Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рынок second-hand: что происходит и чего ждать?

Последние полтора-два года у автолюбителей уже, похоже, выработался иммунитет к новостям про автомобильный рынок. Пандемия, финансовый и логистический кризисы, политические события — в какой-то момент всё стало непонятно и непредсказуемо. Эксперты пытались дать оценку происходящему, но всё сводилось к общим фразам – «всё нехорошо, но скорее всего будет хуже». Мы попытались разобраться, так это или нет, и определить перспективы на будущее. Забегая вперед – поводов для оптимизма немного, но и трагедии, как предполагали, не случилось.

Ещё 10-15 лет назад рынок новых автомобилей в России находился в зачаточном состоянии, зато сегмент подержанных машин процветал. Машины ввозили из Европы и США, Казахстана и Беларуси, из Южной Кореи и Японии на любой вкус, цвет и кошелёк. Но с развитием автомобильного производства внутри страны благополучие рынка second-hand* стало слабеть. Во-первых, всё больше людей стали познавать прелести владения новыми, на гарантии, автомобилями. Во-вторых, государство в попытках поддержать внутреннее производство всё больше закручивало пошлинные гайки, отчего рынок second-hand – нет, не умер, — скорее занял свой стабильный процент на рынке без тенденций к росту. И вот новый виток – рынок новых авто в состоянии клинической смерти, зато летом произошел небывалый всплеск активности на вторичке. Да здравствуют подержанные доступные автомобили, как в старые добрые времена?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к Руслану Быстрову, руководителю отдела продаж компании Yes Auto**, и Артёму Тюменцеву, который занимается поставкой автомобилей с японских аукционов.

Руслан Быстров. Руководитель отдела продаж компании Yes Auto
Руслан Быстров. Руководитель отдела продаж компании Yes Auto

Рынок – штука цикличная и пластичная, адаптируется к любой обстановке. Что происходит сейчас?

Руслан Быстров:
— Катастрофы не случилось, как все боялись. Сейчас много машин есть в России, плюс на 20% увеличился объем поставок автомобилей из Японии, наладили параллельный импорт из Кореи, Эмиратов, а Land Rover ввозят даже через Монголию. Поэтому проблема дефицита автомобилей на сегодняшний день сменилась отсутствием спроса. Если говорить про предыдущие показатели, то, если судить по нашей компании, в бюджете до миллиона рублей цены вернулись к началу года, а по некоторым позициям даже стали ниже. Особенно это заметно по правому рулю, за счёт того, что есть свежие поступления из Японии. Люди обновляют машины и в большой массе он вылился на вторичный рынок. И чтобы продать условный Fielder 2010-2011 года с пробегом по России, надо сильно постараться. Машина должна быть лучше всех, при этом стоить выгодно. Только тогда сможешь конкурировать со вновь ввезенными свежим транспортом. Это касается и нас, и физических лиц.

Какие настроения сейчас на рынке вторички у покупателей и у продавцов: паника, ажиотаж, воодушевление, уныние, апатия?

Артём Тюменцев:
— Сначала, когда рубль рухнул, была паника, затем затишье. После падения йены начался ажиотаж. Сейчас ситуацию можно назвать спокойной. Потихоньку торгуют, но уже без фанатизма. Курс стабилизировался, цены в Японии выросли, поэтому сейчас сложно купить что-то стоящее.

«У нас тоже доля обменов стала расти. В принципе, это и наша целевая задача - нам хочется делать полный цикл сервиса, чтобы клиент не только нам продал машину, но и тут же у нас купил. Это выгодно для компании и удобно для клиентов»
«У нас тоже доля обменов стала расти. В принципе, это и наша целевая задача - нам хочется делать полный цикл сервиса, чтобы клиент не только нам продал машину, но и тут же у нас купил. Это выгодно для компании и удобно для клиентов»

Что с ценами на правый руль — подросли, остались на прежнем уровне или снизились?

Артём Тюменцев:
— Машины, которые уже завезли, подешевели, просадка по сравнению со старыми ценами примерно 10%, не более.

А на аукционные авто? Говорят, что в Японии подскочили цены на волне повышенного спроса.

Артём Тюменцев:
— Да, поэтому на аукционах много машин со статусом not sold***.

Справляются ли порты Владивостока с возросшей нагрузкой? Сроки поставки увеличились?

Артём Тюменцев:
— Сначала, когда возрос спрос и продажи на аукционах, не справлялись суда (к тому же часть логистических цепочек перекраивалась на ходу). Теперь не справляется порт. Склад временного хранения во Владивостоке забит под завязку, поэтому, например, не могут пока добраться до России автомобили из Южной Кореи. И с Японии тоже. Сроки поставки единовременно увеличились до 2,5-3 месяцев. Сейчас ситуация немного стала улучшаться и машины придется ждать около двух месяцев.

Что сейчас происходит с сегментом до двух с половиной миллиона рублей, в классе, где ранее балом правили Seltos, Kodiaq, Tiguan и RAV-4? Конкурируют ли новые китайцы с популярными ранее моделями, которые сейчас б/у?

Руслан Быстров:
— Однозначно. У покупателей два основных мотива. Первое – это гарантийные обязательства и уверенность в том, что будут запасные части и аксессуары, второе – выгодные предложения по процентным ставкам, которые дают банки. Иногда это даже не кредит, а рассрочка, иногда — кредиты с низкими процентными ставками. Поэтому они точно конкурируют. Тем более для вторички таких выгодных предложений банки не делают.

«У нас есть сервисная книга, где фиксируем выполненные работы. Можно посмотреть, какие запчасти использовались, сколько они стоили, какова общая сумма ремонта»
«У нас есть сервисная книга, где фиксируем выполненные работы. Можно посмотреть, какие запчасти использовались, сколько они стоили, какова общая сумма ремонта»

В отношении подержанных автомобилей (если брать в расчет цивилизованный сервис с шоурумами, клиентской зоной и сервисом), практикуется ли у вас установка допоборудования (или его снятие, как на рынках), чтобы как-то дополнительно заработать?

Руслан Быстров:
— У нас нет. Как приняли, так и продаем. За исключением тех случаев, когда нужно произвести какое-то техническое обслуживание. Покупка автомобиля, диагностика, на основе диагностики план ремонта. Клиенту всё это предоставляется — есть сервисная книга, где мы распечатываем выполненные работы, можно посмотреть, какие запчасти использовались, их стоимость, общая сумма ремонта. Всегда делаем глубокую химчистку и полировку каждого автомобиля. Что касается допуслуг, то считаю, что город у нас маленький, стоит только раз попытаться как-то схитрить, и доверие будет потеряно. Завтра люди уже к тебе не пойдут.

Что будет дальше, на ваш взгляд? Скажем, до конца года – подорожание, удешевление или всё застынет на полгода-год?

Руслан Быстров:
— Рынок оживает как раз за счёт более доступных денег – ключевая ставка снижается, банки выкатывают выгодные предложения, запускаются программы господдержки. Надеюсь, что люди и дальше будут охотно покупать и обновлять автомобили на выгодных условиях. Уверен, что цены потихоньку начнут расти вслед за повышением спроса. Особенно это будет касаться ликвидных позиций: трех-пятилетних полноприводных кроссоверов, которые в нашем регионе всегда востребованы.

«Новые „китайцы“ однозначно конкурируют с рынком пробежных автомобилей»
«Новые „китайцы“ однозначно конкурируют с рынком пробежных автомобилей»

Артём Тюменцев:
— В любом случае будет дорожать – независимо от того, будет рубль слабеть или укрепляться. Сейчас в Японии всё подорожало, курс йены поднялся, и скоро настанет время нежелательных покупок. Будет очень дорого всё, и придётся буквально вылавливать более или менее подходящие варианты. И можно забыть про то, чтобы в день забирать по несколько выгодных лотов.

Планируете дополнить ассортимент услуг поставками автомобилей с японских аукционов?

Руслан Быстров:
— Пока нет.

Но ведь там ничего сложного нет по сути. Достаточно один раз пройти по всей схеме, чтобы понимать, кому, куда и сколько платить. Плюс логистика.

Руслан Быстров:
— В целом у нас есть определенный опыт в этой сфере. Мы ещё два года назад заключали договор с аукционной компанией и прошли весь цикл, посмотрели, как совершать сделки. Но надо признать, что если машина хорошая, она и стоить будет дорого. А у нас обычно требования к машине другие. Так, например, мы смотрели высокий балл на аукционе, небольшой пробег, интересные цвета и богатые комплектации, потому что хочется привозить что-то интересное и востребованное. Но коллеги из Владивостока говорят, что большинство поставляемых автомобилей имеют большое пробег, оценки 3-3,5 балла или R-RA (машины, восстановленные после аварии с повреждением несущих элементов кузова. — Прим.ред.) и, соответственно, неконкурентоспособны по цене.

В целом, от идеи аукционных автомобилей мы не отказываемся, какие-то действительно интересные позиции можно и привезти. Был бы спрос.

Машины с какими оценками сейчас в основном предпочитают покупать на аукционах — по классике 3,5-4 балла? Или есть коррекции в ту или иную сторону в плане предпочтений?

Артём Тюменцев:
— Чаще всего на аукционах очень дешево продаются автомобили с оценками 3,5-4 балла. Потому что во время ажиотажа и периода низких цен все сметали машины с оценкой 4,5-5 балла. Все, что ниже было совсем недорого. Сейчас клиенты в основном просят машины с оценками 4-4,5, иногда R, чтобы хотя бы не ремонтировать, потому что 3,5-балльные, как правило, помятые и имеют повреждения по кузову.

В каком ценовом диапазоне продаются автомобили в так называемых «трейд-ин компаниях»?

Руслан Быстров:
— Средний чек у нас – 1 350 000 рублей.

В этом сегменте что больше предпочитают покупатели – правый руль или левый? Свежие модели из Японии или бестселлеры — Polo, Rio, Solaris

Руслан Быстров:
— У нас однозначно популярнее левый руль, но это преимущественно кроссоверы. Если говорить про сегмент B-класса, седаны и хэтчбэки, то правый руль сильно конкурирует. На нашей практике Solaris, Polo и Rio приелись людям. Говоря о среднем бюджете покупки в 1,35 миллиона рублей и о кроссоверах, то однозначно левый руль. Тут и предложение больше, и правого руля в этом классе не так много. Forester, CR-V свежие стоят два миллиона рублей. Это хорошие машины, качественные, не вижу никакой проблемы в правом руле. Важно, для каких целей машина берется.

Артём Тюменцев:
— В основном покупки на аукционах происходят в диапазоне от одного до двух миллионов рублей. И кто настроен на японский рынок, то другое покупать не станут. По крайней мере, пока в Приморье так.

Вот захотел сейчас человек продать машину. Что ему делать – ждать, ронять цену?

Руслан Быстров:
— Многое зависит от автомобиля, конечно. Если задача заработать или продать максимально выгодно и дорого, то имеет смысл ждать. Потому что сейчас спроса нет.

Артём Тюменцев:
— Зависит от целей. После продажи есть риск ничего не купить. Как раз перед скачком доллара в конце зимы многие продавали авто в надежде спокойно выбрать нужный автомобиль. Но после увеличения цен многие просто не смогли ничего толкового купить. Сейчас тоже можно попасть аналогичным образом.

«Новые „китайцы“ однозначно конкурируют с рынком пробежных автомобилей»
«Новые „китайцы“ однозначно конкурируют с рынком пробежных автомобилей»

***

Итак, с чем покупатели подержанных автомобилей могут столкнуться в будущем:

  • Цены на праворульные автомобили вырастут. То, что недавно казалось дорогим, окажется, «в рынке», по верхней ценовой планке. Причин несколько: укрепление йены и повышение цен непосредственно в Японии. Поэтому тот, кто этим летом не успел купить праворукого «японца» по дисконту, таких цен уже не увидит.

  • Цены на автомобили с левым рулём вырастут ненамного либо останутся на нынешнем уровне. Во-первых, рано или поздно заработают программы господдержки и льготное кредитование. Субсидируемые кредиты (например, на первый автомобиль в семье) оттянут часть покупателей с рынка б/у, что снизит и без того невысокий спрос. Во-вторых, льготное кредитование на новые автомобили должно подстегнуть спрос на новые автомобили, соответственно, имеющиеся сейчас на руках машины начнут продавать или сдавать в трейд-ин.
  • Подорожают кроссоверы с левым рулем – не только японские, европейские и корейские, но и китайские. А вот в сегменте седанов, хэтчбэков и универсалов В и С классов леворульным машинам составят конкуренцию японские автомобили – выбор больше, комплектации богаче, цены сопоставимы или ниже.

  • В сегменте свыше двух миллионов рублей станут популярны ввезенные по параллельному импорту машины из Беларуси, Казахстана, Монголии, Южной Кореи и Эмиратов. На некоторые модели, которые продаются у дилеров, разница с «серыми» машинами может составлять до миллиона рублей даже с учётом доставки.

  • Может образоваться сегмент подержанных или почти новых электромобилей из Китая.

Реклама

*секонд хэнд
**ес авто
***не продано
ПАО Банк ВТБ / ПАО «БыстроБанк»/ АО «Дальневосточный банк»/ АО Банк СОЮЗ/ ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»/ ООО «Русфинанс Банк» / ООО «Сетелем Банк» / ПАО «Совкомбанк» / АО ЮниКредит Банк
LdtCJzWVQ
ООО «ФЦ-Иркутск»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля