Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Почему Иркутск стоит в пробках и как c ними бороться: мнения мэрии, полиции и иркутян

Почему Иркутск стоит в пробках и как c ними бороться: мнения мэрии, полиции и иркутян

Кажется, что с приходом зимы город «встал» в пробках, и вот спустя два месяца ситуация не улучшилась: в будние дни загруженность дорог оценивается в восемь-десять баллов. В чем причина образования заторов и есть ли выход из ситуации, разбирался журналист IRK.ru.

Создается ощущение, что утром и вечером весь город стоит в пробках: Глазковский, Академический мосты, на улицах Некрасова, Чкалова, Ленина, Марата, Кожова, 3-го Июля, Седова, Боткина, Маяковского, Лермонтова, Баррикад, на бульваре Гагарина. Несмотря на сравнительно небольшие расстояния, людям приходится тратить много времени на дорогу. Можно, конечно, ходить пешком — из дома на работу и обратно, — вот только у нас большую часть года холодно, не находишься. В Интернете читатели недоумевают, куда смотрят власти и почему бездействует ГИБДД, которая, по их мнению, и должна решить проблему пробок. Мы обратились за комментариями в мэрию, полицию, а также собрали мнения иркутян о том, почему образуются заторы.

Мнения иркутян

— Я живу в микрорайоне Первомайский. Каждый будний день примерно с 07:15 на объездной дороге Первомайский-Университетский пробки. Стоять в них можно бесконечно долго. Минимум, за который я проезжала этот участок дороги на автобусе, — 20 минут, максимум — полтора часа (такое бывает, когда возникает авария на Академическом мосту или на подъезде к нему). В среднем в час пик проехать там можно минут за 40-50. Когда я еду домой после работы, то стою в пробке на 3-го Июля. Обычно она тянется от светофора на пересечении с Кожова и до начала Академического моста. Я езжу на автобусе №22; иногда в час пик людей так много, что даже залезть в него получается не всегда, приходится ждать следующий. А еще иногда автобусы из-за пробок проезжают остановки «130 квартал» и «Академический мост», не останавливаются на них, — говорит Татьяна.

— Моя работа находится в центре, а живу на левом берегу Ангары. Ежедневно приходится дважды проезжать по Академическому мосту. Утром дорога занимает 40 минут, вечером — больше часа. В любое другое время, чтобы проехать от Филармонии до Академгородка, где находится мой дом, требуется не более 15 минут. Основная проблема утром — это выезд из микрорайона: улицы Улан-Баторская, Лермонтова, Нижняя Береговая перегружены. Потоки формируются из жителей Березового и родителей, которые привозят детей в школу №19. Сейчас в микрорайоне началось строительство двух жилых комплексов и ведётся подготовка к возведению ещё одной школы. Что будет с трафиком через пару лет, страшно даже представить. Что касается пробок в центре, то, на мой взгляд, одна из проблем — это въезд на мост с улицы 3-го Июля. Вроде бы, власти говорят о планах в ближайшие годы скорректировать схему движения, посмотрим, какими будут результаты. После строительства Покровской и Старокузьмихинской развязок, улучшений на Маратовском кольце я не припомню удачных масштабных дорожных проектов, — рассказывает Елена.

Автомобилисты жалуются на плохую уборку дорог, а пешеходы — тротуаров

Автомобилисты жалуются на плохую уборку дорог, а пешеходы — тротуаров

— Чтобы уехать на работу, мне нужно сесть на остановке «Юрия Тена» на маршрутку №4. Но по утрам эти маршрутки практически не останавливаются на нашей остановке по требованию, потому что с конечной (Университетский) идут уже набитые людьми. Есть шанс влезть в автобус № 22. Вечером традиционно стоит Академический мост, и, честно говоря, проще до Союза дойти пешком. По крайней мере, ты идешь и дышишь воздухом, а не стоишь столько же на одной ноге в переполненных маршрутных автобусах № 22 или № 83, уткнувшись носом в чей-то грязный капюшон. Проще найти себе занятие в центре города еще на полтора-два часа после работы, а потом уже попытаться уехать с меньшими потерями, — размышляет Софья.

— Езжу на маршрутке №4 (Гуманитарный центр-Центральный рынок) каждый день к 9.00 на работу и на №83 (Радужный-Центральный рынок) в 18.00 обратно. Сесть в маршрутку на промежуточных остановках практически нереально. Если нужно уехать, то точно придется идти до конечной остановки — хорошо, живу не так далеко от них. Ну а пробки… Что про них говорить. В час пик все «стоит», к этому уже привыкла. Да, очень много людей. Все не помещаются в маршрутку. В центре люди уже выходить начинают, становится лучше. К счастью, такой трэш бывает только по утрам и вечерам. Днем и в выходные дни не нужно долго ждать автобусы, — говорит Анастасия.

Очередь на маршрутку №4 на остановке «Гуманитарный центр»
Очередь на маршрутку №4 на остановке «Гуманитарный центр»

— Мое впечатление, как автомобилиста, — достали пробки, особенно, когда случаются «аномальные» погодные условия. Мне кажется, дороги убирают плохо, например, сегодня не видела ни одной машины дорожной службы, к тому же дороги очень скользкие: в этом году ситуация хуже, чем в прошлом, их чем-то бесполезным посыпают — смысла от этого нет, поэтому так много аварий. Мой ежедневный маршрут – это Ново-Ленино — Лермонтова — Дзержинского, сегодня добиралась два часа, обычно – час-полтора. Вечером с Дзержинского до Ново-Ленино еду больше часа, — рассказывает Елизавета.

— Преимущественно езжу на такси. По вечерам город стоит в пробках, доехать с Карла Маркса до Депутатской — целое дело, это при том, что аварии там не так часто происходят и потому не могут быть причиной заторов, просто очень много машин на дорогах. Несмотря на то, что новогодние праздники закончились, стоимость проезда на такси вечером особенно не снизилась. Например, вчера мне повезло: доехала на такси без пробок, но за 488 рублей, а не за 180, как обычно, — делится Олеся.

— Езжу на автобусе №23 с Конева до Филармонии. На Синюшке постоянно пробки, даже если нет снегопада, дождя, лавина не сошла. Чаще всего пробка из-за большого количества машин, едут из Шелехова, там дорога однополосная, на которую съезжают с двух или даже трех полос. Также случаются аварии. Очень много водителей сидят в телефонах, и это их отвлекает от дороги, — отмечает Вероника.

Центральный парк

Центральный парк

— Хожу пешком от Академического моста (перекресток улиц Пискунова и Седова) до Карла Маркса через Центральный парк, потому что так удобнее: я точно не опоздаю, ноги никто не отдавит, ничего не порвет и дышится легче. Дорога занимает 30-35 минут. Из недостатков: плохо убирают пешеходные дорожки на Пискунова, Седова. Если грейдер и пройдет, то только в тех местах, где нет ограждения пешеходной зоны от проезжей, и пройти по следам техники сложно, так как очень скользко. В Центральном парке очень хорошо чистят дорожки и лестницы — прям молодцы! А вот освещения от центрального входа до лестницы нет, горят только несколько фонарей, которые сбежали с дискотеки: мигают, что укачивает пока их не пройдешь, — говорит Евгения.

Комментарий полиции

Антон Куриленко, начальник отдела пропаганды ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское»:

— Госавтоинспекция является контрольно-надзорным органом и контролирует соблюдение законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения всеми органами власти, организациями и должностными лицами Российской Федерации. А за организацию безопасного дорожного движения, согласно Федеральному закону от 11.07.2011 №192-ФЗ, отвечают органы исполнительной власти субъектов РФ.

Ежегодно мы проводим топографический анализ аварийности с привязкой мест происшествий к карте на исследуемой территории, в котором учитываются ДТП со смертельными исходами и все аварии, в результате которых участники движения получили травмы. Цель такого исследования — выявление мест концентрации аварий и определение очагов аварийности. Собранные сведения направляем в администрацию города с требованием в максимально короткие сроки устранить тот или иной очаг аварийности: установить светофор, организовать пешеходный переход, изменить конфигурацию перекрестка. Однако на деле необходимые меры городские власти принимают не сразу.

ДТП. Фото Маргариты Романовой
ДТП. Фото Маргариты Романовой

Заторы возникают в течение всего года. Летом, когда идет ремонт дорог; с сентября по май, когда заканчиваются отпуска, начинается учебный год. Возьмем, к примеру, выезд на Глазковский мост с улицы Маяковского. На мост выезжают с двух полос со стороны железнодорожного вокзала и с двух (а фактически с четырех) полос со стороны улицы Маяковского. Естественно, возникает затор. Есть автомобилисты, которые пытаются объехать затор и едут третьим, а иногда и четвертым рядом, выезжают на встречную полосу. Например, на плотине ГЭС водители объезжают по гравийной обочине, потом стараются вклиниться в основной поток, тем самым создавая затор на дороге. Или на Байкальской, перед кольцом. Там автомобилисты объезжают пробку через заправку, а затем опять же пытаются встроиться в основной поток. Несмотря на то, что сотрудники дорожно-патрульной службы дежурят на сложных участках, водители продолжают нарушать ПДД.

В сущности, во многих этих случаях водители сами создают транспортные заторы, так как минимальная приостановка транспорта на дороге приводит к остановке следовавшего за ним автомобиля и так далее — на десятом автомобиле поток уже останавливается на 30-40 секунд, а на двадцатом — уже стоят минуту, так и образуется затор. Эффект снежного кома.

Часто ситуация на дорогах усугубляется из-за выезда машин на перекрестках при затрудненном движении транспорта. Согласно ПДД, если перед перекрестком образовался затор, водители должны остановиться перед ним. Однако на деле все происходит иначе: автомобилисты выезжают, тем самым блокируя перпендикулярный поток. Часто такая ситуация возникает на перекрестке улиц Маяковского и 2-й Железнодорожной.

Ответ мэрии

За комментарием журналист IRK.ru обратился в администрацию Иркутска, чтобы узнать, что влияет на образование пробок на дорогах города и как мэрия планирует решать проблему заторов.

В ответе на запрос журналиста говорится, что информация о самых проблемных местах города в плане заторов собирается и анализируется специалистами комитета городского обустройства. К основным причинам образования пробок относятся: ежегодное увеличение количества автомобилей у иркутян, высокая маятниковая миграция и неупорядоченные парковки.

Пробка в Иркутске. Фото Маргариты Романовой
Пробка в Иркутске. Фото Маргариты Романовой

В связи с этим мэрия планирует реконструкцию Лермонтовской развязки и ряда дорог, оборудование платных парковок, предпринимает меры по развитию городского общественного транспорта, участвует в разработке документов транспортного планирования Иркутской агломерации.

Стоит отметить, говорится в ответе, что наличие маятниковой миграции вызывает необходимость в пересмотре дорожной инфраструктуры за пределами областного центра. Планируется построить новые ключевые магистрали — Западный, Южный и Северный обходы города. Их создание – в полномочиях региональной власти. Дирекция автомобильных дорог Иркутской области сегодня вплотную прорабатывает строительство Южного обхода.

Урегулировать дорожный трафик поможет и создание платного парковочного пространства. Так, отмечает мэрия, в сентябре 2022 года на площадке Единого портала государственных и муниципальных услуг проведен опрос жителей Иркутска о введении платных парковок. Большинство жителей высказалось за внедрение такой системы. Администрацией города проведена работа по определению потенциального концессионера для оборудования парковок и разработке программного обеспечения. Подготовлен проект закона о внесении изменений в закон Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-03 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области» в части установления ответственности за стоянку транспортных средств на платной парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения, без внесения платы, установленной в соответствии с муниципальными правовыми актами.

В Иркутске принята программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2016-2025 годы. Ознакомиться с документом можно на сайте муниципалитета.

Что касается развития общественного транспорта, отмечается в документе, то в 2022 году мэрией приобретены 42 новых автобуса, во взаимодействии с правительством Иркутской области ведется системная работа по обновлению городского электротранспорта. Там, где это возможно, создаются выделенные полосы для движения общественного транспорта. Эти меры также способствуют уменьшению трафика на дорогах.

Администрацией Иркутска совместно с правительством региона ведется планомерная работа по осуществлению транспортной реформы. Первым этапом является разработка документов транспортного планирования. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области проводятся мероприятия, направленные на разработку комплексной схемы транспортного обслуживания населения (КСОТ) Иркутской агломерации. По итогам разработки КСОТ будет утверждена новая сеть маршрутов общественного транспорта регулярных перевозок, с перечнем маршрутов по регулируемому и нерегулируемому тарифу. Оптимизация маршрутной сети позволит исключить дублирование городских и межмуниципальных маршрутов.

Спецтехника на дороге. Фото Маргариты Романовой
Спецтехника на дороге. Фото Маргариты Романовой

На вопрос, влияет ли работа транспорта по уборке снега в Иркутске на образование заторов, в мэрии пояснили: работы по очистке автомобильных дорог общего пользования местного значения от снега выполняются подрядной организацией МУП «Иркутскавтодор» в круглосуточном режиме. Для того, чтобы не провоцировать создание заторов на автомобильных дорогах, работы по их комплексной очистке от снега проводят преимущественно в ночное время, днем производится механизированная очистка проезжей части.

Что думают общественники

Алексей Шабанов, председатель Союза автомобилистов Сибири:

— Пробки и заторы в Иркутске образуются по объективным причинам. Число автомобилей в городе растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура. Строительство, реконструкция, ремонт дорог — это дорого, долго, и на это нужны не только деньги, но и специалисты, которых у нас не хватает.

Что касается концепции развития инфраструктуры: я вот уже на протяжении более десяти лет, постоянно споря с городскими властями, доказываю им, что на дорогах нельзя экономить — лучше сделать меньше, но лучше. Однако на деле все происходит с точностью до наоборот. За последние два-три года подход к этому немного изменился, и состояние дорог в области улучшилось, но ненамного.

Есть и субъективные причины.

В Советском Союзе пробок не было из-за небольшого количества транспорта на дорогах, при этом, заметьте, дороги были шире, а сейчас идет тенденция к сужению проезжей части, что неправильно. Вот несколько неудачных примеров, когда проектировщики заузили проезжую часть, создав тем самым предпосылки для образования заторов на этих участках: ремонт дороги на улице Горной и объездной дороги в микрорайоне Солнечный. Конечно, в обоих случаях специалисты соблюли ГОСТы по ширине дорог, но по минимальным показателям.

Зима в этом году выдалась очень снежной: при последнем снегопаде уровень осадков превысил месячную норму. МУП «Иркутскавтодор» не успевает качественно очистить дороги от снега, в результате чего они оказываются зауженными с каждой стороны — от 50 сантиметров до метра. Возьмем, к примеру, дорогу на улице Депутатской, где в прошлом году во время ремонта обустроили в сторону Солнечного две полосы, из Солнечного — одну. Там, где одна полоса, в течение нескольких дней после снегопада транспорт вынужден был ехать по «встречке», так как дорога наполовину была засыпана снегом. А если еще на участке с минимально допустимой шириной проезжей части произойдет авария, то объехать его уже не получится — так образуется затор.

Пробка в Иркутске. Фото Маргариты Романовой
Пробка в Иркутске. Фото Маргариты Романовой

В Иркутске, как и во всей области, транспортная инфраструктура развивается с опозданием. Возьмем, к примеру, Академический мост. С начала строительства моста и до ввода его в эксплуатацию прошло более десяти лет. За это время в городе стало больше транспорта в несколько раз, а проектировали его с учетом количества машин, которое было в начале 2000-го года. И только в этом году, спустя девять лет после завершения строительства, решили расширять заезд на мост, чтобы увеличить пропускную способность и решить проблему с заторами на этом участке дороги. Вместе с тем все подобные проекты нужно реализовывать с опережением, с учетом прогнозирования развития ситуации, которая есть не на момент проектирования, а сложится через несколько лет.

Уже не первый год обсуждается строительство новой развязки на улице Байкальская. Единственный вариант разгрузить дорогу — это развести потоки транспорта и построить многоуровневую развязку от остановки «Цимлянская». Один поток направить по низу в район Лисихи, второй — по верху по улице Байкальская, чтобы автомобилисты выезжали на Байкальское кольцо, минуя Лисиху. Но взялись за проектирование развязки в том виде, при котором, да, увеличится пропускная способность транспорта, но проблему заторов решена не будет. Или возьмем ремонт улицы Карбышева. Отремонтированную дорогу не могли открыть полгода, а все из-за того, что проектировщики допустили ряд ошибок. И эти же специалисты продолжают работать над другими проектами по реконструкции и ремонту городских дорог.

Единственное решение проблемы пробок в Иркутске — пересадить людей на общественный транспорт (что практически невозможно), который, к слову, также нуждается в обновлении; или — изменить подход к ремонтам дорог в сторону качества, а не количества, да и в целом пересмотреть концепцию развития транспортной инфраструктуры в городе.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото IRK.ru

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • AmpiR 21 января 2023 в 21:41

    По итогу статьи все расписались в своем нежелании и неумении решать данную проблему: Люди кричат « все плохо» Гибдд - «мы знаем, это виноваты вот те…» Администрация города - «мы знаем, планируем потом это изменить….» Пример: Сделали ремонт Трактовой, раньше стояли в 3 полосы, одну полосу…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля