Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Из-за запрета пропаганды ЛГБТ авторы переписывают книги. Что ещё изменится в обществе?

Из-за запрета пропаганды ЛГБТ авторы переписывают книги. Что ещё изменится в обществе?

В начале декабря 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола. Действие закона будет распространяться на сеть Интернет, рекламу, книги, кино и аудиовизуальные сервисы. Нарушителям грозит административная ответственность и внушительные штрафы. IRK.ru о том, как новый закон влияет на общественные процессы и чего ждать в дальнейшем.

Подобный закон ранее распространялся только на несовершеннолетних. Сейчас же вводится ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смены пола» среди лиц любого возраста, а наказание за подобную пропаганду среди несовершеннолетних ужесточается. Нарушение запрета на ЛГБТ-пропаганду предусматривает штрафы до 400 тысяч рублей, для юридических лиц – до 5 миллионов рублей. За распространение информации, которая может побудить несовершеннолетних сменить пол, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей, юрлиц — до 4 миллионов рублей.

Новый закон внесет существенные изменения в литературу и кинематограф. После вступления его в силу запрещено выдавать прокатные удостоверения фильмам, пропагандирующим нетрадиционные сексуальные отношения и предпочтения, а также смену пола.

Первыми удар приняли издательства, книжные магазины и сервисы. Например, онлайн-библиотека «ЛитРес» сняла с продажи книги, где упоминается тема ЛГБТ. В качестве альтернативы сервис предложил авторам изменить в своих произведениях фрагменты, которые можно счесть пропагандой ЛГБТ. Их вернут в продажу после доработки.

Книжный магазин «Пространство»
Книжный магазин «Пространство»

Что же касается произведений в бумажном переплете, которые затрагивают тему ЛГБТ, то их пришлось полностью убрать с полок. Соучредитель иркутского книжного магазина «Пространство» Дарья Попова рассказала, что книги, закупленные по предоплате у маленьких издательств, остаются на складе.

– Продавать мы их не можем, вернуть назад тоже нельзя, - говорит Дарья. – Издательство оповестило нас о перечне книг, который нужно снять с полок, но возврат они не принимают. По факту ничего с ними сделать не можем. Произведения, попавшие под запрет, составляют около 10 процентов всего книжного фонда магазина. Конечно, мы, как небольшой несетевой книжный магазин, понесли убытки – около 150 тысяч рублей. По классической литературе пока нет юридических пояснений, поэтому они спокойно стоят на полках. Убрали лишь те, по которым был конкретный вердикт юриста. Там не было явной пропаганды, просто один из героев – представитель нетрадиционной ориентации.

Почти все современные «замороженные» книги, кстати, принадлежат Popcorn Books – маленькому прогрессивному издательству из Москвы. Оно сейчас является самым популярным у подростков и молодежи. И именно в отношении Popcorn Books возбуждено первое в России дело по новой статье о пропаганде нетрадиционных ценностей. Дело завели после запроса главы Комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна.

– У этого издательства много книг ( и российских, и зарубежных авторов), связанных с тематикой ЛГБТ, – отмечает Дарья. – И популярное ныне «Лето в пионерском галстуке», ставшее хитом продаж, тоже издано Popcorn Books. Вообще, сюжеты с темой ЛГБТ бывают и у крупных издательств, типа «Эксмо» или АСТ. Они точно также прислали списки, где пояснили, какие их книги нужно снять с продажи. Знаю, что многие российские авторы сейчас переписывают свои произведения. Возможно, кто-то собирался внедрять в сюжет линию с героями ЛГБТ-сообщества ради хайпа, большей популярности. Если будет возможность что-то исправить, то писатели не сильно пострадают. Но мне кажется, что переписывать свое произведение по чьему-то указу все-таки странно.

Несмотря на коснувшиеся их изменения, в «Пространстве» не унывают. В магазине уверены, что часть убранных книг не повлияет на продажи.

– У нас есть своя клиентская база, люди все понимают, – говорит Дарья Попова. – В отличие от больших книжных сетей, в «Пространстве» жесткая выборка книг. Каждое произведение, попавшее на полку нашего магазина, отбирается вручную: либо по рейтингам издательств, либо по рейтингу популярности у читателей. У нас много англоязычных произведений, книг по дизайну, архитектуре, кинематографу, которых нет в обычных книжных. Сейчас, помимо закона о запрете пропаганды ЛГБТ, также вышел закон об иноагентах (согласно нему, книги авторов, признанных иностранными агентами, должны быть в непрозрачной упаковке и помечены отметкой 18+). Появилось много новых правил, но мы не унываем!

Острую тему о запрете пропаганды ЛГБТ обсудили и в эфире «Соловьев LIVE». Одним из экспертов стал иркутский юрист, кандидат юридических наук, доцент Владимир Шободоев. Он подчеркнул, что данный закон будет применяться исключительно в плоскости административного судопроизводства.

Владимир Шободоев
Владимир Шободоев

– Согласно нормам законодательства, пропаганда – это целенаправленное распространение информации, направленной на установку стереотипов о нормальности того или иного поведения, имеющей цель побудить к совершению тех или иных действия, – отметил Владимир Шободоев. – Исходя из этой трактовки и будет определяться, является та или иная информация пропагандой. Под пропагандой гомосексуализма, помимо всего прочего, понимается распространение искаженного представления о равноценности нетрадиционных отношений и традиционных, навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях. То есть пропагандой считаются действия, рассказывающие об этом в положительном ключе. Но закон свежий, правоприменительная практика еще не сформирована.

Владимир Шободоев также отметил, что изменения коснутся и закона о правах потребителей. Теперь продажа и приобретение фильмов или сериалов с темой ЛГБТ вне закона.

– Если у фильма, где герой нетрадиционной ориентации, нет ограничения по возрасту, то это станет пропагандой гомосексуализма среди несовершеннолетних, и ответственность будет сильнее, – размышляет юрист. – Если есть маркировка 18+, то нужно смотреть контекст. Если пример героя-гея не побуждает людей следовать его образу жизни, то это не будет считаться пропагандой. Если же герой положительный, и зритель может ему симпатизировать и подражать, то есть элемент пропаганды. В этом случае правоохранительные органы устанавливают цели внедрения такого персонажа, является ли он частью художественного замысла. Как в случае с защитой чести и достоинства, в таких процессах будут назначаться экспертизы, к делу привлекут лингвистов, экспертов в кинематографе.

Элина Халтанова, IRK.ru
Фото: goodbye-office.com, poverenny38.ru

Элина Халтанова, IRK.ru

  • Бендер Задунайский 15 января 2023 в 13:16 (изменено)

    «Заставь дурака Б-гу молиться»…
    Формы и методы борьбы с пропагандой ЛГБТ выглядят хуже самой пропаганды.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля