Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Август 2023 года изменил автомобильный мир. Что будет дальше?

Август 2023 года стал ударным для многих автомобилистов нашей страны – для тех, кто собирался поменять машину, купить иномарку, заказать столь популярные у нас японские авто «без пробега по РФ» или взять автокредит. Первая половина августа разом принесла столько «ударных» новостей – ударных, в первую очередь, по кошелькам россиян. Что же произошло? Об этом мы беседуем с экспертами иркутского автомобильного рынка – генеральным директором центра автокредитования Autotime* Татьяной Крыловой и руководителем отдела автоподбора Алексеем Борзенковым.

Перечислим основные вехи августа, после которых, по мнению автоэкспертов, российский автомир уже не будет прежним.

1 августа. Проиндексирован (естественно, в сторону повышения) утилизационный сбор на ввозимые иномарки – новые и с пробегом.

9 августа. Япония запретила экспорт в Россию новых и подержанных автомобилей с ДВС объемом свыше 1,9 литра, а также гибридов и электромобилей. Суммарно это практически половина всего предложения японских авто без пробега на российском рынке.

15 августа. На внеочередном заседании Центробанка РФ ключевая ставка поднята до 12%, что повлияет на уровень доступности столь популярных у россиян в последние месяцы автокредитов.

Тройной удар по рынку

— Приходилось встречать в СМИ и такое название августа – «черный месяц». Авторынок Приморья – главный поставщик японских автомобилей без пробега по РФ – переживает сейчас тройной удар. Японские санкции сошлись с повышением утильсбора в России и падением рубля, — говорит Алексей Борзенков. — Конечно, рынок стал реагировать заранее, когда еще только появились первые слухи о возможных переменах. Как реагировал? Ажиотажным спросом, закупками автомобилей впрок и спекулятивным ростом цен.

По данным Владивостокской таможни, за прошедшие полгода в Приморье физлицами в целом ввезено 130 тысяч подержанных автомобилей из Японии и Кореи. Это в два раза больше, чем за первое полугодие 2022 года.

Рекордным стал июнь – в этот месяц в Приморье растаможили 28 тысяч машин. Для сравнения: в июне 2022-го – только 15 тысяч. Эксперты объясняют такой значительный рост и последствиями ухода из России западных автостроителей, и продолжающимся дефицитом новых машин.

Кстати, по наблюдениям приморских продавцов, из пришедших из-за моря машин в регионе остается не более 5-10%. Остальные разъезжаются по всей стране.

Алексей Борзенков
Алексей Борзенков

Утильсбор как защита от иномарок

Итак, с 1 августа в России вырос утильсбор на импортные авто. Это первая неприятная для автомобилистов августовская новость.

— Что такое утилизационный сбор? Это такой платеж, который уплачивается покупателем товара за его будущую утилизацию. В некоторых западных странах он введен даже в стоимость батареек, — объясняет эксперт. – Долгие годы Россия так хотела вступить во Всемирную торговую организацию (если не ошибаюсь, нас туда не брали лет 17), что вступив, неслабо снизила ввозные пошлины на автомобили, в том числе, кстати, и на авто с пробегом. То есть отечественный автопром оказался в слабой позиции.

Тогда, в 2012 году, и ввели этот утильсбор на иномарки, как меру по поддержке внутренних производителей. Правда, через два года утильсбор распространили и на российский автопром. Но для наших его компенсировали субсидиями.

Сегодня базовая ставка утилизационного сбора для обычного автовладельца, который ввез авто из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составляет 20 тысяч рублей. Далее включается коэффициент. Он в зависимости от возраста машины меняется – от 0,17 до 0,26.

В итоге для нового автомобиля утилизационный сбор составляет 3400 рублей, для автомобиля старше трех лет – 5200 рублей.

Так было до 1 августа. А как ситуация выглядит сейчас?

С 1 августа в отношении стоимости утильсбора для основной массы обычных автомобилистов ничего не изменилось. Но поскольку утильсбор является важным инструментом регулирования российского рынка, то с его помощью вновь решили поддержать отечественного производителя.

Поддержать как обычно – подняв ставку. С 1 августа утилизационный сбор на новые и с пробегом легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы, ввозимые в Россию для перепродажи, проиндексирован. То есть ставка утильсбора выросла:

  • на легковые автомобили: в 1,7 – 3,7 раза;
  • на LCV**: в 2,5 – 3,4 раза;
  • на грузовики: – в 1,7 раза;
  • на автобусы: в 2,2 – 4,8 раза;
  • на электробусы: – в 8,7 раза.

Легковые электромобили индексация не затронула.

Нужно отметить, что это повышение касается юридических лиц. Но не только их. Несладко придется и тем физлицам, кто ввозит машины для перепродажи (если более одного автомобиля в год), а также покупателям иномарок с объемом двигателя свыше трех литров.

— Если пересчитать индексацию на рубли, то думаю, что не сгущу краски, если скажу: картина пугающая… Смотрите, при ввозе новой машины возрастом до трех лет с объемом двигателя 3-3,5 литра теперь придется оплатить утильсбор в размере 970 тысяч рублей. А за авто до трех лет с объемом от 3,5 литра – 1,2 миллиона рублей. Но если машина старше трех лет, цифры резко возрастают – до 1,4 и 1,6 миллиона рублей соответственно. Понятно, что под этот удар в первую очередь попал ряд самых популярных у наших автомобилистов сегментов – Prado, Pajero, японские семейные минивэны.

Татьяна Крылова
Татьяна Крылова

Но в Минпромторге РФ заявили, что благодаря оказываемым мерам господдержки, в частности компенсации уплаты утильсбора локализованным в России производителям, повышение не должно отразиться на стоимости машин российских производителей.

Японские машины, которых больше не будет

Самой «ударной» новостью августа стал запрет японского правительства экспортировать в Россию почти половину всей традиционной номенклатуры автомобилей.

Похоже, что нас всех ждет какой-то новый мир, ведь под полный запрет попали нескольких весьма популярных и востребованных в России классов новых и подержанных автомобилей с ДВС объемом свыше 1,9 литра, гибридов и электромобилей.

Перечислим некоторые из марок, экспорт которых теперь запрещен:

  • Toyota Prius;
  • Aqua;
  • Camry;
  • Land Cruiser;
  • RAV4;
  • Lexus RX;
  • Honda Fit Shuttle;
  • Mazda6 и другие.

Кстати, оказалось, что в пакете антироссийских санкций Страна восходящего солнца запретила даже больше, чем все ожидали. В список запрещенных к экспорту автомобилей также попали грузовые вэны и грузопассажирские универсалы:

  • Toyota Probox / Succeed.
  • Nissan AD.
  • Mitsubishi Delica D3.
  • Nissan NV200.
  • Nissan NV100.
  • Suzuki Every.
  • Subaru Sambar.

Запрещены и поставки в Россию даже кей-вэнов и кей-грузовичков с моторами объемом до 660 кубических сантиметров. И как мы понимаем, ограничение экспорта также повлечет рост цен на нашем авторынке.

Что будет с ценами дальше?

Цены уже начали расти. И по всем прогнозам – продолжат. Как это отразится на покупательской способности – загадывать сложно. Скорее всего, спрос останется на прежнем уровне, так как альтернативы нет: либо брать по новым ценам, либо не брать.

— Я бы советовал тем автолюбителям, кто пока не принял окончательного решения о покупке машины, поторопиться. Автомобили есть, выбирать также есть из чего. Сейчас в продаже у нас машины и с пробегом по России, и ввезенные по старому утилизационному сбору. Их стоимость в целом пока примерно на прежнем уровне. Но думаю, осталось немного времени, и цены пойдут вверх. Это неизбежно. Цены на гибриды и машины, которые попали под японские санкции, уже поднялись заметно. Поэтому кто задумался приобрести автомобиль в ближайшее время, лучше форсировать решение и сделать это сейчас. Потом будет дороже.

Нужен автомобиль – поспешите

И еще одна новость, которая также затрагивает интересы (и кошельки) россиян, планирующих в ближайшее время приобрести автомобиль - резкий рост ключевой ставки Центробанка РФ – до 12%.

— Причин повышения ключевой ставки ЦБ несколько, — рассказывает генеральный директор центра автокредитования AUTOTIME Татьяна Крылова. — Связаны они, в том числе, и со снижением курса рубля, и с повышенным спросом на импорт, который, как известно, ограничен. Но если глубоко не вдаваться в эти экономические механизмы, то могу заметить, что ЦБ в июле увеличил ключевую ставку всего на один процентный пункт: с 7,5% до 8,5%. Причем, после значительного перерыва почти в год. Российские банки на это отреагировали, повысив ставки по автокредитам на 1-1,5%.

Но последнее повышение ставки, конечно же, более значительное. И стоимость автокредитов для наших клиентов подрастет пропорционально. Хотя нет ничего постоянного. Вспомните, как в марте прошлого года ключевая ставка выстрелила до 20%, — это был исторический максимум. Но всего через полгода она опустилась до 7,5%.

Поэтому я советую автомобилистам следующее: если вам необходим автомобиль – приобретайте его сейчас, приобретайте его в кредит, если в нем есть необходимость. Возможно, сейчас вы возьмете машину под банковскую ставку выше, чем ранее, но – зафиксируете цену автомобиля. Пройдет совсем немного времени, и автомобиль у вас вырастет в цене. Также всегда есть варианты сделать рефинансирование под меньшую процентную ставку. А вот ценообразование по автомобилям сегодня непонятное, и далее они дешеветь точно не будут. Поэтому нужно спешить с покупкой, — резюмирует Татьяна Крылова.

Центр автокредитования AUTOTIME

Центр объединяет в себе ведущие банки в сфере автокредитования в режиме одного окна. Здесь вам помогут выбрать и оформить выгодный автокредит на любой автомобиль с пробегом, а также помогут этот автомобиль найти – бесплатно предоставят специалиста по автоподбору и дадут техническую гарантию на подобранный автомобиль. Подробнее на сайте автотайм.рф.

*автотайм
**лёгкий коммерческий автомобиль

ООО « Автокредит»
Токен LdtCKL2Yy

Реклама

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля