Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутянам предлагают избавиться от страхов в «Огне»

«Ночь музеев» в этом году для меня прошла не просто необычно, а очень необычно — мы с подругами пошли на выставку «Страх» в Центр современного искусства «Огонь», открывшийся на улице Марата, 11 в конце 2021 года. Нас привлекла заявленная концепция мероприятия. Предлагалось «прорабатывать страхи, болтать и слушать вдохновение», причём, в темноте. Впоследствии о принятом решении я не пожалела.

Художники изобразили эмоции, а зрители добавили к ним свои
Художники изобразили эмоции, а зрители добавили к ним свои

Необычным с самого начала было всё: на железной двери Центра современного искусства «Огонь» привлекла внимание перечёркнутая надпись «Страх». Мы решили, что это хороший знак — здесь нам точно помогут справиться с негативными эмоциями, и смело вошли. Стоимость борьбы со страхами оказалась вполне приемлемой — 350 рублей. Вместо билетов нам на запястья надели красные бумажные браслеты с QR-кодом. Перед началом перформанса гостям предложили пройти в зал с белыми стенами, на которых висели картины. И тут возникли первые вопросы.

Вначале все выглядело, как на обычной выставке
Вначале все выглядело, как на обычной выставке

Картины висели попарно: одна сверху, вторая чуть ниже. И если при взгляде на первую всё было вполне привычно, то полотно под ней казалось каким-то странным. Не сразу стало понятно, что это почти точная копия, но на ней множество рисунков белой краской, надписей, сердечек, отпечатков ладоней и каких-то хаотичных изображений. Как будто кто-то безумный решил поиздеваться над авторским рисунком. Были выставлены и инсталляции — тоже в двойном экземпляре, второй из которых выглядел изрядно побеленным.

Ровно в заявленное время свет погас, и авторы выставки Василий Кузнецов и Алексей Талатай стали рассказывать, что происходит. Темнота, подсвеченная фонариками от телефонов, придавала происходящему целый ряд дополнительных ощущений. Нам предложили погрузиться в них; сразу стало слышно отдалённое пение птиц и запахло хвоей, что, очевидно, было художественным приёмом, невербально погружающим зрителей в происходящее.

Оказалось, что глубокий смысл выставки в том, чтобы каждый посетитель, глядя на картины, выбрал себе ту, которая максимально подходит под его душевное состояние, и на копии под ней подрисовал что-то своё. «Вот в чём дело», — подумала я. То, что мне показалось хаотичными изображениями, оказалось коллективным творчеством и участием зрителя в современном искусстве.

Ни один посетитель не позволил себе испортить подлинник
Ни один посетитель не позволил себе испортить подлинник

Наши экскурсоводы обратили внимание, что на авторских полотнах рисовать нельзя, и за всё время выставки, а открылась она 30 апреля 2022 года, ни один посетитель не позволил себе испортить подлинник. Ребята сказали, что авторы (а это известные иркутские художники, чьи работы выставлены в самых уважаемых местных музеях и выставках — Прим. авт.) доверились людям, хотя в этом был определённый риск: мало ли что кому в голову взбредёт, да ещё и в бесконтрольной темноте. Но иркутяне оказались культурными людьми, и этот факт лично меня искренне порадовал. После чего нас пригласили в так называемый «чёрный зал» — стены здесь были соответствующего цвета.

Как только я восхитилась уровнем воспитания посетителей выставки, начался какой-то хаос: то кто-то в толпе (а нас было около 100 человек) очень громко грохнется, то чем-то забрякает, то захохочет, то внезапно толкнёт. «Рано хорошо оценила поведение современной публики», — подумала я. Беспокойства добавила девушка, которая вышла из группы зрителей и с совершенно потерянным видом села на пол в углу. Василий и Алексей при этом невозмутимо продолжали своё повествование.

Всерьёз я занервничала, когда в этой темноте ко мне «на таран» почти вплотную подошла вполне приличная с виду барышня и стала смотреть прямо в глаза. И да, эффект неожиданности сработал: на пару секунд я испугалась. Ощущение пребывания в дурдоме усилилось, когда девушка из угла встала и начала раздеваться и хаотично бросать свою одежду в зрителей. Тут до меня, наконец, дошло, что это и есть тот самый перформанс. «Вот оно какое — современное искусство», — решила я, и тревога отпустила.

Ещё одна девушка, вышедшая из толпы, за которой следовал (к счастью, невысокий и худенький) молодой человек, периодически запрыгивающий на неё, меня уже не напугала. Она его таскала на себе с унылым видом жертвы, а парнишке это явно нравилось. Ведущие выставки пояснили, что каждый из зрителей может принять участие в любом происходящем здесь действе. Мне захотелось оттащить маленького нахала от девчонки, но я решила не играть в спасателя на пустом месте. Было уже очевидно, что это актёры, и такая у них задача — эпатировать. И, в конце концов, в зале было много мужчин, но и они не рвались геройствовать. В нашем случае зрители остались зрителями. Но ненадолго.

Внезапно для изумленной публики в центре зала появились люди и стали танцевать какой-то дикий танец с выкриками. Другие наугад выхватывали зрителей и начинали водить вокруг них хоровод с песней «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». Третьи пытались обнять, четвёртые пристально смотрели в глаза. И вдруг всё стихло… В центр зала вышла девушка и стала с надрывом рассказывать, как «одна женщина решила не идти домой». Эта фраза повторялось в течение всего её пятиминутного монолога.

Когда все выступления закончились, зрители разбрелись по выставке. И вот тут каждый мог порисовать на копиях картин и даже на стенах. Как сказали авторы проекта, за месяц так называемый «чёрный зал» постепенно посветлел от рисунков посетителей. Свет так и не включили. Искать «свою» картину нужно было в темноте с фонариком телефона, и это тоже оказалось необычным опытом, ведь в темноте все предметы приобретают совершенно новый смысл.

Актёры тоже не сидели без дела. Они подходили к посетителям выставки и предлагали рассказать о своих страхах. К моему удивлению, с ними делились сокровенными мыслями, после чего все очень трогательно обнимались.

Кстати, было ощущение, что для многих актёров этот перформанс был некой личной арт-терапией. Одна из девушек рассказала, что таким образом она поборола в себе страх публичных выступлений. Если в начале её иногда душили слёзы, то спустя месяц она уже спокойно рассказывает о себе, душевно обнимает зрителей в ответ на их рассказ о своих страхах — это часть её участия в действе.

Я не была морально готова выворачивать душу перед незнакомыми людьми, да ещё и публично, и пошла рисовать. Белая краска оказалась на дощечке у входа, её нужно было намазать на руку и идти творить. Ещё при свете я обратила внимание на пару картин, которые, по совету авторов проекта, «отражали моё душевное состояние». На их копиях я и порисовала и даже написала пару жизнеутверждающих фраз. Правда полегчало.

Картина «Черемуха» вызвала у посетителей, судя по рисункам, много эмоций
Картина «Черемуха» вызвала у посетителей, судя по рисункам, много эмоций

На этом участие в перформансе закончилось. В уборной краску с рук пришлось отмывать довольно долго, но я, сама себе удивляясь, осталась очень довольна. Всё-таки элемент арт-терапии сработал: с помощью рисования, да ещё и в публичном месте я ощутила душевный подъём. Радости добавило ощущение собственноручно оставленного следа в современном искусстве.

Не понравилась духота в «чёрном» зале. Василий и Алексей в самом начале рассказали, что это пространство делали своими силами, как и все копии подлинных картин. Окна они закрыли фальш-стенами и закрасили их в чёрный цвет. Вот только система вентиляции от этого очень пострадала. Как сказали мне позже организаторы, над этим вопросом они будут думать.

Конечно же, мне захотелось узнать мнение зрителей о полученном опыте. Оно оказалось неоднозначным.

— Мне кажется, на этой выставке можно не побороть страх, а приобрести его, — сказала посетительница выставки Анна Волкова. — Например, страх клаустрофобии, или страх, когда нарушают твоё личное пространство. В целом, конечно, интересная идея. Реализация немного подвела, потому что, во-первых, там было не страшно, во-вторых, там очень сложно было остаться наедине со своими мыслями и подумать про свои страхи, потому что вокруг были люди, постоянно какое-то движение происходило, это не располагало к каким-то глубоким осмыслениям.

— Мне было душно очень во втором зале, — поделился впечатлениями Алексей Петров. — На мой взгляд, оптимальное количество посетителей — человек 30, учитывая, что ещё 15 актёров. Из-за скученности не получилось ни картины нормально посмотреть, ни в их импровизацию включиться, потому что постоянно кто-то то локтем толкнёт, то засветит фонариком прямо в глаза. Но сама идея интересная. В первом зале понравилось, что пахло соснами — видимо, использовали какие-то эфирные масла. В темноте это очень хорошо ощущалось.

— Было странно, когда меня взяли за руки, вывели на середину зала и стали вокруг меня водить хоровод, — рассказала Екатерина Меньшова. — Я не привыкла к таким действиям. Мероприятие, в любом случае, необычное, запомнится надолго. Если глубоко задуматься, то такие перформансы делают для того, чтобы человек смог разбудить демонов внутри себя и посмотреть им в глаза. И такая встреча может быть полезной, ведь человека страшит прежде всего то, что неизвестно.

И тем не менее, выставка проходит с успехом у публики — она должна была закончиться 21 мая, но её продлили ещё на неделю. Перформанс вызвал в Иркутске массу мнений и споров: молодёжь считает это современным веянием, где новые произведения искусства создаются коллективно, а представители старой школы называют рисование на картинах кощунством и вандализмом. Те работы, которые в итоге получатся на основе копий картин, планируют издать в отдельном каталоге.

Авторы проекта — Алексей Талатай и Василий Кузнецов
Авторы проекта — Алексей Талатай и Василий Кузнецов

Авторы проекта Василий Кузнецов и Алексей Талатай — студенты Байкальского государственного университета, в этом году они оканчивают факультет «Искусство и гуманитарные науки». Это уже их третья выставка, до этого был проект «Незримая» на основе творчества художника Глеба Иваний и фестиваль искренности «Навсегда». Ребята талантливые, у них есть свой нетривиальный взгляд на современное искусство. Через реакцию зрителей они изучают сегодняшнее общество.

Один из ярких примеров: на копии картины Владимира Бешнова один из посетителей зачеркнул изображение собаки и написал: «Собаки злые». В следующий выставочный день женщина, которая занимается помощью бездомным животным, зачеркнула эту фразу, а нарисованную собаку обвела сердечком. Ну правда же, это очень напоминает противостояние в нашем обществе — кто-то ненавидит бродячих собак, а кто-то им помогает.

Как признались мне ребята, все их выставки они финансируют сами из кредитных денег. О какой-то окупаемости и речи нет. Например, «Незримая» обошлась в 300 тысяч рублей, а заработали они на билетах всего 45 тысяч. Фестиваль «Навсегда» вовсе был бесплатным.

— Мы очень любим Иркутск, у нас есть желание развивать городскую культурную среду, — сказал Василий Кузнецов. — Хочется показывать, что это можно делать новыми неклассическими способами, когда зритель включается в творческий процесс. Мы благодарны Анастасии Лоншаковой, которая поддержала выставку перфомативными практиками: всех актёров пригласила именно она. София Соколовская помогла сделать дизайн всего проекта «Страх».

— У нас уже есть идеи для следующих проектов, — поделился планами Алексей Талатай. — К нам обратились с предложением, чтобы мы стали кураторами третьего всеросссийского фестиваля «Сказка в дереве», который пройдет в музее-усадьбе имени В. П. Сукачева с 12 августа по 18 сентября 2022 года. Безусловно, у нас будут рамки, но в целом мы хотим показать, что переход от традиционных техник к современности возможен и на такой площадке, он может существовать с новым зрительским опытом.

В общем, лично у меня и от общения с ребятами и от их выставки осталось позитивное впечатление. Да — необычно, эпатажно, но если обратиться к истории, поэты Серебряного века в своё время казались выскочками, да и художники эпохи Возрождения тоже. В конце концов, участие зрителя в происходящем — это интересно. Выставка у всех зрителей вызвала массу эмоций, а это ведь и есть главная цель искусства.

И напоследок хорошая новость: выставку «Страх» продлили. Составить своё личное мнение о ней вы можете 28 мая 2022 года в Центре современного искусства «Огонь» на улице Марата, 11. В 21:00 там будет выступать диджей Валентин Устюжин, а в 22:30 начнётся перформанс.

Потолок в одном из залов оставили обгорелым – и как напоминание о пожаре, и как необычную деталь интерьера
Потолок в одном из залов оставили обгорелым – и как напоминание о пожаре, и как необычную деталь интерьера

Справка:
Кстати, само по себе двухэтажное каменное здание на улице Марата, 11, выбранное для Центра современного искусства «Огонь», заслуживает отдельного внимания. Это объект культурного наследия регионального значения, по государственному реестру «Дом призрения бедных имени Сибирякова». Дом построен в 1860-х годах. Архитектор, к сожалению, остался неизвестным. До революции в здании располагалась богадельня — сюда приходили люди, которым нужен был приют на безвозмездной основе. В этом доме с 1895 по 1897 год прожил в ссылке известный революционер Леонид Борисович Красин. С приходом советской власти в особняке было несколько коммунальных квартир.

С 1947 года и до сегодняшнего дня первый этаж здания перешёл в ведение областного колледжа культуры. Второй этаж оставался коммуналкой до 1994 года, затем помещение выкупило частное образовательное учреждение. Она занимала помещение до 2019 года, затем переехала по другому адресу.

В пустующем помещении 12 апреля 2020 года произошёл пожар. И уже после этого второй этаж занял первый в регионе Центр современного искусства с говорящим названием «Огонь». Ремонт после пожара провели на добровольные пожертвования через интернет-площадку. Потолок в одном из залов оставили обгорелым — и как напоминание о пожаре, и как необычную деталь интерьера.

Елена Алексеева, специально для IRK.ru Фото автора

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля