Сибирская школа геонаук (Siberian School of Geosciences или коротко SSG) – исследовательский институт в составе ИРНИТУ и, одновременно, крупная геологическая корпорация в отрасли рудной геологоразведки. Одновременно этот институт является выпускающим по четырем направлениям подготовки, и участвует в реализации еще нескольких.
«Мы применяем оригинальный подход в обучении, где образовательные программы интегрированы в научные и производственные геологопоисковые работы. И это совсем не то, что стандартная производственная практика вузовских студентов. Наши наиболее успешные выпускники, к моменту получения диплома о высшем образовании, имеют уже несколько лет непрерывного трудового стажа», – объясняет научный руководитель Сибирской школы геонаук, профессор практики Иркутского национального исследовательского технического университета Александр Паршин.
Как именно все устроено в SSG? Александр Паршин рассказал как идеолог и организатор Школы, а студенты, получившие опыт работы на различных проектах от Камчатки до Кольского полуострова, поделились реальными историями.
– Некоторое время назад Иркутский политех озадачился «пересборкой» программ подготовки специалистов по всем геологическим специальностям. Центром трансформации стала исследовательская программа Сибирской школы геонаук. Нашей задачей стала генерация знаний, создание новых технологических и методических решений, формирующих конкурентные преимущества на рынке геологоразведки. Сейчас в составе Школы пять исследовательских подразделений, сфокусированных на взаимосвязанных тематиках. Это департаменты рудной геологии, геофизики, геоинформатики, поискового бурения, геоэкологии.
Четко обозначена исследовательская повестка SSG. Она направлена на оптимизацию методологии и технологии развития минерально-сырьевой базы по рудным полезным ископаемым в сложных условиях. В условиях плановой экономики СССР можно было идти в сторону месторождения десять лет. Сейчас планировать сложно и невозможно, горнорудные компании как правило, стараются успевать за 3-5 лет «сделать» объект или забраковать площадь. Но кризисные явления в экономике требуют еще большего сокращения горизонта планирования для рудного бизнеса. Исследования, разработки, сервис в данном направлении стали осознанным направлением нашей деятельности. Кроме технологий, конечно, необходимо кадровое обеспечение – правильно подготовленные студенты, способные уже на ранних курсах решать реальные задачи современных геонаук. За короткий период они становятся настоящими профессионалами.
Оригинальная программа SSG «Проектный трек», которая впоследствии стала программой ранней карьеры, изначально была рассчитана на студентов Института недропользования ИРНИТУ. Сегодня, как мы понимаем, свою индивидуальную образовательную траекторию могут выстроить студенты любых специальностей Иркутского политеха?
– Да, все студенты политеха, и геологоразведочного техникума. Но создавалось, в первую очередь, для студентов Сибирской школы геонаук и Института недропользования. Что действительно важно, так как это желание студента взять свою жизнь в свои руки, приобрести дополнительный опыт и знания. А современные геонауки по своей сути междисциплинарны и требуют широкого круга инженерных, ИТ, эко-био и других компетенций.
Существует несколько форматов программы ранней карьеры. Например, открытая конференция, когда исследователи и профессора (как ИРНИТУ, так и внешних научных организаций, предприятий) представляют студентам свои проекты исследовательского или практического направления. Студент выбирает, каким проектом ему будет интересно заниматься на протяжении следующего календарного года. Сфокусироваться можно, например, на эколого-геохимических исследованиях или разработке аппаратуры, на поиске урановых месторождений или работе с беспилотниками. По итогу участия в проекте, студент обязан подготовить доклад и представить его на научной конференции, а также сделать публикацию. Важно презентовать результаты своей работы публично. Мы считаем, что каждый студент должен получить опыт исследовательской деятельности. Любой профессионал рано или поздно столкнется с необходимостью защищать свою позицию в формате отчетов и докладов, и лучше, если его научат это делать еще на младших курсах.
Через год, на следующей конференции, можно выбрать другой проект или остаться на текущем. Поскольку научная программа Школы имеет ориентацию на практику, данные проекты безусловно ведутся в рамках тематик, подразумевающих участие в производственных проектах, где можно дополнительно к базовой зарплате неплохо заработать.
Участие студентов в научных конференциях – это первые шаги в профессиональное сообщество. Молодых ребят мастистые ученые готовы воспринимать всерьез?
– Почему нет? Если действительно проведена качественная работа. Вот свежий отличный пример. Студенты Сибирской школы геонаук, обучающиеся по специальности «Геоинформационные системы», записались на участие в проектах департамента геоэкологии и меньше чем за год упорного труда, получили прекрасный исследовательский материал. Представили его на конференции и начали систематически становиться лауреатами тематических конкурсов по экологии – от Международного симпозиума им. академика Усова «Проблемы геологии и освоения недр» до эко-хакатона компании «Полюс Золото». Самые авторитетные эксперты по геоэкологии отмечают их прогресс. После подобных мероприятий молодых специалистов с удовольствием готовы забрать на стажировки, в магистратуру, приглашают в соавторы научных публикаций. То есть они «котируются», на них как на профессионалов обращают внимание, им уже делают карьерные предложения. А они даже не экологи. Но все видят, их потенциал, их практические результаты. На этой базе теперь они делают хорошие комплексные проекты и по другим областям геонаук.
К слову о карьере. Как так получается, что студенты Сибирской школы геонаук могут быть трудоустроены уже на первом курсе вуза?
– Основа нашего проектного метода в инженерном образовании заключается в программе ранней карьеры, она в том числе решает задачу кадрового обеспечения исследовательских и производственных программ ИРНИТУ. Различные методики, дают студентам возможность уже на первом курсе пройти отбор на конкурсные позиции младших исследователей и на постоянной основе – имея регулярную зарплату, подписав контракт – работать по реальным геологическим проектам в составе профессиональных коллективов Школы. То есть с первых лет обучения в вузе можно зарабатывать деньги интеллектом, и зарабатывать профессиональный стаж. По мере повышения квалификации переходить на более ответственные, высокие позиции.
Как этот сценарий профессионального роста воплощается в реальности? Какие задач и проекты вполне возможно поручить первокурсникам? Они же совсем еще не опытные.
– Своего рода «испытания» основная часть первокурсников проходит во время первой учебной практики. Некоторые специальности еще раньше – в зимнем семестре, в рамках геоэкологических исследований, интегрированных в ряд дисциплин. Полигон учебных геологических практик «Черноруд» расположен в Ольхонском районе, у Байкала. Место по геологической ситуации уникальное, международного значения. Для прохождения практики геологов, гидрогеологов, геофизиков, геохимиков – оптимально.
Там ребята теперь не просто проходят ознакомительную геологическую практику, как это было раньше, но во вторую половину дня получают базовые компетенции по ряду прикладных направлений геофизики, геохимии, геоинформатики. Это позволяет им при желании сразу после окончания практики включиться в летние производственные работы. Плюс за две недели самостоятельной жизни, оторванные от родителей, они проявляют свои личностные качества, умение адаптироваться. Мы за всеми наблюдаем, отбираем самых активных, талантливых, перспективных, готовых работать в реальных условиях. Они могут попасть в программу ранней карьеры, стать лаборантами-исследователями потом дорасти до старших лаборантов и даже инженеров – на старших курсах, когда наработают опыт, стаж, квалификацию. Эти студенты формируют «костяк» наших трудовых команд, они широко задействованы как в коммерческих полевых работах, так в постоянно идущих исследованиях. Коммерческие проекты, естественно, оплачиваются отдельно.
Работа учебе, получается, не помеха?
– Наоборот, они друг друга дополняют. Качественное инженерное или исследовательское образование можно получить только применяя теорию на практике, иначе это просто сведения, которые забыты вскоре после сдачи зачета. Важно, что таким образом более качественные знания дают студентам финансовый результат, продвижение по карьерной лестнице, их заработки зависят только от компетенций. Все специалисты Школы хотят, чтобы именно их проекты были обеспечены максимально компетентными студентами. Но ставки конкурсные, так что спрашивают с тебя по полной программе, ведь всегда есть другие студенты, которые хотят получить постоянную ставку. Контракт длится год, и автоматически контракт продлят не всем.
Есть риск не справиться? Конечно. Если у студента ухудшается успеваемость, то делаем вывод: «не тянет» и он в этой системе больше не задействован, пока не справится с базовой образовательной программой. Наш ориентир – развитие. Если, научившись выполнять задачи в простых проектах, человек довольствуется относительно «лёгкими деньгами» и к профессиональному росту уже не стремится, нам с ним не по пути. Цель – не техника вырастить, а квалифицированного инженера. Не зря здесь со словом «ingenious» общий корень. Вот на такой уровень мы ориентированы. И предлагать оригинальные решения наши инженеры способны, как раз опираясь на широкий практический опыт.
Полевые работы преимущественно сезонные?
– Геологопоисковая деятельность, конечно, сезонная. При этом за лето при желании можно успеть поработать на 2-3 разных объекта. А в течение года появляются и проекты смежных направлений, не связанных с полевыми геологоразведочными проектами. Например, зимой проводятся масштабные исследования качества атмосферного воздуха в Иркутске и других городах области.
Сегодня мы – не просто исследовательский институт университета, а одна из крупных геологоразведочных компаний в России, по крайней мере в области поисков руд. Имея более 150 постоянных специалистов (большая часть которых – студенты), не считая специалистов других организаций нашего консорциума, мы проводим работы по всей стране, участвуем в научных и производственных экспедициях на территории от Карелии и Кольского полуострова до Камчатки, т Заполярья до Юго-Восточной Азии. Интеграция образовательных программ и практической деятельности обеспечивает максимальное количество толковых исполнителей. Речь уже о более чем сотне ребят, многие трудятся на постоянных исследовательских позициях, другие регулярно принимают участие в конкретных проектах. Это гораздо лучше, чем сезонные рабочие, которых обычно нанимают геологические компании на разовые проекты, ведь студенты с нами надолго, они мотивированы, им дана возможность развиваться.
Не скрою, что часто в университеты обращаются организации, которым нужны практиканты в роли, скорее, разнорабочих. Нет, мы своих студентов ценим гораздо выше. Приучаем их в полном объеме брать на себя задачи и ответственность за результат.
Конкурс на коммерческие проекты большой, сложно пройти отбор?
– Я бы сказал, что если действительно готов работать, то задача найдется. После распада плановой системы экономики в отрасли наступил кризис, специалистов-геологов осталось немного. За десятилетия известные месторождения исчерпали, нужны новые, а также становятся востребованными все новые виды полезных ископаемых. В связи с этим нынешней ситуации геология – огромное поле для деятельности. Потребность человечества в минеральном сырье вечная. Поиски и разведку будут вести всегда – сейчас на Земле, завтра на Марсе. И если вы умеете это делать хорошо, для вас всегда найдутся интересные проекты. Нам, повторюсь, есть чем занять сотни студентов.
Сразу скажу, труд нелегкий. Но сколько в нем романтики!
Вспомнились строки песни «Держись, геолог! Крепись, геолог!»
– Романтику путешествий можно найти в разных сферах – и в географии, и в биологии… Эффективная концепция подготовки специалистов «подружила» науку, образование с коммерческими проектами добывающих, сервисных и других компаний.
Так выстроена система, где студенты параллельно с учебой могут реализовать себя и как производственные специалисты, и как исследователи. Мы хотим, чтобы студенты с позиции ребенка «переключались» на более активную роль, и воспользовались настоящим социальным лифтом, который представляет геология. Мы предлагаем еще в вузе стать частью геологического сообщества, и, при определённом упорстве, к концу обучения в ИРНИТУ иметь непрерывный трудовой стаж более 4-х лет, подтвержденный научными публикациями.
Мы видим, что еще до окончания университета такие ребята нарасхват. Их с удовольствием приглашают добывающие и сервисные компании – причем как рудные, типа «Полюса» или «Высочайшего», так и нефтегазовые. Как ни странно, туда уходит значительная часть геофизиков и ГИС-инженеров.
Причем, я знаю истории, когда карьеру великолепного инженера построили ребята из маленьких поселков, с невысоким баллом ЕГЭ. Им порой пытаются внушить, что блестящее будущее им «не светит». Не соглашусь! «Стобальники» в реальной жизни порой ломаются, сходят с дистанции. А те, кого сельские учителя гениями не считали, иногда добиваются гораздо большего.
Лично мне приятно осознавать, что наш Иркутский политех может дать молодежи отличный шанс в жизни. Умные, отважные, способные, упорные становятся лучшими представителями геологического сообщества. А в этом сообществе интересные задачи, хорошие люди и хорошие деньги.
Евгения Валькова, направление «Информационные технологии в недропользовании», выпускница магистратуры:
— Я занимаюсь обработкой данных, обучаю студентов и принимаю участие в производственных проектах по маловысотной геофизике с применением беспилотных летательных аппаратов. В прошлом году участвовала в беспилотных геофизических работах в Карелии и в Забайкалье. До этого ездила в Якутию и в Бодайбинский район.
Интересно, конечно. По первому образованию я геофизик, но потребовалось еще и в коптерах разбираться, и пилотировать, и с различным оборудованием уметь работать и много еще нюансов знать. Поэтому мотивация была – расширить свои знания. Поначалу было страшно, сейчас еще страшнее. Ответственность увеличивается. Каждое поле индивидуально. Везде свои трудности, условия, внештатные ситуации, «взлеты и падения».
Но не стать профессионалом, если не знать, как все на практике работает. Так-то диванных специалистов хватает. Но мне повезло. У меня прекрасные коллеги, любят, что делают. Я им многим обязана. Всегда помогут, подскажут, поддержат.
Условия «в полях» непростые. Может, придется жить в деревянном домике на берегу реки с баней, вайфаем и холодильником. А бывает – в палатке, окруженной заснеженными вершинами. Всякое случается, не любому это подойдет. После мегаполиса – мягко говоря, непривычно. Нужно быть готовым ко всему – без ванной обходиться пару недель или «обувать» вездеход. Нет-дороги? Идти пешком. И нести оборудование «на горбу». И в брод!
Завтра на целый день прогнозируют плохую погоду? Значит, летаем ночью. Ты уехал в поле на месяц, а торчишь тут полтора и пропускаешь свадьбу друга? Не исключено, что ты пропустишь и свою, дорогой друг, плюс «день рождения, Рождество, Хануку, Хеллоуин и Первомай.»… Главное – легко к этому относиться, с юмором. И потом есть что вспомнить, рассказать.
Трудности, конечно, закаляют. Нестандартность ситуаций не дает закостенеть, учит принимать решения. Да, порой неправильные, сложные, ответственные. Но в этом случае человек растет.
Описать словами невозможно. Но если погрузиться в суровый, но интересный геологический мир, то достигнешь и глубин и высот ранее недоступных.
Дарья Субботина, специальность «Геоинформационные системы» 2 курс:
— Я участвовала в полевых работах, которые проводились в Норильске летом 2021 года. А также в некоторых научных проектах: «Комплексная экологическая оценка состояния города Свирск», и «Оценка состояния атмосферного воздуха» в таких городах, как Иркутск и Усть-Кут. Принимала участие в научной конференции «Игошинские чтения», которая проводилась на базе ИРНИТУ, в «Международном научном симпозиуме молодых ученых и студентов имени академика Усова» в городе Томск, а также онлайн участие в конференции «Экология родного края: проблемы и пути их решения» в Кирове.
В данный момент я составляю проект для БПЛА съемки в Норильске летом 2022 года. Задача состоит в том, чтобы собрать все карты и спутниковые снимки, которые понадобятся в дальнейших работах, выбрать из нескольких самую детальную цифровую модель рельефа для полетов и усовершенствовать её. Это мой первый опыт работы в геофизических исследованиях.
Мне важно и интересно получить опыт работы в разных областях, что увеличивает вероятность найти именно своё призвание. И к тому же открывается возможность путешествий по России.
Искренне люблю атмосферу в Сибирской школе геонаук, с которой связываю свое будущее. Коллектив действительно потрясающий. Старшие коллеги никогда не отказывают в помощи, готовы уделить время каждому, ответить на вопросы и помочь, если возникли проблемы.
За время работы я научилась многому. Рада взрослеть в окружении добрых, образованных и увлеченных людей, перенимать только лучшие личностные качества и самосовершенствоваться.
Икрамов Зневиддин Лутфиддин Угли, специальность «Геоинформационные системы» 3 курс:
— Я сам из Узбекистана. Горжусь, что учусь в ИРНИТУ. В университете созданы великолепные условия, для иностранных студентов в том числе.
Я только что вернулся с полевых работ, которые проходили в Забайкальском районе, поселок Билитуй. Моими задачами были отбор проб и создание ГИС–проекта. Ездили вместе с еще двадцатью студентами из Иркутска. У нас очень дружный коллектив.
Это не первый мой полевой опыт, поэтому я был полностью готов к работе, как морально, так и физически. По итогу я научился на практике проводить геохимические работы. Так как в геошколе мы получаем огромный опыт не только в сфере ГИС и геофизики, но и в других областях геологии, я жду с нетерпением следующих полевых работ.
Ольга Брайт, на правах рекламы