция Курбатовских бань

Преобразование промышленного участка в центре Иркутска в современную городскую среду вписывается в общую концепцию единой благоустроенной набережной. Таким образом мы настроены обеспечить устойчивое развитие рекреационного каркаса Иркутска, раскрыть потенциал неиспользуемых территорий и способствовать повышению статуса и престижа города.

Идея непрерывной набережной обсуждается давно. И если она будет реализована, то мы получим самую длинную набережную в России с велопешеходным маршрутом – протяжённостью 20 километров, без заброшенных участков, которые есть сейчас.
В 2026 году Иркутск отпразднует свое 365-летие и реализация этой идеи станет лучшим подарком ко Дню города.

Повторимся, масштабное преображение территории в центре Иркутска возможно только объединенным усилиями властей, инициативного бизнеса, профессионального сообщества и активных горожан.

— Идеи инициативного инвестора созвучны с настроениями городских властей, – добавляет главный архитектор Иркутска Антон Жуков. – Мы отстаиваем комплексный подход к строительству. В этом смысле японскую архитектуру можно считать образцовой. Эта страна меня впечатлила. Вот где знают рецепт «градостроительного счастья». У них масса отличных примеров того, как все можно и нужно строить, продумывать для человека, создавать действительно комфортную среду. У нас тот же ориентир, и японский опыт будет полезен. Нам бы перенять такое отношение к окружению, осознание себя как часть культурной, природной среды и соответственно бережное к ней отношение. Здорово, что над проектом жилого квартала в Иркутске работал архитектор с таким подходом. Сегодня шедевры, созданные архитектурным гением Кенго Кума, украшают многие города мира и задают определённый общий уровень их архитектуре. Это та планка, к которой надо стремиться.

«Главной целью архитекторов должно стать счастье общества — а не погоня за красотой. Если в 20 веке архитекторы были элитой, смотрели сверху вниз на простых людей, то сейчас мы должны существовать внутри общества и стремиться к реализации его счастья».
Кенго Кума, интервью kimonoimag.ru7

Материал подготовила Ольга Брайт

Подробно

1время
2ен плюс груп
3стрелка мэгэзин
4солнечные холмы
5обмен
6сноб.ру
7журнал «Кимоно»

Материал подготовила Ольга Брайт

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Dmitry 22 ноября 2021 в 08:55

    Главное наших градостроителей не подпускать туда на пушечный выстрел. Изгадили весь город убогой застройкой человейниками.

    Может японец хоть годное что-то сделает, если конечно дадут.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля