Как изменилась Горная после ремонта в 2021 году
За последние несколько лет представления о комфортной городской среде в России значительно изменились. Акцент сместился на удобство пешеходов, заговорили о создании центра без машин, в том числе и в Иркутске, предложив в качестве альтернативы личному авто велосипеды, общественный транспорт и такси с каршерингом.
В прошлом году в Иркутске построили две велодорожки: в микрорайоне Солнечный и на улице Горной. Последняя вызвала наиболее бурное обсуждение среди иркутян. Оно и понятно: улица Горная, протяженностью всего 400 метров, важна как для автомобилистов, так и для пешеходов. Через нее проходят три крупных магистрали: улицы Байкальская, Партизанская и Карла Либкнехта.
В июле 2021 года в результате реконструкции Горной проезжую часть улицы сузили до шести метров, сохранив при этом двухполосное движение. Тротуар расширили почти на три метра, обустроив рядом велодорожку. Парковку для автомобилей со стороны «Иркутских кварталов» сделали параллельно бордюру, чтобы не мешать проезду, а возле ТЦ «Карамель» и бизнес-центра «На Горной» парковку запретили.
Реализованный проект должен был удовлетворить интересы как пешеходов и велосипедистов, так и владельцев авто. Но по завершении работ стало ясно, что ни те, ни другие от изменений не в восторге. Одни жалуются на невозможность пройти и проехать из-за машин на тротуаре и велодорожке, другие — на заторы и отсутствие парковочных мест.
Как появился проект реконструкции Горной?
Вместе с председателем областной общественной организации «ВелоИркутск» и главой иркутского отделения фонда «Городские проекты» в Иркутске Григорием Скарченко мы отправились посмотреть, как сейчас выглядит Горная и насколько улица стала удобнее для пешеходов и велосипедистов.
По словам Григория, проект развития велосипедной инфраструктуры в Иркутске предложили представители «Иркутских кварталов». Григорий участвовал в разработке проекта как представитель сообщества «ВелоИркутск», консультируя по вопросам создания веломаршрута, а в разработке транспортной концепции принимали участие специалисты из ИРНИТУ.
Проект реконструкции улицы Горной три года назад подготовило агентство развития территорий «Градостроительная школа». Специалисты этой организации предложили свое решение не с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, а скорее, с точки зрения организации общественного пространства. Они отошли от первоначальной концепции, которая предполагала создание велосипедных дорожек с каждой стороны улицы, и предложили сделать одну двухстороннюю велодорожку со стороны ресторанного квартала, тем самым увеличив со стороны торгового центра площадь газона.
В 2021 году Горную решили ремонтировать в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». Но для этого большой проект «Градостроительной школы» пришлось оптимизировать.
В итоге велодорожку перенесли с одной стороны дороги на другую, а парковку, которая должна была быть со стороны торгового центра, решили не делать. При этом все примыкания (место соединения автомобильных дорог, где к одной дороге присоединяется в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения. — Прим. ред.) на трех перекрестках оставили в соответствии с первоначальной концепцией, впоследствии только одно из них сделали правильно.
Неубранный снег и машины на тротуаре. Как выглядит Горная после ремонта
Велосипедная дорожка на Горной начинается на улице Байкальская весьма неожиданно. Чтобы в будущем соединить ее с существующей велодорожкой на бульваре Гагарина, нужно обустроить приличный участок дороги на улицах Подгорная и Красного Восстания, общей протяженностью около 1,5 километра. А до тех пор велосипедистам до набережной и обратно придется ездить там, где получится.
Как поясняет Григорий, любая дорожка, которую сейчас бы ни сделали в городе, будет начинаться из ниоткуда и заканчиваться так же. Все дело в том, что на велодорожки власти деньги не выделяют, поэтому строят их кусками, как правило, в рамках программ «Формирование комфортной городской среды» и «Качественные и безопасные дороги».
— Смотрите, — останавливается и показывает Григорий, — вот здесь примыкание на перекрестке сделали правильно, также оборудовали съезд, практически в уровень с дорогой. После того как велодорожки построят на Подгорной или Байкальской, проблем с соединением с существующей дорожкой на Горной уже не будет. К сожалению, на двух других перекрестках примыкания построили неправильные.
Как отметил Григорий, самый большой недостаток создаваемой велоинфраструктуры не только в Иркутске, а во всей России, заключается в том, что нет четкого понимания, как соединять дорожки между собой. «Чтобы сделать хорошую велоинфраструктуру, нужен проект, созданный на основе качественных инженерных разработок, и с учетом всех особенностей передвижения на велосипеде», — уверен он.
Велосипедная дорожка на Горной широкая, около двух метров, и отделена от пешеходной зоны газоном. Однако сейчас вся территория занесена снегом, который не чистили уже очень давно, и не видно разграничений — идентифицировать велодорожку можно только по дорожным знакам. Здесь же установлен знак «Конец велосипедной дорожки», проехав который, велосипедист теряет все преимущества проезда на перекрестках и дальше должен двигаться в соответствии с общими правилами дорожного движения.
В начале тротуара стоит водоколонка, которой активно пользуются жильцы «деревяшек». Возле нее образовалась наледь, и пешеходная зона превратилась в каток, от чего в первую очередь страдают прохожие. Чтобы избежать падения, мы идем по велодорожке.
В выходные дни, по словам иркутян, пешеходная и велодорожка возле БЦ «На Горной» заставлены машинами – что называется, ни пройти ни проехать. В будние дни автомобилисты также, не обращая внимания на знаки и пешеходов, нагло заезжают на бордюр и оставляют свой транспорт здесь. Водители же на замечания возмущенно поясняют: «Раньше здесь был парковочный карман, можно было и вдоль дороги машину припарковать, а сейчас нет».
Возможно, велополосу следует защитить со стороны дороги сооружениями, которые препятствовали бы парковке и движению автомобилей по ней. И это необязательно должны быть громоздкие ограждения, достаточно установить небольшие столбики или кадки с цветами.
Ремонт дороги на Горной закончили всего пять месяцев назад, но там, где на тротуаре паркуют авто, уже видны сломанные бордюры и решетки ливневой канализации.
Григорий уверен: здесь должна быть платная парковка, которая, по сути, может решить проблему переизбытка личного транспорта и пробок в центре города. Иркутск должен быть удобным для жизни, а значит, в приоритете пешеходы, затем общественный транспорт и только потом — автомобили. «Сейчас, чтобы приучить людей не оставлять свой транспорт на тротуаре и велополосе и правильно парковаться вдоль дороги со стороны ресторанного квартала, ГИБДД вместе с администрацией должны проводить регулярные рейды», — отмечает эксперт.
Автолюбители жалуются на постоянные заторы на Горной, которые, по их мнению, образуются из-за сужения дороги.
— Основной причиной заторов на Горной является элементарное неуважение водителей друг к другу, а не сужение. В центре города сужение дороги необходимо для ограничения скорости движения. Водители начинают ездить аккуратнее, не превышая скорость, и пропускная способность дороги увеличивается или не изменяется. Но из-за неправильно припаркованных автомобилей со стороны «Иркутских кварталов» здесь, по сути, остается одна полоса для проезда вместо двух, — поясняет Григорий Скарченко.
Идем в сторону Карла Либкнехта, лавируя между машин, припаркованных прямо на том месте, где должен быть проход для пешеходов. Проезд между «Карамелью» и бизнес-центром плотно заставлен машинами и грузовиком, припаркованным прямо на тротуаре, из-за чего машины с улицы Горной не могут завернуть в переулок для проезда на большую парковку возле ТЦ. И вот на наших глазах образуется очередная пробка — пешеходы ругаются, им негде пройти, водители в нетерпении сигналят друг другу.
Останавливаемся на перекрестке Горной и Партизанской. Здесь, поясняет Григорий, по неизвестным причинам пешеходные переходы сместили от велодорожки и тротуара за пределы перекрестка. При этом на перекрестке отсутствует необходимая разметка для велосипедистов, показывающая, где им следует проезжать перекресток, двигаясь в сторону Карла Либкнехта.
«Между Партизанской и Карла Либкнехта велодорожка работает лучше всего», — отмечает Григорий. Здесь нет небрежной парковки личного транспорта на тротуаре и велополосе, как в начале улицы. Огорчает лишь одно — неубранный снег.
На перекрестке Горной и Карла Либкнехта, рассказывает Григорий, не сделали никаких примыканий, и велополоса упирается в столб. Если эту велодорожку соединять с той, которая уже есть на Декабрьских Событий, придется перестраивать транспортный узел. «Здесь надо было сделать съезд, чтобы велосипедисты могли спокойно съехать с велодорожки направо и продолжить движение по улице Иосифа Уткина в сторону Декабрьских Событий», — говорит Григорий.
По словам Григория Скарченко, чтобы люди меньше пользовались автомобилями, например, в выходные дни, нужно развивать общественный транспорт в Иркутске. У нас же он находится в крайне плачевном состоянии, а трамваи и троллейбусы — на грани закрытия. Между тем, развитые города как раз отличаются от остальных наличием комфортного общественного транспорта. «С нашей дешевой электроэнергией нужно развивать трамваи и троллейбусы — транспорт, который, к тому же, меньше всего наносит вред окружающее среде», — уверен он.
Глядя на реконструкцию дороги на Горной, хочется сказать одно: велодорожки (как, впрочем, и все остальные элементы, которые делают город удобным для жизни) безусловно нужны. Однако обслуживать их надо не время от времени, а круглый год, тогда Иркутск действительно будет комфортным и безопасным для всех участников движения.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
У меня есть опыт и пешехода и велосипедиста и автомобилиста на улицах г. Иркутска. И я во всех категориях нахожу больше минусов чем плюсов. Если бы был нормальный общественный транспорт люди бы меньше покупали личные авто. И я согласна, что в россии езда на велосипеде никогда не будет массовой и…