Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Парадоксы свободы Анастасии Зверьковой

Парадоксы свободы Анастасии Зверьковой

Этой весной иркутский режиссер Анастасия Зверькова представила свой фильм «Свобода в квадрате» на кинофестивале EtnograFilm в Париже. Документальная картина рассказывает об изоляции ученых в Антарктиде. Журналист IRK.ru поговорил с Анастасией об истории создания фильма и новых проектах, а также о том, чем Иркутск похож на Париж.

— В нынешних реалиях участие в заграничном мероприятии кажется почти нереальным… Расскажи, что это был за фестиваль?

— Судя по опыту моих коллег-документалистов, число фестивалей, которые показывают русское кино за границей, уменьшилось. Но говорить о «железном занавесе», который бы отсек нас от мирового кинематографа, нельзя. Российские фильмы по-прежнему есть в программах фестивалей Европы и Америки.

EtnograFilm - это франко-американский кинофестиваль, его основатели – социологи из Луизианского университета, которые занимаются визуальной антропологией. Программа кинофестиваля состояла из картин, изучающих современного человека. Наш фильм был единственным из России. Показ прошел успешно, зрители задавали много вопросов. Говорили, что это интересное сочетание антарктической и космической тематики, столкновение двух понятий, которое рождает новое представление о мире.

Анастасия Зверькова с продюсером московской Киностудии «Соль» Денисом Ковалевским

Анастасия Зверькова с продюсером московской Киностудии «Соль» Денисом Ковалевским

— Чем запомнился Париж?

— Мне повезло: я приехала в разгар забастовок из-за пенсионных реформ, а за этим невероятно интересно наблюдать. Причем моя гостиница находилась недалеко от мусороперерабатывающего завода, чьи сотрудники — ярые активисты. Поэтому, выходя утром из отеля, я непроизвольно вливалась в ряды протестующих. Удивило, насколько организованно все это проходит, и, несмотря на напряжение, в этих акциях не чувствовалось агрессии.

Еще меня удивило, что в Париже — казалось бы, огромном городе, было легко ориентироваться. Этим он мне напомнил Иркутск: уютный, с удобными, неширокими улицами.

Самая страшная встреча

— Почему именно Антарктида стала локацией для картины «Свобода в квадрате»?

— В 2019 году я была участницей лаборатории Dramakit.pro, там в коллаборации с авторами из стран СНГ мы писали сценарии для игровых фильмов. Однажды наш редактор Виктория Левитова сказала, что московская киностудия «Соль» и продюсер Анастасия Алексеева ищут режиссера для документального фильма об Антарктиде. Меня заинтересовало это предложение, мы связались с Настей. Она сказала, что будет возможность организовать экспедицию для оператора в Антарктиду. То есть была задана только локация, а тему я могла выбрать на свое усмотрение. Мне понравилась эта свобода выбора. И мы приступили к работе.

Фильм «прокатился» по кинофестивалям и кинотеатрам, вскоре картину можно будет увидеть в интернете
Фильм «прокатился» по кинофестивалям и кинотеатрам, вскоре картину можно будет увидеть в интернете

– Почему ты выбрала тему изоляции?

— Тема появилась после того, как мы нашли героя – ученого в области космической медицины Николая Осецкого. В тот момент он находился в самой труднодоступной точке планеты – на антарктической станции «Восток». Научная миссия Николая заключалась в исследовании феномена изоляции, причем наблюдения он производил за самим собой. Каждый день вел дневник, в котором подробно описывал свое психологическое состояние. Это личный документ, и, честно скажу, я не надеялась получить его для сценария. И каково же было наше удивление, когда Николай согласился.

— Чем тебе интересна эта тема?

— Так получилось, что эта тема заинтересовала меня еще до пандемии. Однажды на съемках в Забайкалье мы с оператором Кириллом Димовым заехали в старейший в Сибири Цугольский дацан. Там нас встретил монах. Он был совершенно один и охотно пошел на контакт. Мы заговорили о духовных практиках, и монах рассказал о своем опыте длительной медитации в полной темноте. «Но ведь сидеть сутками в темноте - это страшно?» - спросила я. «Да» — ответил он. - «Произошла одна страшная встреча. Это была встреча с самим собой».

Так родился интерес к теме встречи с самим собой, но найти героев для ее воплощения в документальном фильме было сложно. И лишь спустя четыре года, когда появилась возможность снимать в Антарктиде – я к ней вернулась.

— Каким образом?

— В фильме мы столкнули два взгляда на изоляцию: западный и восточный. Западный подход показан через хронику изоляционного эксперимента SIRIUS, когда четверо россиян и двое американцев четыре месяца жили в закрытом модуле, имитирующем космический корабль, выполняя задания физиологов и психологов. Ученым необходимо было составить оптимальный график жизни для космонавта, который во время полета будет долгое время изолирован от общества. А значит, по логике западной космической медицины, будет подвержен риску психологических расстройств.

И совершенно под другим углом на это смотрит доктор медицинских наук, специалист по ресурсным состояниям человека Юрий Бубеев. Он исследует работу мозга буддийских монахов и видит в изоляции потенциальную возможность для духовного роста человека. Такой вот восточный подход. Кстати, один из зрителей в Париже после просмотра фильма сказал: «Так в дальние космические полеты нужно отправлять монахов!..».

— А тебе самой какой подход ближе: западный или восточный?

— Восточный. Я думаю, в нашем организме заложено гораздо больше возможностей, чем мы используем.

— Как считаешь, есть ли сейчас тенденция на обособленность личности? В СССР был дух коллективизма, нужно было быть в сообществе, а сейчас больше ценится индивидуальность.

— Тенденцию можно проследить, взглянув на полки магазина. Сейчас продают четверть булки хлеба — явно для того, чтобы обеспечить потребности человека, живущего в одиночестве. Но я думаю, что скоро мы придем к кризису индивидуализма. И следующие поколения будут стремиться к коллективному образу жизни – большим семьям, командному духу.

Границы сознания

— На съемки в Антарктиду отправился оператор. Как режиссеру дистанционно контролировать процесс?

— Связь с оператором, как и ожидалось, была плохой. Роман работал один, поэтому нам сразу стало понятно, что он наберет материал на тему изоляции, который потом потребует интерпретации на монтаже. За счет этих съемок и дневников Николая и получилась картина.

— Не захотелось самой побывать в Антарктиде?

— Большую часть фильма я монтировала сама, это заняло больше года. Дошло до того, что в контекстной рекламе в браузере мне начали попадаться запчасти от кораблей! (смеется). Не хочется ехать туда как турист — я видела много туристических фотоотчетов оттуда, но это никакого отношения к настоящей Антарктиде не имеет. Но если выпадет шанс стать полноценным участником экспедиции, с удовольствием присоединюсь.

— Как появилось название фильма?

— Когда я писала второй сценарий (он пишется по результатам полученных материалов в ходе съемок), начался локдаун. Я ходила по квадрату комнаты, думая над названием, и наконец в голову пришла: «Свобода в квадрате!». На эту мысль меня навела статья о первооткрывателях-моряках. С одной стороны, они были свободны, могли идти за горизонт… А с другой, находились в коробке парусного корабля, и это была тюрьма. В этом заключается парадокс свободы: с одной стороны, перед тобой бескрайнее пространство, которое ты можешь освоить. Но с другой, ты всегда будешь находиться в границах своего сознания. И если не будешь его расширять, окажешься запертым в тюрьме.

Работу над проектом об Александре Вампилове Анастасия ведет вместе с «Кинокомпанией Юрия Яшникова»
Работу над проектом об Александре Вампилове Анастасия ведет вместе с «Кинокомпанией Юрия Яшникова»

— Сейчас ты работаешь над несколькими проектами. Неизменный вопрос о творческих планах…

— Могу рассказать только о том, что можно озвучить. После Парижа я улетела в Карачаево-Черкессию. Там, в поселке Нижний Архыз находится самый большой в России телескоп БТА. В новом фильме мы рассказываем о городке, в котором соседствуют два мировоззрения: представителей «земных» профессий (продавцов, сантехников…) и астрофизиков, взгляд которых устремлен в небо.

Также совместно с «Кинокомпанией Юрия Яшникова» продолжаем работу над фильмом «Саня, Драматург». Это второй фильм из документального сериала «Киноинтервью» (первым был «Русский Морган»). В этом же стиле будет создан фильм про Александра Вампилова. Мы сделали шаг вперед и в новой картине появится анимация — рисунки создает иркутская художница Екатерина Лазарева, а «оживляет» их специалист по компьютерной графике Андрей Дахневич.

— Возвращаясь к теме изоляции. Когда-то в интервью ты сказала, чем больше в твоей жизни свободы, тем больше в ней одиночества. Как сейчас обстоят дела с этим?

— Сейчас я нахожусь на развилке, потому что появилось много проектов в Москве. Есть соблазн окунуться в среду мегаполиса, где одиночества гораздо больше, чем в маленьком городе… Пока определяюсь.

Элина Халтанова, IRK.ru
Фото Марины Дубас, Софьи Самсоновой и сайта Stellar Systems

Элина Халтанова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Ваня 1 июня 2023 в 13:59

    Зачем все это?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля