Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

От «Потеряихи» к детским аттракционам и Белому дому: история набережной на бульваре Гагарина

От «Потеряихи» к детским аттракционам и Белому дому: история набережной на бульваре Гагарина

Редакция IRK.ru совместно с En+ Group запускает краеведческий проект, посвященный набережным Иркутска. Благодаря основателю компании Олегу Дерипаске, занимающегося развитием сибирских городов, Цесовская набережная впервые за столетие станет открытой для всех и соединит в единую линию правый берег Ангары. Для этого энергохолдинг ведет комплексное благоустройство исторической части Иркутска. По предварительным оценкам, общий размер вложений компании составляет 25 миллиардов рублей. В скором времени свои двери откроют возрождаемые Курбатовские бани, появится жилой квартал от архитектора с мировым именем Кенго Кумы и многие другие объекты. А наш первый материал посвящен истории набережной на бульваре Гагарина.

Несмотря на то, что в Иркутске с каждым годом появляется все больше мест для отдыха и развлечений, любимым все же остается набережная на бульваре Гагарина. Здесь можно весело провести время как с семьей, так и насладиться одиночной прогулкой в тени раскидистых деревьев — прокатиться на речном трамвайчике, посетить колесо обозрения и увидеть город с высоты птичьего полета или, устроившись на скамейке на берегу Ангары, наблюдать за играющими на солнце струями воды речного фонтана. Но не всегда эта часть набережной выглядела так привлекательно и являлась точкой притяжения для горожан — когда-то здесь были болота с зарослями, в которых терялся скот.

Протяженность набережной на бульваре Гагарина составляет 2,3 километра, она проходит вдоль правого берега реки Ангары от улицы Кожова до Глазковского моста. По набережной мы прошлись с историком Вадимом Петровичем Шахеровым, который рассказал, как обустраивалась эта территория.

В Сибири много городов, которые расположены на берегах рек, — на Оби, Енисее, Лене, Ангаре. И для любого такого города своего рода фасадом является набережная. Иркутск в этом плане не стал исключением, но история набережной на бульваре Гагарина отличается от истории строительства той же Цесовской набережной, так как в то время этот участок улицы находился в низинке, которую то и дело подтапливало.

В 1652-м году на острове Дьячий, расположенном в устье Иркута, ниже современного автодорожного моста, казак Иван Похабов обустроил зимовье, чтобы собирать с бурятского населения ясак — налог мехами пушных зверей. Из-за того, что остров подтапливало, решили перенести зимовье на более высокое место. Так, 6-го июля 1661-го года на высоком берегу реки Ангара, на мысу между Ангарой и Идой (Ушаковкой), напротив устья Иркута, появился острог — на месте нынешнего Вечного огня и Спасской церкви.

Но и новое место оказалось не очень удачным: берег был невысоким — его подмывало и постоянно подтапливало, особенно вдоль современного бульвара Гагарина. Вместе с тем местоположение острога имело важное геополитическое значение, отмечает Вадим Петрович, так как он стал своего рода препятствием для монголов, которые через Тункинскую долину совершали набеги на бурятские земли.

С наступлением холодов и до того, как Ангара окончательно замерзала на зиму, начинался ледостав, из-за которого уровень воды повышался. Но еще больше страдала территория от нынешнего Глазковского моста и до Белого дома, когда река вскрывалась ото льда. В это время место, где была излучина (плавный изгиб русла реки. — Прим. ред.) Ангары, заполнялось торосами. Ледяные бугры, идущие поперек реки, становились своеобразной плотиной, и берег заливало — уже вместе с постройками. В летописях зафиксированы года, когда вода доходила вплоть до улицы Луговая (Марата) и даже до нынешнего сквера Кирова. Однако наводнения случались не только из-за льда, но и из-за проливных дождей и обильного таяния снегов в Саянах, когда на несколько метров повышался уровень воды в Иркуте.

Набережная Ангары, начало 20 века, справа канцелярия генерал-губернатора
Набережная Ангары, начало 20 века, справа канцелярия генерал-губернатора

«Зимой это была настоящая напасть для иркутян. В „Иркутской летописи“ пишут о сильном наводнении 7 января 1721 года, тогда на нынешней улице Чкалова возле Троицкой церкви уровень воды превысил 1 метр. Другое отмеченное летописью наводнение случилось 5 января 1870 года, Белый дом стоял окруженный водой, а неподалеку от нынешнего отеля „Мариотт“ уровень воды был выше на два метра. Наводнения случались именно зимой, во время ледостава: в морозы на Ангаре образовывался донный лед, русло сужалось, и когда она начинала замерзать на поверхности — воде не хватало места, и река порой выходила из берегов. Начиная с 1871-го года, от Белого дома до понтонного моста стали насыпать ледяной вал высотой до 5 метров, общая длина его иногда доходила до 16 километров, — так город спасался от январских наводнений. Последнее крупное наводнение произошло 4-7 января 1952 года, вода тогда дошла до улицы Степана Разина». (Г. Галазий, «Байкал в вопросах и ответах. Иркутск», 1989)

С 1861 года на бульваре Гагарина находился Институт благородных девиц. Сейчас в этом здании расположены физический и математический факультеты ИГУ. Изображение из архивов Музея истории города Иркутска
С 1861 года на бульваре Гагарина находился Институт благородных девиц. Сейчас в этом здании расположены физический и математический факультеты ИГУ. Изображение из архивов Музея истории города Иркутска

Правый берег Ангары был длинный и извилистый, и осваивался он в разное время. Если смотреть старые карты, говорит Вадим Шахеров, нынешняя улица Ленина (Амурская) делила город на иденскую (ближе к реке Ида, нынешняя Ушаковка) и ангарскую стороны. Первоначально застраивалась та часть города, где берег был выше и меньше подвергался затоплению (сейчас это район Цесовской набережной). Там находились деревянный гостиный двор, Спасская церковь, таможенная изба и различные административные здания. А вот строительство в ангарской части города велось медленно. Долгое время территория от Глазковского моста и до стадиона «Труд» носила неофициальное название «Потеряиха» из-за того, что там было много заболоченных участков c зарослями, где часто терялся скот. Даже нынешняя улица Марата в то время называлась Луговой не просто так: она вела в ту сторону, где было пастбище.

Набережная улица начала заселяться в конце 17-го — начале 18-го века как западная часть Иркутского посада. К 1729-му году она доходила до современной улицы Карла Маркса, где в то время находился внешний палисад города, здесь располагались пристани, рыбные лавки и уже появились деревянные жилые дома.

В 17 веке территория от современного Глазковского моста и до стадиона «Труд» носила неофициальное название "Потеряиха"из-за того, что там часто терялся скот
В 17 веке территория от современного Глазковского моста и до стадиона «Труд» носила неофициальное название "Потеряиха"из-за того, что там часто терялся скот

На Цесовской набережной берегоукреплением занялись уже с середины 18-го века, и по вполне понятным причинам: здесь находился административный центр острога, и разрушение берега негативно сказывалось на его жизни. Чтобы защитить берег от постоянного подмывания и разрушения, уже с 1749-го года здесь строили обрубы и забивали деревянные сваи. А в 1802-м году над укрепленным берегом установили настил, на котором построили несколько беседок, превратив его в первую благоустроенную набережную (источник: «Иркутск в панораме веков», 2002 год). А вот на беды жителей ангарской набережной, которые страдали от постоянных разливов воды, не обращали внимания. А ведь когда уровень воды поднимался на три-пять метров, топило уже не только подвалы жилых домов, но и первые этажи зданий. Были случаи, когда горожане могли между домами проплывать на лодках.

В 17-18-м веках глазковская сторона осваивалась только вдоль берега и дальше по Кайской горе, где была дорога, которая вела на юг Байкала, в сторону Тунки.

Пожар 1775 года уничтожил большую часть деревянных строений и позволил расширить и перепланировать центр города. С конца 18 века на ангарской набережной стали появляться первые каменные здания — это были, как правило, купеческие особняки, и благоустраивалась территория вокруг них. Так, в книге «Иркутск в панораме веков» упоминается сад, устроенный иркутским губернатором Францом Кличкой около своего загородного дома на Ангаре. Позднее на месте сада было построено каменное здание Института благородных девиц. Тем не менее, по-прежнему большую часть построек в городе составляли деревянные дома, вокруг которых было много грязи и мусора.

Белый дом после обстрела в 1917 году
Белый дом после обстрела в 1917 году

В 1800-м году для своей семьи купец Михаил Васильевич Сибиряков построил усадьбу, ныне известную как Белый дом или Дворец Сибиряковых, в 1855-м году на набережной возвели Институт благородных девиц, а в 1871-м году — Кузнецовскую гражданскую больницу на 220 коек.

Несмотря на то что здание неоднократно перестраивалось, внешний облик Белого дома остался практически в первозданном виде, особенно со стороны бульвара Гагарина
Несмотря на то что здание неоднократно перестраивалось, внешний облик Белого дома остался практически в первозданном виде, особенно со стороны бульвара Гагарина

Впервые городские власти задумались о берегоукреплении и благоустройстве этой части набережной только в 70-х годах 19-го века. Инициативу проявила городская дума, но вот работы провели на средства богатых купцов. На собранные деньги сделали земляной вал высотой около трех метров, верхнюю часть утрамбовали и сделали что-то вроде бульвара; рядом, вдоль прогулочной дорожки, посадили деревья и поставили скамейки. К сожалению, изображений набережной того времени до наших дней не дошло, так как художники предпочитали рисовать более живописные места.

— За территорией не следили, и она быстро пришла в упадок. Согласно дошедшим до нас сведениям, скамейки прослужили недолго, а часть деревьев жители спилили на дрова, — рассказывает историк.

В начале 19-го века на набережную перемещается резиденция иркутских градоначальников, а впоследствии — генерал-губернаторов Восточной Сибири. Тогда и задумались о том, чтобы облагородить эту территорию. Второй этап благоустройства начался в начале 20 века. Возле резиденции генерал-губернатора построили пристань — эту часть набережной старались благоустроить прежде всего.

Как и в прежние времена, сегодня площадь вокруг памятника остается любимым местом отдыха иркутян
Как и в прежние времена, сегодня площадь вокруг памятника остается любимым местом отдыха иркутян

В 1908-м году в честь завершения строительства Великого Сибирского пути в месте пересечения бульвара с Большой улицей (ныне — улица Карла Маркса) на народные пожертвования был воздвигнут памятник царю Александру Третьему, а вокруг монумента разбили сквер — территорию отсыпали и высадили лиственницы, тополя и яблони. Вокруг посадок установили временную деревянную ограду для защиты от скота. Все работы в рамках благоустройства велись на деньги иркутского генерал-губернатора Павла Ипполитовича Кутайсова. Благодаря ему же, были высажены деревья вдоль Набережной улицы от дома генерал-губернатора и до понтонного моста. В 1910-м году вокруг сквера появилось металлическое ограждение. Решетки и несколько ворот с калитками изготовили в мастерской на Троицкой улице в Иркутске.

Набережная на бульваре Гагарина в 1920-1940-х годах. Фото из архива Юрия Наумова
Набережная на бульваре Гагарина в 1920-1940-х годах. Фото из архива Юрия Наумова

Через год председатель городской комиссии по улучшению улиц, площадей и бульваров, гласный думы и архитектор В.А. Рассушин представил городским властям эскизный проект сквера на Набережной улице. Получив одобрение местной думы, в 1914-м году он приступил к благоустройству сквера, который получил название Александровского. В нем появились фонтан, павильон-буфет, курительный зал, беседки для отдыха. Сквер был огорожен, а за его посещение взималась плата. В 1920-м году, после установления советской власти, памятник Александру Третьему демонтировали, а сквер переименовали в сквер Парижской коммуны.

Как и в дореволюционное время, здесь по-прежнему работал детский парк аттракционов — с качелями, каруселью, гигантскими шагами, устраивались танцевальные вечера. В 1960-м году бывший Александровский сад перенесли в Глазково.

Определенной вехой в благоустройстве набережной стало строительство капитального моста через Ангару в 1931-м году, так как по завершении работ территорию вокруг привели в порядок.

Начало строительства моста через Ангару, 1933 год. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова
Начало строительства моста через Ангару, 1933 год. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова

В 17-18-м веках было организовано два переезда переправы через Ангару, которыми пользовались, когда лед вскрывался. Первый — Московский (от Московских ворот), второй — Троицкий (от того места, где в будущем построят Глазковский мост). С одного берега реки на другой переправлялись сначала на карбасах . Карабас представлял большую плоскодонную лодку с настилом из досок. В носовой части находилась на стержне массивная цилиндрическая вертушка, по которой ходил канат, перекинутый через реку и прочно закрепленный на берегах. По этому канату и продвигался карбас. Затем стали использовать плашкоуты, которые представляли собой два больших карбаса, соединенных перекладинами на некотором расстоянии друг от друга. В кормовой части сооружения находилось рулевое управление со штурвальным колесом, а в носовой – стояли два столба с перекладиной вверху. Плашкоуты также передвигались по канату.

В строительстве моста участвовали две тысячи человек. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова
В строительстве моста участвовали две тысячи человек. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова

В 1891-м году в Иркутске появился первый, хотя еще не капитальный понтонный мост. Его построили к приезду цесаревича Николая — будущего российского императора Николая Второго, поэтому переправу и называли Николаевской. Однако конструкция моста была ненадежной, и в плохую ветреную погоду понтоны срывало и уносило вниз по течению, где их вылавливали и возвращали на место.

Капитальный мост возвели всего за 1,5 года. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова
Капитальный мост возвели всего за 1,5 года. Фото из архивов музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова

В 1906-м году впервые заговорили о строительстве постоянного моста через Ангару, однако, сначала не хватало денег – требовалось более 2,3 миллиона рублей, а затем началась Гражданская война, и потому к реализации проекта приступили только в 1931-м году. В итоге капитальный мост на четырех опорах возвели всего за 1,5 года силами двух тысяч человек. За свою не столь уж долгую жизнь какое только название ни носил мост — и имени В.И. Ленина, и Старый мост, и Ангарский мост, и Старый Ангарский мост, сегодня — Глазковский мост.

Глазковский мост, 2020 год
Глазковский мост, 2020 год

В 50-60-х годах набережная была существенно реконструирована: на всем протяжении возведена высокая подпорная стенка и парапеты, чтобы в зимнее половодье бульвар не затапливало. По рассказам иркутян, в последний раз сильнейшее наводнение произошло в 1952-м году. Тогда, вспоминают они, пробираться приходилось по заборам, а те, кто жил на бульваре и в непосредственной близости от этой улицы, спасались на верхних этажах зданий.

В 1959-м году Никита Сергеевич Хрущев, находясь с визитом в США, пригласил президента Дуайта Эйзенхауэра посетить СССР. Приглашение тот принял и запланировал посетить в том числе Иркутск. И уже в следующем году советские власти под предлогом подготовки к празднованию 300-летия Иркутска в срочном порядке выделили деньги на благоустройство Иркутска. Так, были отремонтированы дороги, возведены гостиницы, построен фонтан в сквере имени Кирова, высажены деревья на набережной. Кроме этого, построили и дорогу от Иркутска до Листвянки длиной 65 километров, до чего у местных властей еще долго бы не дошли руки. Но из-за разразившегося политического скандала встреча лидеров не состоялась.

Набережная в 1968 году. Фото из открытых источников
Набережная в 1968 году. Фото из открытых источников

Долгое время набережная на бульваре Гагарина оставалась в неизменном виде, и, как следствие, тротуар местами пришел в негодность, бетонный парапет раскололся и начал разрушаться. Из-за отсутствия финансирования к комплексному ремонту набережной приступить так и не смогли — в итоге начали реконструировать территорию частями.

В 1963-м году на месте памятника императору установили бетонный шпиль, посвященный первопроходцам Сибири. Фото из открытых источников
В 1963-м году на месте памятника императору установили бетонный шпиль, посвященный первопроходцам Сибири. Фото из открытых источников

Так, в 2019-м году благоустроили небольшой сквер на бульваре Гагарина напротив Иркутского государственного научно-исследовательского института редких и цветных металлов (Иргиредмет). В середине июня 2020-го года реконструировали территорию от памятника Александру III до улицы Красного Восстания и обустроили там небольшое пространство для отдыха.

Интересна и история переименования набережной. В 18-19 веках эта часть набережной носила название «улица Набережная Ангары». Затем ее переименовали в Вузовскую набережную, так как здесь располагалось несколько корпусов Иркутского государственного университета, в том числе и здание Белого дома и здание Института благородных девиц, которое впоследствии тоже стало одним из корпусов университета. В 1961-м году летчик-космонавт Юрий Гагарин полетел в космос, и по случаю этого события набережную в том же году переименовали в его честь.

Сегодня, гуляя по бульвару Гагарина, можно узнать много интересных фактов об истории нашего города и представить, как Иркутск выглядел и чем жил в 19-20 веках. Ведь здесь находятся несколько памятников (памятник Александру III, памятник «Солдатам правопорядка», памятный бюст Юрию Гагарину) и исторических зданий: Кузнецовская больница (1871—1875 годы), госпиталь Красного креста (здание XIX века), Девичий институт (1855—1861 годы), Белый дом (1804 год), здание бывшей канцелярии Генерал-губернаторства Восточной Сибири (1780—1790 годы) и здание музея ВСОРГО (1882-1883).

Если у вас есть интересные истории, которые связаны с любой из набережных или же в семейных архивах сохранились старые фотографии с берегов Ангары – присоединяйтесь! Истории и иллюстрации присылайте на адрес электронной почты foto-irkru@mail.ru. Получить дополнительную информацию можно по телефону редакции (3952) 48-88-50 (доб. 201).

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой, из архивов музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова, а также из открытых источников

  • Ostap Bender 26 июля 2022 в 14:54 0

    Все таки японский квартал. Ну что за бред. Но хорошо, пусть дома для избранных. Но что мешает в русском стиле архитектуры 19 века домустим, какие красивые тогда дома строили. Зачем возле вечного огня японскую архитектуру??? 😠🤬

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля