Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Загадочная история иркутского портрета

Несколько десятков лет в Иркутске в Краеведческом музее, а затем в Доме-усадьбе Трубецких был выставлен портрет. Считалось, что на нем изображен декабрист Сергей Трубецкой. Авторство картины относили его старшей дочери – Александре Трубецкой (в замужестве Ребиндер). Так считалось до лета 2021 года, пока не был найден такой же портрет с пометкой, что это святая Ксения Петербургская. Журналист IRK.ru попытался разгадать загадку иркутской картины.

Когда и при каких обстоятельствах в Иркутске появился этот портрет, точно неизвестно. Единственная запись о картине сделана бывшим директором Иркутского краеведческого музея Владимиром Свининым 20 марта 1964 года. В коллекционной описи музейных предметов указано, что предположительная дата создания «портрета Трубецкого» – 1852 год, выполнен на холсте размером 40 на 60 сантиметров. Примечательно, что возле каждой характеристики в описи стоят вопросы, означающие возможную неуверенность в данных. Владимир Свинин отметил в каталоге, что это один из самых загадочных портретов семьи Трубецких.

В коллекционной описи музейных предметов указано, что предположительная дата создания «портрета Трубецкого» – 1852 год

В коллекционной описи музейных предметов указано, что предположительная дата создания «портрета Трубецкого» – 1852 год

До того как образовался дом-музей Трубецких (в 1970 году), картина была выставлена в Иркутском краеведческом музее. А после образования усадьбы семьи декабриста, портрет занял свое место в ней. Так было до лета 2021 года, пока один из работников музея не увидел такую же картину в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В описании к портрету было указано – изображена блаженная Ксения Петербургская, полотно доставлено со Смоленского кладбища собирателем Федором Морозовым. Автор работы неизвестен. После этого события картину убрали с экспозиции Дома Трубецких и временно поместили в хранилище до прояснения принадлежности портрета.

Глядя на иркутскую картину, человеку, не разбирающемуся в тонкостях живописи, сложно сказать, кто изображен на ней – мужчина или женщина. Если отталкиваться от того, что с полотна смотрит известный декабрист, то в глаза сразу бросаются прямые и строгие черты лица, присущи мужчинам, сильные плечи и короткостриженые волосы. Ученый секретарь музея декабристов Ирина Горбунова рассказала, что экспертов терзали сомнения по поводу того, что на картине изображен Сергей Трубецкой.

Позже были предположения, что на портрете его брат Александр Петрович, навестивший его в 1852 году. Смущали несколько деталей. Первое – это нательный крест, который явно виден на груди, что было несвойственно декабристам. Второе – цвет глаз. У Сергея Трубецкого они были карие, а на портрете серые. И если допустить, что образ отца был создан Александрой, неточности в написании черт лица можно простить, но вряд ли бы ребенок перепутал цвет глаз своего родителя. Но за неимением других доказательств подлинность картины менять не стали.

Иркутский портрет, на котором, предположительно, изображена Ксения Петербургская
Иркутский портрет, на котором, предположительно, изображена Ксения Петербургская

Если смотреть на картину со знанием того, что на ней может быть изображена юродивая Ксения Петербургская, то полотно открывается зрителю с совершенно другой стороны. Тогда грубые черты лица, мужская одежда и нательный крест имеют место быть. Ведь, как известно, из биографии юродивой Ксении, после внезапной смерти своего мужа она облачилась в его мундир и ходила по улицам Санкт-Петербурга. Из-за ветреной погоды лицо Ксении огрубело, а одежда супруга со временем износилась. Для того чтобы разобраться окончательно в том, кто изображен на картине, сотрудники музея снова обратились к архивным документам, чтобы установить подлинность полотна.

– По данным учетной документации, которая была утрачена, но по словам директора, а потом главного хранителя Краеведческого музея Владимира Свинина, он вроде бы видел эту запись, где было написано, что это портрет Сергея Петровича Трубецкого. Больше никаких сведений по этому поводу выяснить нигде не удалось, потому что часть документации в 30-е годы была или изъята, или просто не заведена. Была большая путаница, и, когда в Иркутске начали массово появляться музеи, предметы искусства распределялись по большей части беспорядочно. Часть экспонатов была описана, часть нет. Но именно этот портрет имел номер 8592/17, но книги поступлений с таким числом нет, – рассказывает Ирина Горбунова.

Дом-музей Трубецких. Место, где была выставлена картина
Дом-музей Трубецких. Место, где была выставлена картина

Из поздней истории иркутского портрета известно, что в начале 90-х годов его отдавали реставрировать. После чего картина оказалась на выставке «Сибирский портрет» в Соборе Богоявления. Примечательно, что некоторые сторожа закрывали портрет тряпкой, потому что считали, что декабристу не место в церкви. Но если предполагать, что на нем изображена Ксения, то участие полотна в выставке носит судьбоносный характер.

Что касается портрета Ксении в Санкт-Петербурге, там тоже интересная история его обнаружения. Он был передан в Эрмитаж в 1930 году из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Спустя годы в процессе систематизации фондов картина обратила на себя внимание.

Сотрудники Эрмитажа провели исследование и выяснили, что полотно было создано в конце 18 века – начале 19-го, что соответствует периоду жизни Ксении Петербургской. Специалисты отмечали, что портрет был написан спонтанно. Его уникальность в том, что иконография блаженной начала активно развиваться только после ее канонизации в 1988 году. Также при реставрации с полотна было удалено много копоти, это говорит о том, что рядом с образом Ксении часто ставили свечи. После всех работ в 2016 году портрет занял свое место в зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня».

– После того как наш сотрудник Кирилл увидел портрет Ксении в Санкт-Петербурге, мы стали просматривать каталоги российских музеев и нашли во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике похожие портреты. И мы решили, что на нашем портрете изображена Ксения Петербургская. Эрмитаж нам подтвердил том, что у нас копия их картины, – отмечает Ирина Горбунова.

Слева: портрет Ксении Петербургской в Эрмитаже. Справа: иркутский портрет, на котором, предположительно, изображена Ксения Петербургская
Слева: портрет Ксении Петербургской в Эрмитаже. Справа: иркутский портрет, на котором, предположительно, изображена Ксения Петербургская

Казалось бы, что история окончена, но после освещения этих событий в Иркутский музей декабристов пришло письмо от художника-иконописца Алексея Простева. Он утверждает, что на картине изображена другая юродивая – Марфа Сонина, которая жила в те же годы, что и Ксения Петербургская. По его словам, во Владимиро-Суздальском музее есть еще несколько картин, где изображена Марфа. Ее образ похож с тем, что изображен на иркутском и питерском полотнах. Кроме того, после объявления Эрмитажем о находке, еще несколько музеев в России заявили, что у них есть похожие картины.

Эти события заставили вновь засомневаться в том, кто изображен на иркутском портрете. Сейчас остается только ждать, пока не будут изучены все документы этих полотен для утверждения принадлежности портретов. Но, по словам работников музея декабристов, на это может уйти не один год.

Екатерина Шанк, IRK.ru
Фото автора

Екатерина Шанк, IRK.ru

  • ГАЛА 2 февраля 2022 в 21:16

    На мой взгляд справа копия левой картины. Так как рисовал ученик, он пытался лучше изобразить рубашку и складки, ошибочно считая что это важная деталь. Тогда как важной задачей являлось передать огрубевшесть от тяжелой жизни женского лица. Лицо должно быть грубое, но женское, чего у автора копии…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля