Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Человек и природа»: кино, которое объединяет

В Иркутске 26 сентября завершился 21-й Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа» имени В.Г. Распутина. На протяжении четырех дней на нескольких площадках шли мастер-классы, творческие встречи с известными кинематографистами и кинопоказы. В это время жюри, возглавляемое легендарным режиссером, оператором и сценаристом Сергеем Ландо, решало, какие фильмы станут лауреатами в шести номинациях. Кто взял Гран-При, какие проблемы объединяют иранское и российское кино и почему умирают моржи? Об этом – в обзоре журналиста IRK.ru.

В состав жюри также вошли известный кинокритик, уроженец Иркутска Егор Москвитин, кинорежиссер из Индии Сарфараз Алам, сербский актер и режиссер Зоран Душанов Мрдженович, режиссер и продюсер Ангелина Ашман. Не обошлось и без форс-мажоров: несколько членов жюри аккурат перед началом кинофестиваля заболели. Но, словам вице-президента «Человек и природа» Ольги Бельской, это не отразилось на качестве оценки. Конкурсную программу отсмотрели и обсудили все.

Анастасия Зверькова и Егор Москвитин

Анастасия Зверькова и Егор Москвитин

Из тех, кто присутствовал оффлайн – Зоран Душанов Мрдженович. Он признался, что очень рад приехать в Иркутск.

– Я родился в Париже и в детстве любил читать Жюля Верна. Навсегда запомнил его роман «Михаил Строгов», где по сюжету главный герой заканчивает свою миссию в Иркутске, - рассказал на пресс-конференции Зоран. – Будучи ребенком, помню, сказал: «Когда-нибудь я побываю в этом краю». Сейчас я здесь и для меня это маленькая победа и большое счастье — находиться с вами.

Зоран Душанов Мрдженович
Зоран Душанов Мрдженович

В рамках кинофестиваля также прошла киношкола и Байкальский питчинг кинопроектов. Что же касается конкурсной программы, то там были представлены как фильмы, поднимающие острые экологические проблемы, так и рассказывающие о людях, увлеченных своим делом. В основной массе — документальные картины. Игровых было представлено всего три: это фильм иркутского режиссера Анастасии Зверьковой «Без неба» (с Дмитрием Певцовым в главной роли), «Спуститься до небес» новосибирца Дениса Казанцева и «Ку-Ку» Светланы Белоруссовой. Именно картина «Ку-ку» и взяла приз им. Л.И. Гайдая" за лучший игровой фильм. История молодой девушки-биолога, которая волнуется перед защитой диссертации на тему проблем забайкальских нерп и страдающая от любящего террора религиозной мамы, снятая в жанре пост-хоррор, очень впечатлила и жюри, и зрителей.

Лучшим научно-популярным фильмом, получившим приз имени И.Д. Черского стала картина «В поисках тишины» французского режиссера Жюльена Геро. Приз имени М. И. Ромма за лучший документальный фильм отправился режиссерскому тандему – Максиму и Евгении Арбугаевым за картину «Выход» (Россия, Великобритания). Уроженцы Якутии, брат и сестра Арбугаевы сняли практически безмолвную историю учёного-отшельника Максима Чакилева, наблюдающего за моржами на берегу Чукотского моря. Мировая проблема, озвученная красивым киноязыком, сильно выделялась среди остальных работ.

Журналист IRK.ru Элина Халтанова вручает подарок Владимиру Кривову

Журналист IRK.ru Элина Халтанова вручает подарок Владимиру Кривову

«Выход» также получил приз от жюри СМИ, куда вошел и корреспондент IRK.ru. Иркутские журналисты отметили еще один фильм: по удивительному совпадению, он тоже связан с Чукоткой. Картина «Оторванные» Владимира Кривова рассказывает о проблемах маленького народа, затерянного в пурге. Чукчи-оленеводы, отправляя своих детей учиться в интернаты, рубят связь с корнями. От этого страдает и прошлое, и будущее народа.

— Я категорически против того, чтобы народы превращались в единую серую массу. Нужно сохранять свою этническую аутентичность, традиции, язык и культуру, а оторванность от корней равносильна смерти - отметил режиссер фильма Владимир Кривов. – Было много сложностей во время съемок, начиная от местного климата, когда погода могла поменяться в одну секунду и заканчивая дороговизной всего процесса, так как перелеты до Чукотки, как и в целом жизнь там, недешевые. К тому же, населенные пункты расположены далеко друг от друга. Сами оленеводы большую часть времени находятся в тундре, практически ни с кем не общаются, по натуре – молчуны, а те, кто в поселках, ближе к цивилизации. Верность традициям чукотского народа не исключает прогресса, они рады техническим новинкам, которые помогают им в ведении традиционного образа жизни — например, снегоходам. Но они против того, чтобы детей отрывали от родителей. Весь учебный год ученики находятся в интернате, вдалеке, это очень болезненный процесс. В Советское время было еще сложнее — учеников со стойбищ забирали с милицией, буквально вырывали у родителей. Есть давние планы сделать кочевые школы, чтобы учить детей на местах. Проект разрабатывался давно, местные говоря, что какие-то сдвиги есть.

Мехди Газанфари
Мехди Газанфари

Приз «Байкал» за остроту поставленной проблемы получила иранская картина «Собачья любовь» (режиссер — Махмуд Гаффари). В Иране собаки считаются «нечистыми животными», поэтому правительство нанимает людей, которые убивают уличных псов. История женщины, спасающей собак, и влюбленного в нее мужчины вызвала большой отклик у иркутского зрителя. «Страны разные, а проблемы одни», — резюмировали в зале после показа.

К сожалению, режиссер этой картины не смог приехать в Иркутск. Зато его коллега Мехди Газанфари представил фильм своего брата «Цена шоу». Он получил специальный приз жюри «За человечность и мастерство». Получая приз, иранский режиссер рассказал, что сейчас в его родной стране женщины находятся в тяжелом положении (в дни фестиваля в Иране проходили массовые протесты против ущемления их прав). Мехди Газанфари посвятил победу в этой спецноминации всем иранским женщинам, а также отметил, что у иранского и российского кино часто схожие темы.

Павел Скоробогатов
Павел Скоробогатов

— Мне нравятся многие российские режиссеры, но выделю, конечно, Андрея Тарковского, - отметил кинематографист. – Фестиваль «Человек и природа» мне очень понравился, это особенное, очень важное мероприятие для людей, для природы, окружающей среды.

В номинации «Лучший полнокупольный фильм имени Донателло» приз фильму Анастасии Дыро «Маленькая рыбка Тилапия» вручил председатель жюри секции полнокупольного кино, режиссёр, педагог, руководитель Минского планетария Александр Микулич. Ещё одна награда от полнокупольной секции досталась фильму Надежды Гиль «Вечный странник на звёздном пути». Оба фильма – из Беларуси.

Специальный приз жюри «За духовный путь героя и профессиональный путь режиссера» достался документальному фильму «Дхаулагири – мой Эверест» (Словакия, режиссер Павол Барабас). Не остались без наград и иркутяне: специальный приз жюри «За выход во внутренний космос» вручили научно-популярному фильму «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой, спецпризы от Иркутского краеведческого музея и ВСЖД получил документальный фильм Юлии Бывшевой «Прошедшего времени не существует», а приз зрительских симпатий – «Живут же люди» Павла Скоробогатова. Эта картина рассказывает о жителях деревни Мойготы рядом с монгольской границей у подножия Саянских гор. В деревне нет электричества и всего семь жителей. Забытые властями, они не унывают и живут размеренной, но наполненной обычными радостями и печалями, жизнью.

Юлия Бывшева и Сергей Ступин

Юлия Бывшева и Сергей Ступин

— Производство фильма заняло 4 года. Поначалу я не понимал, о чем снимать, каков замысел: ведь в этой деревне ничего не происходит, люди просто живут. Но после знакомства с ними, все сложилось, - рассказал Павел Скоробогатов. — Отмечу, что каждый раз, когда мы приезжали к героям фильма, у них что-то происходило. Изначально планировалось, что это будет фильм про забытую деревню, но в процессе оказалось, что у них свои драмы, и эта выросло в человеческую историю. Их микромир, жизнь трех домов стали проекцией нашего общества. Было много сложностей, сценарий прошел несколько питчингов и мастерских, не хватало финансов для съемок. В какой то момент я даже объявил в соцсетях краундфадинг для работы над фильмом, друзья и знакомые собрали средства на 4 экспедиции (осень, зима, весна, лето). А после того, как фильмом заинтересовался продюсер Влад Кеткович, мы подали заявку в Министерство культуры РФ и получили государственную поддержку. Этого хватило на дальнейшие съемки и постпродакшн.

Гран-при и приз 300 000 рублей получил документальный фильм «Агафья» Павла Селина. Судьба и взгляды сибирской отшельницы мир волнуют давно. Члены жюри отметили, что этот фильм – о России и духовности.

Член жюри, кинокритик Егор Москвитин подвел итоги фестиваля «Человек и природа»:

– Я часто езжу на фестивали и знаю примеры того, как их проводят приезжие люди из столицы и все делается людьми посторонними для города. Здесь все не так, «Человек и природа» делают иркутяне для иркутян, - отметил Егор Москвитин. — Это большая редкость и большое счастье – видеть, что у фестиваля есть постоянные зрители, которые активно обсуждают кино, сравнивают с программой прошлых. В залах люди всех поколений, и каждый находит что-то по душе. Понравилось, как грамотно сложена программа – серьезные научно-популярные фильмы перемежаются развлекательным, эстетически приятным продуктом. В программе заметна сквозная драматургия, несмотря на то, что фестиваль тематический. Это тревога о настоящем, утешение в прошлом и надежда на будущее.

Элина Халтанова, IRK.ru
Фото организаторов фестиваля

Элина Халтанова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Евгения Скареднева 4 октября 2022 в 17:20

    А про лучший полнокупольный фильм вы специально не написали, или случайно? улыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля