Несмотря на то, что в Иркутске с каждым годом появляется все больше мест для отдыха и развлечений, любимым все же остается набережная на бульваре Гагарина. Здесь можно весело провести время как с семьей, так и насладиться одиночной прогулкой в тени раскидистых деревьев — прокатиться на речном трамвайчике, посетить колесо обозрения и увидеть город с высоты птичьего полета или, устроившись на скамейке на берегу Ангары, наблюдать за играющими на солнце струями воды речного фонтана. Но не всегда эта часть набережной выглядела так привлекательно и являлась точкой притяжения для горожан — когда-то здесь были болота с зарослями, в которых терялся скот.
Протяженность набережной на бульваре Гагарина составляет 2,3 километра, она проходит вдоль правого берега реки Ангары от улицы Кожова до Глазковского моста. По набережной мы прошлись с историком Вадимом Петровичем Шахеровым, который рассказал, как обустраивалась эта территория.
В Сибири много городов, которые расположены на берегах рек, — на Оби, Енисее, Лене, Ангаре. И для любого такого города своего рода фасадом является набережная. Иркутск в этом плане не стал исключением, но история набережной на бульваре Гагарина отличается от истории строительства той же Цесовской набережной, так как в то время этот участок улицы находился в низинке, которую то и дело подтапливало.
В 1652-м году на острове Дьячий, расположенном в устье Иркута, ниже современного автодорожного моста, казак Иван Похабов обустроил зимовье, чтобы собирать с бурятского населения ясак — налог мехами пушных зверей. Из-за того, что остров подтапливало, решили перенести зимовье на более высокое место. Так, 6-го июля 1661-го года на высоком берегу реки Ангара, на мысу между Ангарой и Идой (Ушаковкой), напротив устья Иркута, появился острог — на месте нынешнего Вечного огня и Спасской церкви.
Но и новое место оказалось не очень удачным: берег был невысоким — его подмывало и постоянно подтапливало, особенно вдоль современного бульвара Гагарина. Вместе с тем местоположение острога имело важное геополитическое значение, отмечает Вадим Петрович, так как он стал своего рода препятствием для монголов, которые через Тункинскую долину совершали набеги на бурятские земли.
С наступлением холодов и до того, как Ангара окончательно замерзала на зиму, начинался ледостав, из-за которого уровень воды повышался. Но еще больше страдала территория от нынешнего Глазковского моста и до Белого дома, когда река вскрывалась ото льда. В это время место, где была излучина (плавный изгиб русла реки. — Прим. ред.) Ангары, заполнялось торосами. Ледяные бугры, идущие поперек реки, становились своеобразной плотиной, и берег заливало — уже вместе с постройками. В летописях зафиксированы года, когда вода доходила вплоть до улицы Луговая (Марата) и даже до нынешнего сквера Кирова. Однако наводнения случались не только из-за льда, но и из-за проливных дождей и обильного таяния снегов в Саянах, когда на несколько метров повышался уровень воды в Иркуте.
«Зимой это была настоящая напасть для иркутян. В „Иркутской летописи“ пишут о сильном наводнении 7 января 1721 года, тогда на нынешней улице Чкалова возле Троицкой церкви уровень воды превысил 1 метр. Другое отмеченное летописью наводнение случилось 5 января 1870 года, Белый дом стоял окруженный водой, а неподалеку от нынешнего отеля „Мариотт“ уровень воды был выше на два метра. Наводнения случались именно зимой, во время ледостава: в морозы на Ангаре образовывался донный лед, русло сужалось, и когда она начинала замерзать на поверхности — воде не хватало места, и река порой выходила из берегов. Начиная с 1871-го года, от Белого дома до понтонного моста стали насыпать ледяной вал высотой до 5 метров, общая длина его иногда доходила до 16 километров, — так город спасался от январских наводнений. Последнее крупное наводнение произошло 4-7 января 1952 года, вода тогда дошла до улицы Степана Разина». (Г. Галазий, «Байкал в вопросах и ответах. Иркутск», 1989)
Правый берег Ангары был длинный и извилистый, и осваивался он в разное время. Если смотреть старые карты, говорит Вадим Шахеров, нынешняя улица Ленина (Амурская) делила город на иденскую (ближе к реке Ида, нынешняя Ушаковка) и ангарскую стороны. Первоначально застраивалась та часть города, где берег был выше и меньше подвергался затоплению (сейчас это район Цесовской набережной). Там находились деревянный гостиный двор, Спасская церковь, таможенная изба и различные административные здания. А вот строительство в ангарской части города велось медленно. Долгое время территория от Глазковского моста и до стадиона «Труд» носила неофициальное название «Потеряиха» из-за того, что там было много заболоченных участков c зарослями, где часто терялся скот. Даже нынешняя улица Марата в то время называлась Луговой не просто так: она вела в ту сторону, где было пастбище.
Набережная улица начала заселяться в конце 17-го — начале 18-го века как западная часть Иркутского посада. К 1729-му году она доходила до современной улицы Карла Маркса, где в то время находился внешний палисад города, здесь располагались пристани, рыбные лавки и уже появились деревянные жилые дома.
На Цесовской набережной берегоукреплением занялись уже с середины 18-го века, и по вполне понятным причинам: здесь находился административный центр острога, и разрушение берега негативно сказывалось на его жизни. Чтобы защитить берег от постоянного подмывания и разрушения, уже с 1749-го года здесь строили обрубы и забивали деревянные сваи. А в 1802-м году над укрепленным берегом установили настил, на котором построили несколько беседок, превратив его в первую благоустроенную набережную (источник: «Иркутск в панораме веков», 2002 год). А вот на беды жителей ангарской набережной, которые страдали от постоянных разливов воды, не обращали внимания. А ведь когда уровень воды поднимался на три-пять метров, топило уже не только подвалы жилых домов, но и первые этажи зданий. Были случаи, когда горожане могли между домами проплывать на лодках.
В 17-18-м веках глазковская сторона осваивалась только вдоль берега и дальше по Кайской горе, где была дорога, которая вела на юг Байкала, в сторону Тунки.
Пожар 1775 года уничтожил большую часть деревянных строений и позволил расширить и перепланировать центр города. С конца 18 века на ангарской набережной стали появляться первые каменные здания — это были, как правило, купеческие особняки, и благоустраивалась территория вокруг них. Так, в книге «Иркутск в панораме веков» упоминается сад, устроенный иркутским губернатором Францом Кличкой около своего загородного дома на Ангаре. Позднее на месте сада было построено каменное здание Института благородных девиц. Тем не менее, по-прежнему большую часть построек в городе составляли деревянные дома, вокруг которых было много грязи и мусора.
В 1800-м году для своей семьи купец Михаил Васильевич Сибиряков построил усадьбу, ныне известную как Белый дом или Дворец Сибиряковых, в 1855-м году на набережной возвели Институт благородных девиц, а в 1871-м году — Кузнецовскую гражданскую больницу на 220 коек.
Впервые городские власти задумались о берегоукреплении и благоустройстве этой части набережной только в 70-х годах 19-го века. Инициативу проявила городская дума, но вот работы провели на средства богатых купцов. На собранные деньги сделали земляной вал высотой около трех метров, верхнюю часть утрамбовали и сделали что-то вроде бульвара; рядом, вдоль прогулочной дорожки, посадили деревья и поставили скамейки. К сожалению, изображений набережной того времени до наших дней не дошло, так как художники предпочитали рисовать более живописные места.
— За территорией не следили, и она быстро пришла в упадок. Согласно дошедшим до нас сведениям, скамейки прослужили недолго, а часть деревьев жители спилили на дрова, — рассказывает историк.
В начале 19-го века на набережную перемещается резиденция иркутских градоначальников, а впоследствии — генерал-губернаторов Восточной Сибири. Тогда и задумались о том, чтобы облагородить эту территорию. Второй этап благоустройства начался в начале 20 века. Возле резиденции генерал-губернатора построили пристань — эту часть набережной старались благоустроить прежде всего.
В 1908-м году в честь завершения строительства Великого Сибирского пути в месте пересечения бульвара с Большой улицей (ныне — улица Карла Маркса) на народные пожертвования был воздвигнут памятник царю Александру Третьему, а вокруг монумента разбили сквер — территорию отсыпали и высадили лиственницы, тополя и яблони. Вокруг посадок установили временную деревянную ограду для защиты от скота. Все работы в рамках благоустройства велись на деньги иркутского генерал-губернатора Павла Ипполитовича Кутайсова. Благодаря ему же, были высажены деревья вдоль Набережной улицы от дома генерал-губернатора и до понтонного моста. В 1910-м году вокруг сквера появилось металлическое ограждение. Решетки и несколько ворот с калитками изготовили в мастерской на Троицкой улице в Иркутске.
Через год председатель городской комиссии по улучшению улиц, площадей и бульваров, гласный думы и архитектор В.А. Рассушин представил городским властям эскизный проект сквера на Набережной улице. Получив одобрение местной думы, в 1914-м году он приступил к благоустройству сквера, который получил название Александровского. В нем появились фонтан, павильон-буфет, курительный зал, беседки для отдыха. Сквер был огорожен, а за его посещение взималась плата. В 1920-м году, после установления советской власти, памятник Александру Третьему демонтировали, а сквер переименовали в сквер Парижской коммуны.
Как и в дореволюционное время, здесь по-прежнему работал детский парк аттракционов — с качелями, каруселью, гигантскими шагами, устраивались танцевальные вечера. В 1960-м году бывший Александровский сад перенесли в Глазково.
Определенной вехой в благоустройстве набережной стало строительство капитального моста через Ангару в 1931-м году, так как по завершении работ территорию вокруг привели в порядок.
В 17-18-м веках было организовано два переезда переправы через Ангару, которыми пользовались, когда лед вскрывался. Первый — Московский (от Московских ворот), второй — Троицкий (от того места, где в будущем построят Глазковский мост). С одного берега реки на другой переправлялись сначала на карбасах . Карабас представлял большую плоскодонную лодку с настилом из досок. В носовой части находилась на стержне массивная цилиндрическая вертушка, по которой ходил канат, перекинутый через реку и прочно закрепленный на берегах. По этому канату и продвигался карбас. Затем стали использовать плашкоуты, которые представляли собой два больших карбаса, соединенных перекладинами на некотором расстоянии друг от друга. В кормовой части сооружения находилось рулевое управление со штурвальным колесом, а в носовой – стояли два столба с перекладиной вверху. Плашкоуты также передвигались по канату.
В 1891-м году в Иркутске появился первый, хотя еще не капитальный понтонный мост. Его построили к приезду цесаревича Николая — будущего российского императора Николая Второго, поэтому переправу и называли Николаевской. Однако конструкция моста была ненадежной, и в плохую ветреную погоду понтоны срывало и уносило вниз по течению, где их вылавливали и возвращали на место.
В 1906-м году впервые заговорили о строительстве постоянного моста через Ангару, однако, сначала не хватало денег – требовалось более 2,3 миллиона рублей, а затем началась Гражданская война, и потому к реализации проекта приступили только в 1931-м году. В итоге капитальный мост на четырех опорах возвели всего за 1,5 года силами двух тысяч человек. За свою не столь уж долгую жизнь какое только название ни носил мост — и имени В.И. Ленина, и Старый мост, и Ангарский мост, и Старый Ангарский мост, сегодня — Глазковский мост.
В 50-60-х годах набережная была существенно реконструирована: на всем протяжении возведена высокая подпорная стенка и парапеты, чтобы в зимнее половодье бульвар не затапливало. По рассказам иркутян, в последний раз сильнейшее наводнение произошло в 1952-м году. Тогда, вспоминают они, пробираться приходилось по заборам, а те, кто жил на бульваре и в непосредственной близости от этой улицы, спасались на верхних этажах зданий.
В 1959-м году Никита Сергеевич Хрущев, находясь с визитом в США, пригласил президента Дуайта Эйзенхауэра посетить СССР. Приглашение тот принял и запланировал посетить в том числе Иркутск. И уже в следующем году советские власти под предлогом подготовки к празднованию 300-летия Иркутска в срочном порядке выделили деньги на благоустройство Иркутска. Так, были отремонтированы дороги, возведены гостиницы, построен фонтан в сквере имени Кирова, высажены деревья на набережной. Кроме этого, построили и дорогу от Иркутска до Листвянки длиной 65 километров, до чего у местных властей еще долго бы не дошли руки. Но из-за разразившегося политического скандала встреча лидеров не состоялась.
Долгое время набережная на бульваре Гагарина оставалась в неизменном виде, и, как следствие, тротуар местами пришел в негодность, бетонный парапет раскололся и начал разрушаться. Из-за отсутствия финансирования к комплексному ремонту набережной приступить так и не смогли — в итоге начали реконструировать территорию частями.
Так, в 2019-м году благоустроили небольшой сквер на бульваре Гагарина напротив Иркутского государственного научно-исследовательского института редких и цветных металлов (Иргиредмет). В середине июня 2020-го года реконструировали территорию от памятника Александру III до улицы Красного Восстания и обустроили там небольшое пространство для отдыха.
Интересна и история переименования набережной. В 18-19 веках эта часть набережной носила название «улица Набережная Ангары». Затем ее переименовали в Вузовскую набережную, так как здесь располагалось несколько корпусов Иркутского государственного университета, в том числе и здание Белого дома и здание Института благородных девиц, которое впоследствии тоже стало одним из корпусов университета. В 1961-м году летчик-космонавт Юрий Гагарин полетел в космос, и по случаю этого события набережную в том же году переименовали в его честь.
Сегодня, гуляя по бульвару Гагарина, можно узнать много интересных фактов об истории нашего города и представить, как Иркутск выглядел и чем жил в 19-20 веках. Ведь здесь находятся несколько памятников (памятник Александру III, памятник «Солдатам правопорядка», памятный бюст Юрию Гагарину) и исторических зданий: Кузнецовская больница (1871—1875 годы), госпиталь Красного креста (здание XIX века), Девичий институт (1855—1861 годы), Белый дом (1804 год), здание бывшей канцелярии Генерал-губернаторства Восточной Сибири (1780—1790 годы) и здание музея ВСОРГО (1882-1883).
Если у вас есть интересные истории, которые связаны с любой из набережных или же в семейных архивах сохранились старые фотографии с берегов Ангары – присоединяйтесь! Истории и иллюстрации присылайте на адрес электронной почты foto-irkru@mail.ru. Получить дополнительную информацию можно по телефону редакции (3952) 48-88-50 (доб. 201).
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой, из архивов музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова, а также из открытых источников
Анастасия Маркова, IRK.ru
«Ведь здесь находятся несколько памятников (памятник Александру III, памятник „Солдатам правопорядка“, памятный бюст Юрию Гагарину)» - А это точно историк писал? Или школьник-двоечник? Так-то человек с образованием должен знать, что бюст - это памятник с плечами. Т.е. плечи должны быть и грудь,…