Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ледокол «Ангара»: что изменилось после капитального ремонта

Ледокол «Ангара»: что изменилось после капитального ремонта

30 ноября 2021 года после шести месяцев капитального ремонта снова заработал музей-ледокол «Ангара». На реконструкцию потратили 6,1 миллиона рублей, и судно преобразилось, представ перед посетителями практически в первозданном виде. О том, что изменилось, и несколько интересных историй из жизни легендарного корабля для читателей IRK.ru рассказал заведующий отделом Иркутского областного краеведческого музея Иван Беспалов.

Заведующий отделом Иркутского областного краеведческого музея Иван Беспалов
Заведующий отделом Иркутского областного краеведческого музея Иван Беспалов

До 2021 года последний капитальный ремонт ледокола проходил в 1991 году, в момент постановки его на нынешнее место, с тех пор реставрировали только отдельные части. А до этого только один раз — в 1950-х годах. Учитывая, что «Ангару» построили в 1900 году, до нынешней реконструкции его состояние было откровенно плачевным.

В 2021 году переделывалась обе палубы, на нижней проводили сварку, грунтовали, красили. Поручни сгнили по периметру всего корпуса, их заменили полностью. Благодаря проделанной работе стали видны заводские клейма, раньше их скрывал толстый слой краски.

После того, как сняли толстый слой краски, стали видны заводские клейма.

После того, как сняли толстый слой краски, стали видны заводские клейма.

— Брашпиль (механизм поднятия якоря — Прим. авт.) тоже отремонтировали, он родной, с завода, с него сняли старое покрытие, покрасили заново, — рассказывает Иван Беспалов. — Багодаря тому, что счистили несколько слоев краски, которыми покрывали здесь все в разное время с 1900 года, стали видны номера деталей, названия заводов изготовителей, специальные обозначения иллюминаторов и другие детали, например, родные клепки, они такие качественные, что служат до сих пор.

Ледокол «Ангара» после капитального ремонта
Ледокол «Ангара» после капитального ремонта

Сцену на нижней палубе тоже переделали. С мая на ней начнут выступать творческие коллективы, от бардов до рок-групп. И также в мае впервые откроют верхнюю палубу, которая была недоступна для экскурсий несколько лет. Прежде всего, из-за аварийного состояния. Леера (это палубные ограждения — Прим. авт.) шатались в разные стороны, это было опасно, ведь многие посетители приходят на экскурсии с детьми. Сейчас ограждения укрепили, сверху еще натянули трос, а к маю установят дополнительную сетку. Это сделает посещение второй палубы максимально комфортным. Здесь стоит побывать, потому что вид с ее высоты на Ангару и окрестности открывается впечатляющий.

На верхней палубе также обновили и покрасили абсолютно все, включая шлюпки и мачты. Но самая ее главная достопримечательность — это восстановленная капитанская рубка, ее полностью построили из дерева, а предыдущую стальную пришлось демонтировать из-за того, что она проржавела.

В капитанской рубке установили настоящий штурвал с другого судна, также начала 20 века постройки
В капитанской рубке установили настоящий штурвал с другого судна, также начала 20 века постройки

Капитанская рубка исторически была деревянной, сейчас ее не отличишь о той, что сохранилась на дореволюционных фотографиях. В рубке установлен настоящий старинный корабельный штурвал, что придает особую атмосферу помещению. Как свидетельствует надпись на руле, попал он сюда с английского судна также 19 - начала 20 века постройки. На штурвале написано «Bard» (название судна) и «Bradford» — город в Великобритании, в котором, очевидно, корабль был построен. Если взяться за этот, видавший многое за более ста лет, руль и посмотреть на речные просторы, впечатления остаются незабываемые…

В капитанской рубке есть второе помещение, это каюта капитана. Для ее обшивки использовали панели, сделанные на заказ. Пока каюта пуста, но к открытию верхней палубы здесь сделают экспозицию, полностью воссоздающую интерьер начала 20 века. Для этого используют сохранившиеся вещи капитанов, их было за историю ледокола восемь. Часть вещей передали их родственники, это дневники, портсигары, часы, бинокли, навигационное оборудование.

Часть вещей капитанов для экспозиции передали их родственники, это дневники, портсигары, часы, бинокли, навигационное оборудование
Часть вещей капитанов для экспозиции передали их родственники, это дневники, портсигары, часы, бинокли, навигационное оборудование

– Кстати, один из капитанов «Ангары», Георгий Васильевич Лазо, оставил мемуары, которые нам передали родственники. Это был человек сдержанный, четкий, он оставил записи, в которых рассказывал о событиях, стараясь не давать им никакой личной оценки, — говорит Иван Беспалов. — Он написал об одном случае, который произошел в 1944 году, когда еще шла Великая Отечественная война. Управление Байкало-Селенгинского пароходства отмечало столетний юбилей судоходства на Байкале, и ему выделили на строительство нового вокзала довольно большие деньги. Так вот, всю эту сумму на ледоколе «Ангара» командный состав вместе с большим количеством гостей из Иркутска, Улан-Удэ и других населенных пунктов с водкой, черной икрой, с флагами, даже с оркестром прогуляли за три дня. И никто никакой ответственности за это не понес, мемуары опубликованы в журнале «Сибирь», кажется, в 2004 году.

Во время экскурсий по ледоколу туристам рассказывают историю «Ангары» и разные частные случаи. Их много, и какой выбрать, экскурсоводы решают, ориентируются на состав аудитории.

— Мужчин обычно интересуют технические аспекты работы ледокола, они очень любят бывать в машинном отделении. А вот женщин, детей больше интересуют какие-то эмоциональные случаи, рассказы о событиях, в которые был вовлечен ледокол. Дети очень любят бить в рынду — судовой колокол, говорит Иван Беспалов.

Рында — судовой колокол
Рында — судовой колокол

Одна из самых трагичных страниц истории ледокола «Ангара» — Гражданская война. В те годы судно называли «плавучей тюрьмой», под таким названием оно фигурирует во многих документах. Хотя случай прямого использования в качестве тюрьмы известен всего один.

Зимой 1920 года белогвардейцы отступали из Иркутска, они захватили в качестве заложников политзаключенных из тюрьмы, там были, в основном, эсеры и, как сейчас выясняется, много случайных людей. Их разместили на ледоколе «Ангара». Очевидно, белогвардейцы планировали использовать их в качестве аргумента в переговорах с Красной армией, но ничего не вышло.

Вечером 6 января 1920 года ледокол отошел от пристани Байкал в направлении Листвянки (тогда — село Листвяничное — Прим. авт.). Арестованных, раздетых до нижнего белья, по одному выводили на палубу, казак Лукин сзади ударял жертву по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. После этого жертву сбрасывали за борт, причем многие были еще живы. Это массовое убийство продолжалось около часа.

Известно, что так погиб 31 заложник, по разным данным, среди них было две женщины. Точный список погибших не удалось установить до сих пор. В числе зверски убитых называют видных эсеровских деятелей — Б.Д. Маркова, П.Я. Михайлова, Н.П. Петрова, Я.Ф. Терещенко, М.П. Храброва и Я.Я. Аунена. Среди погибших оказался отец выдающегося историка Сибири академика А.П. Окладникова, учитель П.С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка. Раньше колотушка, которую использовали для расправы, была в экспозиции ледокола, но потом ее решили убрать.

В годы Великой Отечественной войны, когда ледокол шел от порта Байкал до Нижнеангарска, то перевозил либо эвакуированное население, либо грузы. В 1942 году, например, это было оборудование Очаковского консервного завода. На обратном пути он вез рыбу на фронт и призывников, которых потом отправляли дальше на запад страны. Многих служащих на «Ангаре» тоже призвали на фронт, и их заменили… женщины. Они были и рулевыми, и масленщиками, и матросами, и даже кочегарами. А вот капитанами всегда были мужчины.

Во время экусурсий больше всех любят бывать в машинном отделении мужчины

Во время экусурсий больше всех любят бывать в машинном отделении мужчины

Но вернемся к ремонту. В машинном отделении реконструировали все машины, насосы, канализационную систему, инженерные сети. Сейчас на ледоколе есть горячая вода. И, в принципе, поскольку все системы работают, он вполне может пойти по Байкалу при определенной глубине хоть сейчас, считает Иван Беспалов. Но такой цели никто не ставит. Тем более, транспортировка ледокола до Байкала — сам по себе вопрос сложный, по середине Ангары он еще пройдет, но у Шаман-камня не та глубина, чтобы судно смогло дойти до озера самостоятельно.

Для того, чтобы установить его у берега Солнечного, вырыли довольно глубокий котлован. Многие думают, что ледокол стоит на какой-то бетонной подпорке, но это не так. Под «Ангарой» — вода, ледокол плотно закреплен.

С Байкала ледокол транспортировали с помощью двух грузовых кораблей — лихтеров, под ледокол заводили стальные тросы и поднимали его, из корпуса полностью выкачивали всю воду. И таким образом ледокол транспортировали до Ангары.

Уже после списания ледокол тонул два раза
Уже после списания ледокол тонул два раза

Судно за всю свою историю тонуло три раза — в 1928-м действующий ледокол напоролся на мель, у него была шестиметровая пробоина по правому борту. «Ангару» спасло только мелководье — вода полностью не заполнила корпус. В таком состоянии ледокол оставили зимовать, а ближе к весне приехали и заделали пробоину, судно пошло дальше.

Уже после списания ледокол тонул два раза. Первый раз возле плотины ГЭС судно завалилось на бок, второй раз — у Мельничной Пади его опрокинуло. В обоих случаях причина в том, что «Ангару» плохо пришвартовали. Сейчас, кстати, судно закреплено очень плотно, его даже не шатает.

Cудно пришвартовано очень плотно, его даже не шатает
Cудно пришвартовано очень плотно, его даже не шатает

Главная на сегодняшний день экспозиция «Ангары» размещена в кают-компании. Там множество фотографий, документов и предметов быта команд за всю историю судна. Визуально самое эффектное место ледокола — фотозона со старинным роялем и креслом, очень похожим на те, что фигурировали в кинофильме «12 стульев». По словам Ивана Беспалова, кают-компания в начале 20 века была очень стильным помещением по моде того времени, ведь проезд на ледоколе могли себе позволить только довольно состоятельные люди. Пока отделку, идентичную тому времени восстановить не удалось. Но она есть на фотографиях, так что каждый сможет представить, какой богатый интерьер был здесь когда-то.

Кают-компания в начале 20 века была очень стильным помещением по моде того времени

Кают-компания в начале 20 века была очень стильным помещением по моде того времени

Историй о жизни ледокола «Ангара» еще очень много, сегодня мы рассказали лишь малую часть из них. Но лучше, конечно, увидеть все это своими глазами и послушать о других интересных страницах жизни единственного в регионе музея-корабля.

Справка:
Паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» были приобретены для обеспечения сквозного движения по Транссибирской магистрали. Весной 1896 года ледокол «Байкал» в разобранном виде был доставлен для сборки в село Лиственичное. После трёх лет сборочных работ он был спущен на воду 17 июня 1899 года, сообщается на сайте музея-ледокола «Ангара».

В то время, когда части «Байкала» ещё доставлялись из Англии, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке ещё одного ледокола для Байкала. Он должен был быть меньших размеров и приспособлен для выполнения вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом «Байкал». Контракт с той же фирмой был заключён в конце 1898 года. Условия его были аналогичны предыдущему.

К 15 июля 1899 года по железной дороге из Ревеля на Байкал были доставлены части второго ледокола. 18 июля, на том же стапеле на котором строили паром-ледокол «Байкал» приступили к сборке вспомогательного ледокола. 4 августа 1899 года распоряжением министра путей сообщения этот ледокол получил имя «Ангара».

Работы по сборке велись в высоком темпе. Сборка производилась теми же методами, которыми собирали паром. В среднем ежедневно было задействовано 290 опытных рабочих. Правда, в зимнее время, вследствие сильных морозов, работы по постройке были прекращены почти на месяц. Тем не менее, уже имевшие опыт рабочие собрали «Ангару» за год, на два месяца раньше намеченного срока. 25 июля 1900 года ледокол был спущен на воду и через неделю, осуществляя ещё пробные рейсы, уже включился в работу переправы.

Ольга Королёва, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой

Ольга Королёва, IRK.ru

  • злой птиц 15 марта 2022 в 20:34

    Ледокол «Ангара»: что изменилось после капитального ремонта ————————————————————————————————————————————— Неужели поплывёт? улыбаюсь ЗЫ: капитальный ремонт судна — Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико эксплуатационных характеристик до…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля