Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Как летчики-наблюдатели участвуют в тушении лесных пожаров в Иркутской области

Как летчики-наблюдатели участвуют в тушении лесных пожаров в Иркутской области

В Иркутской области начался пожароопасный сезон, и к авиапатрулированию лесов приступили летчики-наблюдатели. В чем заключается их работа и какая ответственность лежит на плечах этих специалистов — читайте в материале IRK.ru.

Таких специалистов в регионе мало — всего 21. Один из них — Андрей Ретунский, летчик-наблюдатель, командир авиационного звена ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов».

В профессии Андрей четыре года — срок небольшой, но при работе в регионе, где ежегодно горят тысячи гектаров леса, год можно считать за два. Родился Андрей в Барнауле. После девятого класса поступил в школу-интернат с первоначальной летной подготовкой. Выпустился и переехал в Иркутск, пока работал на авиационном заводе, окончил Иркутский авиационный техникум. Затем решил сменить профессию, прошел курсы и стал летчиком-наблюдателем. Параллельно получил высшее образование по специальности «Лесное дело» и прошел обучение на Центральной авиабазе страны в городе Пушкино Московской области.

Андрей Ретунский, летчик-наблюдатель, командир авиационного звена ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»
Андрей Ретунский, летчик-наблюдатель, командир авиационного звена ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»

В небе Андрей следит за пожарной опасностью в лесах. В случае обнаружения возгорания, прогнозирует его развитие и, учитывая погодные условия и особенности местности, определяет тактику тушения. Если патрулирует вместе с десантниками и парашютистами-пожарными, то определяет место их высадки, если нет — передает диспетчеру координаты, примерную площадь возгорания и другие характеристики.

— С земли не всегда понятно, куда идет огонь, где прокопать противопожарную минерализованную полосу (искусственно созданная полоса-преграда. — Прим. ред.), а вот с воздуха все как на ладони, — говорит Андрей.

ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»
ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»

Существует пять классов пожарной опасности (показатель, включающий в себя горимость лесов и скорость распространения природных пожаров. — Прим. ред.), которые зависят от метеорологических условий. Андрей поясняет: класс повышается, когда, например, усиливается ветер и высыхает напочвенный покров — мох, лишайник, травянистые растения, кустарники, которые считаются крайне горючими. Класс может понизиться после трех дней проливного дождя, а иногда и без осадков: из-за низких температур по ночам напочвенный слой остается влажным. Летчики-наблюдатели патрулируют леса, когда класс пожарной опасности поднимается до второго.

На разведку территории Андрей вылетает на легкомоторном самолете Як-18. В кабине находятся пилот и летчик-наблюдатель. На самолете Ан-2 летают с группой из шести парашютистов-пожарных, чтобы в случае обнаружения пожара оперативно потушить его.

Фото предоставлено  «Иркутской базой авиационной охраны лесов»
Фото предоставлено «Иркутской базой авиационной охраны лесов»

Когда тушить пожар нужно с воздуха, Андрей летит на вертолете Ми-8 с водосливной системой, которая позволяет сбросить на огонь до пяти тонн воды с малой высоты. Как правило, в кабине находится экипаж из четырех человек: пилот, второй пилот, борттехник и летчик-наблюдатель. На вертолете также перевозят десантников и парашютистов-пожарных (первые спускаются только на спусковом устройстве, вторые обучены в том числе и прыгать с парашютом. — Прим. ред.). Для тушения крупных пожаров в область из Красноярска прилетают самолеты Бе-200, которые набирают до 12 тонн воды и сбрасывают ее по тонне в секунду — на них также работают летчики-наблюдатели из иркутской авиабазы.

В Иркутской области большая площадь лесов — 69,4 миллиона гектаров. Почти вся территория (64 миллиона гектаров) входит в зону авиапатрулирования, лишь малая часть — в зону наземного патрулирования. По словам специалиста, даже там, где применяется космомониторинг, а это, как правило, отдаленные районы, тушение все равно происходит с помощью авиации. «Работы хватает», — признается Андрей.

За четыре года работы летчиком-наблюдателем он видел разные лесные пожары, бывал во многих районах области, где справиться со стихией было крайне сложно. Андрей вспоминает, как два года назад в Нижнеудинске бушевал страшный верховой пожар, горел лес. Люди выбегали из-под огня, бросая вещи — только бы спастись, некоторые прятались от пламени в ручье. Тогда для тушения были задействованы все силы.

— У лесных пожаров есть условная цикличность. Так, последние два года сильно горят Усть-Кутский и Киренский районы. В 2016-2017 году горели Жигаловский и Качугский районы, а вот сейчас они горят меньше.

Протяженность маршрутов авиапатрулирования разная: 530 километров в Усть-Удинском районе, 700 километров в Иркутском районе, есть маршрут и вдоль Байкала в 400 километров
Протяженность маршрутов авиапатрулирования разная: 530 километров в Усть-Удинском районе, 700 километров в Иркутском районе, есть маршрут и вдоль Байкала в 400 километров

В Иркутской области уже объявили начало пожароопасного сезона, который продлится до середины октября, и к работе готовы все воздушные суда. Самыми «горимыми» месяцами считаются май и июнь. В засушливые месяцы, когда выпадает мало осадков, пожар сложно остановить. Из-за ветра и сухой лесной подстилки огонь не только распространяется по территории, но и уходит в почву. Чтобы его ликвидировать, отмечает Андрей, надо копать и копать, применяя все силы, вплоть до тяжелой техники — бульдозеров и вездеходов.

Летчик-наблюдатель всегда перед вылетом составляет лесопатрульный маршрут и заранее смотрит метеорологическую сводку по району, который будет патрулировать. Предварительно обзванивает местные лесничества, чтобы убедиться в их готовности оперативно действовать.

Фото предоставлено  «Иркутской базой авиационной охраны лесов»
Фото предоставлено «Иркутской базой авиационной охраны лесов»

Вылетает Андрей из Оёка, где находится база воздушных судов. Самолетом управляет пилот, Андрей рядом, в роли штурмана. В полете всегда на его коленях лежит карта, рядом бортовой журнал, рация и GPS-приемник для определения точных координат текущего местоположения самолета. Если диспетчер во время полета сообщает новые координаты пожара, при помощи специальной линейки Андрей строит маршрут, рассчитывая расстояние, время, которое нужно, чтобы добраться до места, и углы сноса.

При обнаружении задымления или пожара летчик-наблюдатель устанавливает координаты возгорания, облетает территорию на небольшой высоте, определяет площадь и направление движения огня, составляет план и схему тушения. Только после этого он принимает решение, где высадить парашютистов-пожарных. Если площадь пожара большая, запрашивает помощь у наземных лесхозов.

Парашютисты-пожарные прыгают из самолета на высоте 800-1000 метров. Перед тем, как высадить десантников или парашютистов-пожарных, летчик-наблюдатель вместе с инструктором группы выбирает подходящее место для их приземления. Они должны высадиться не слишком близко к огню, чтобы их не снесло в очаг возгорания, но и недалеко. Как правило, это расстояние составляет 1,5 километра от огня.

Если возгорание небольшое или обнаружили только задымление без открытого огня, пожарных высаживают рядом. Они самостоятельно заливают огонь и окапывают кромку пожара.

Чтобы определить точное место высадки, летчик-наблюдатель бросает пристрелочную ленту, после чего отслеживает место приземления ленты и делает расчет. «Выбрали время — промежуток от ленты до площадки, пролетели площадку, добавили еще это время, и с этого момента начинаем высадку», — поясняет Андрей.

Если расстояние до лесного пожара небольшое и есть дорога, то пожарные отправляются на специально оборудованных грузовиках УРАЛ и КамАЗ
Если расстояние до лесного пожара небольшое и есть дорога, то пожарные отправляются на специально оборудованных грузовиках УРАЛ и КамАЗ

Первым высаживается более опытный парашютист-пожарный. У него с собой радиостанция, и, если нужно, с земли он корректирует место приземления остальных членов группы. На все это уходит около 15-20 минут. Если пожарный приземлился на деревья, он привязывает к дереву специальный шнур, и с помощью карабина все спускаются вниз. Вслед за ними на грузовых парашютах сбрасывают оборудование для тушения и запас еды на три-пять дней.

На земле пожарные разбивают лагерь и двигаются к месту пожара. На них надеты специальные костюмы и шлем с сеткой. С собой несут бензопилы, лопаты и ранец-огнетушитель. После того, как они закончат работу, они возвращаются в лагерь, расчищают площадку для посадки вертолета, который отвезет их обратно на базу.

По словам Андрея, при шквальном ветре пожар распространяется быстро, со скоростью до 30 километров в час. В этом случае десантники или парашютисты-пожарные просто не могут подойти к кромке лесного пожара, чтобы обработать ее. Тогда они отходят на безопасное расстояние в 500 метров, создают минерализованные полосы, проводят отжиги, пускают встречный пал. «Но и это не всегда помогает: природа есть природа, приходится где-то отступать», — поясняет Андрей.

Также тактика и успех тушения зависят от рельефа местности. Сложно поддается тушению, например, пожар в гористой местности, так как огонь распространяется в гору быстро, а воды поблизости нет. В таких случаях емкости с водой доставляются вертолетами к месту пожара.

Иногда Андрей вылетает на экстренные вызовы, например, во время верхового пожара, когда полыхают кроны деревьев — все вокруг выгорает очень быстро. В этих случаях заявка оформляется молниеносно и вертолет готовится к вылету за считанные минуты. При таком пожаре применяется косвенное тушение: пускается встречный пал или сбивается пламя (заливается водой при помощи авиации). И только после этого на место возгорания высаживаются пожарные, которые обрабатывают кромку.

Фото предоставлено  «Иркутской базой авиационной охраны лесов»
Фото предоставлено «Иркутской базой авиационной охраны лесов»

Сброс воды осуществляется, когда рядом с огнем нет пожарных или они находятся на безопасном расстоянии. Если вблизи верхового пожара есть люди, задача команды, принявшей вызов, — перебросить их на безопасное расстояние; так поступали при тушении лесных пожаров в районе Байкала с помощью самолетов Бе-200 в прошлом году.

— Работали в прошлом году в районе Качуга на двух самолетах Бе-200 в паре с коллегой Виталием Зайцевым. Я иду на набор воды, он в это время идет на сброс воды. Пока мы этот круг пролетаем, кромка успевает подсыхать. Такая стояла жара, что все испарялось моментально, — вспоминает Андрей.

После высадки с собой парашютисты-пожарные несут бензопилы, лопаты и ранец-огнетушитель
После высадки с собой парашютисты-пожарные несут бензопилы, лопаты и ранец-огнетушитель

Андрей показывает на карте маршруты авиапатрулирования. Их протяженность разная: 530 километров в Усть-Удинском районе, 700 километров в Иркутском районе, есть маршрут и вдоль Байкала в 400 километров. Маршрут может увеличиваться, когда по пути попадаются пожары, и нужно осмотреть с воздуха возгорания, высадить парашютистов-пожарных или передать данные диспетчеру.

— При этом, если очаг возгорания находится на удаленном расстоянии в труднодоступом месте, вылетаем туда вместе с десантниками-парашютистами. Если расстояние небольшое и имеется дорожная сеть, то пожарные отправляются на специально оборудованных грузовиках УРАЛ и КамАЗ, — поясняет Андрей.

В здании авиабазы находится учебный класс, где специалисты проходят переподготовку, обучаются на руководителей тушения крупных лесных пожаров. Кроме этого, здесь готовят десантников и парашютистов-пожарных. После того, как ребята изучат теорию, переходят к практике.

На улице стоят два тренажера. На одном из них — вышке — будущие десантники и парашютисты отрабатывают безопасные спуски на специальных устройствах. На втором тренажере с высоты 1,5 метров отрабатывают прыжки с вертолета без спусковых приспособлений и шнура. После успешной сдачи экзаменов ребята готовы приступить к работе.

— Чтобы оставаться в профессии, одних хороших оценок недостаточно, нужно быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, иметь хорошую память и быть многозадачным. К тому же, не каждый выдержит такую нагрузку: когда горят леса, можем вылететь рано утром, а вернуться — поздно вечером. Работаем и в будние, и в выходные дни.

Дома Андрея с работы ждут жена и маленький сын. «Семья за меня переживает, но уже смирилась с моим выбором, поддерживает, — улыбаясь, говорит Андрей. — А я чувствую важность своей профессии, и это придает мне сил и уверенности перед каждым вылетом».

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

  • Владислав 25 апреля 2022 в 14:42 +3

    Интересная статья, спасибо Анастасии и Маргарите за данный материал.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля