Как кредиторы навязывают дополнительные услуги
Елена пришла в банк за кредитом на ремонт квартиры. Проблем у женщины не возникло, сумма была небольшая — 320 тысяч рублей, а свою платежеспособность она подтвердила справкой с места работы. Елена погасила кредит досрочно, что было разрешено договором. Однако через три месяца она узнала, что у нее копится долг за смс-информирование. Перечитав внимательно договор, она обнаружила, что вместе с основным документом подписала согласие на оказание этой услуги за 100 рублей в месяц.
Или другой случай. Виктор пришел покупать машину в автосалон — давно мечтал о новеньком авто. Без автокредита не обойтись. В процессе оформления менеджер банка предложила приобрести ряд дополнительных услуг, в том числе и кредитную карту, от которых мужчина отказался. Дома Виктор подробно изучил все подписанные документы и понял, что теперь обязан платить за допопции, которые менеджер не озвучила, но включила в договор. Так, например, он приобрел полис КАСКО, полис страхование жизни, а это 0,2% за каждый месяц кредитования, и согласие на страхование супруги. Переплата по всем приобретениям составила около девяти тысяч рублей в месяц.
И таких историй много.
На какие только ухищрения не идут банки или МФО, чтобы навязать своим клиентам дополнительные услуги при оформлении кредита или займа. Людям предлагают заплатить за улучшение кредитной истории, смс-информирование, консультации по вопросу подачи документов в Федеральную налоговую службу, страховку, медицинские и юридические услуги, дополнительные услуги по изменению даты внесения ежемесячной платы.
Для потребителя чаще всего допуслуги не представляют никакой пользы. А в некоторых случаях они входят в стандартный набор услуг при выдаче кредита/займа и за них платить не надо.
Чаще всего в банках заемщиков убеждают, что без дополнительных услуг они не смогут получить кредит или процентная ставка окажется выше. А иногда в договорах заранее проставляют отметки о согласии клиента на приобретение тех или иных платных услуг. Ставку делают на то, что люди не читают документ полностью или делают это невнимательно — как правило, это срабатывает. В микрофинансовых организациях потребителям предлагают оплатить услуги круглосуточного теледоктора, мастера на час, адвоката, консультации по коронавирусу.
В прошлом году в Банке России отметили увеличение жалоб в отношении МФО на навязывание дополнительных услуг. Теперь «автоматизация» навязывания дополнительных услуг будет уходить в прошлое, а количество жалоб на навязывание уже начало снижаться.
Как отметил руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута, формально заемщик сам на все это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание еще в прошлом году было сложно.
— Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги и он готов их приобрести вместе с кредитом, – пояснил Михаил Мамута. – Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа.
Что изменилось
С 30 декабря 2021 года заемщики могут отказаться от любой услуги, которую они приобрели вместе с кредитом или займом. Для принятия решения у людей есть 14 календарных дней после оформления договора.
Кроме этого, согласно правилам, кредиторам запрещается заранее проставлять в договоре отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Их оформление возможно в том случае, если человек самостоятельно поставил «галочку». Это следует учитывать не только банкам и МФО, но и кредитным потребительским кооперативам и ломбардам.
Как вернуть деньги
Чтобы вернуть деньги, необходимо обратиться с заявлением о возврате в компанию, услугу которой вы оплатили вместе с кредитом или займом — контактная информация должна быть указана в договоре. В течение семи рабочих дней эта организация обязана перечислить вам деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. При этом вы ничего не обязаны объяснять или доказывать в своем заявлении.
Если компания не возвращает деньги, то следует подать заявление уже в банк или МФО. Однако сделать это можно только по истечении 30 дней после обращения к компании – поставщику услуги, но не позже 180 дней с этого момента. У банка или МФО, в свою очередь, также есть семь рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту деньги.
Куда жаловаться при навязывании дополнительных услуг
Если вы увидели, что в заявлении на кредит/заем за вас уже проставлены «галочки» на оплату дополнительных услуг или банк/МФО безосновательно отказываются возвращать деньги за дополнительную услугу, обратитесь с жалобой в интернет-приемную Банка России. Для этого в своем обращении прикрепить фото или скрин договора, а также переписку с кредитором.
Специалисты проверят информацию (они могут проводить такие проверки, в том числе в режиме «тайного покупателя») и проведут необходимую работу с кредитором. Если факт, описанный в жалобе, подтвердится, банку или МФО грозит наказание.
Помните, кредитные организации могут отказать вам в возврате денег только в следующих случаях:
- заемщик не успел обратиться к лицу, оказавшему услугу, в положенные 14 дней после заключения договора;
- заемщик успел воспользоваться услугой в полном объеме;
- заемщик не платил за нее;
- ему уже вернул деньги поставщик услуги.
Информация предоставлена ЦБ РФ
IRK.ru