Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Остались отрезанными от школ и больниц». Почему ремонт путепровода на Батарейной до сих пор не закончен

«Остались отрезанными от школ и больниц». Почему ремонт путепровода на Батарейной до сих пор не закончен

В мае 2022 года на станции Батарейной в Иркутске начался ремонт автомобильного моста. Работы должны были закончить до 30 июня 2023 года, однако, демонтировав часть путепровода, подрядчик покинул стройплощадку. Сейчас власти говорят, что, если до конца года найдется новый подрядчик, мост смогут достроить только к лету 2025 года. Между тем, около пяти тысяч жителей Ново-Ленино остаются фактически отрезанными от той части микрорайона, где находится социальная инфраструктура. Журналист IRK.ru встретилась с местными жителями возле разрушенного моста.

Встреча с жителями

По словам пришедших на встречу людей, о том, что автомобильный мост на станции Батарейной в Иркутске находится в аварийном состоянии, говорили давно, а шесть лет назад, в 2017 году, его официально признали аварийным. Несмотря на опасность проезда по нему, мост сразу не закрыли. И понятно почему – работы потребовали бы длительного времени, а жители микрорайона фактически остались бы отрезанными от основной части Ново-Ленино. Ремонт начали в мае 2022 года и планировали сделать его за год.

Ремонт автомобильного моста на станции Батарейной начали в мае 2022 года
Ремонт автомобильного моста на станции Батарейной начали в мае 2022 года

Сначала, вспоминает Иван, один из местных жителей, работы начали бурными темпами, хотя и позже, чем планировали: за первые несколько месяцев подрядчик почти полностью разобрал старые конструкции и взялся за сборку новых элементов. Но потом вся деятельность замерла. Обеспокоенные иркутяне не раз подходили к рабочим с вопросом, когда возобновится ремонт, но те только разводили руками, а затем, в один день, все уехали со стройплощадки.

— Оставшаяся часть моста продолжает разваливаться. Уже появились новые трещины. И все это нависает над железнодорожными путями, по которым ходят поезда, в том числе и пассажирские. А если все обрушится — кто отвечать будет? Наверное, только тогда власти найдут и деньги, и подрядчика, чтобы построить новый путепровод, — говорят жители.

Подрядчик демонтировал только часть конструкций старого моста
Подрядчик демонтировал только часть конструкций старого моста

По словам одной из местных жительниц Юлии, после закрытия моста детский сад, школы, больницы, магазины — то есть вся инфраструктура – остались по ту сторону железной дороги. Сейчас люди здесь живут, как на острове: с одной стороны — железная дорога, с другой — река Ангара. В поселок станции Батарейной входит частный сектор, многоквартирные дома, рядом находятся два СНТ. «На данный момент автомобильный мост полностью разрушен. Нам, жителям микрорайона, сказали, что мост построят до конца года, но до сих пор даже не определен подрядчик», — говорит она.

В поселок станции Батарейной входит частный сектор, многоквартирные дома, рядом находятся два СНТ
В поселок станции Батарейной входит частный сектор, многоквартирные дома, рядом находятся два СНТ

Виолетта родилась и всю жизнь прожила в этом районе. Несмотря на отдаленность от основной части Ново-Ленино, особых трудностей не испытывала: на машине по мосту через железнодорожные пути можно было быстро доехать до поликлиники №8, магазинов, спортивных секций. Однако с закрытием путепровода на ремонт это стало невозможно.

Жители обеспокоены и тем, что сейчас скорая не может до них доехать быстро: если раньше, через автомобильный мост, медики приезжали на вызов в течение пятнадцати-двадцати минут, то сейчас на это уходит до полутора часов.

За год подрядчик возвел береговую опору и смонтировал четыре опоры путепровода

За год подрядчик возвел береговую опору и смонтировал четыре опоры путепровода

— После того как мост закрыли, власти не предприняли никаких мер, чтобы создать более комфортные условия жизни в нашем районе. У нас здесь есть только аптечный пункт, в ФАПе принимает терапевт и педиатр, а недавно два раза в месяц в амбулаторию стал приезжать и стоматолог — на этом все. Такси к нам не едет, доставки перестали возить заказы. Скорая помощь до нас теперь добирается очень долго. Однажды моему сыну стало плохо, и скорую помощь пришлось ждать больше часа, хорошо, что все обошлось, нас отвезли в больницу, — вспоминает Виолетта. — На все вопросы медики разводят руками: расстояние большое, машин мало.

С маленькими детьми добраться до поликлиники стало непросто: можно вызвать такси и отправиться в объезд через Второй Иркутск или доехать на общественном транспорте. После того как мост демонтировали, автобусы перестали заезжать в поселок и теперь останавливаются возле пешеходного моста. Вот только транспорт, отмечает Иван, ходит нерегулярно, с задержками, а иногда и вовсе не приезжает. На руках у жителей есть ответ мэрии от 29 ноября 2023 года, в котором говорится, что в будние дни по муниципальному маршруту №33 ходят четыре автобуса — с 6:15 до 21:50, в выходные дни — два автобуса.

— Нарушение расписания движения автобусов происходит в случае сходов автобусов с линии по причине технических неисправностей, возникновения транспортных заторов по пути следования. Следует отметить, что в случае схода автобуса с линии по технической неисправности МУП «Иркутскавтотранс» старается произвести его замену, но в связи с отсутствием резервного подвижного состава сделать это оперативно не всегда возможно, — сказано в ответе администрации.

Остановку общественного транспорта оборудовали возле пешеходного виадука, на другой стороне железнодорожных путей. Вот только с наступлением зимы для многих, особенно для пожилых людей и мам с колясками, этот пешеходный мост превратился в полосу препятствий из-за обледенелых ступенек. Виолетта вспоминает, как одна пожилая женщина, спускаясь по ступенькам, не удержалась и упала.

Пока мы были на мосту, несколько человек, увидев, что мы фотографируем, ходим и смотрим, пожаловались на скользкие ступеньки. И по этому поводу местные жители обращались в мэрию и получили ответ: содержание наземных пешеходных переходов через железнодорожные пути относится к зоне ответственности ОАО «РЖД»,

Тогда жители обратились в ОАО «РЖД». В ответе организации, который также есть у них на руках, говорится, что путепровод находится на балансе города, а потому — все вопросы, касаемые длительного ремонта моста, нужно задавать городской администрации. Что касается пешеходного виадука, в документе сказано, что в рамках текущего ремонта была изменена высота ступеней, кроме этого, работники РЖД постоянно осматривают пешеходный мост и проводят работы по его текущему содержанию.

— Я сам не раз помогал женщинам затаскивать и спускать детские коляски, так как самостоятельно преодолеть этот пешеходный мост без посторонней помощи сложно, и не только им, но и пожилым людям, — добавляет Иван.

Автомобилисты же едут в объезд через Второй Иркутск — по улице Полярной, далее вдоль Ангары, затем по гравийной дороге по улицам Набережной и Центральной — а это около 24-х километров. Когда начался ремонт моста и автомобилисты стали ездить по этой дороге, местные жители обратились в администрацию с просьбой отремонтировать ее.

— Сейчас дорога укатанная, а летом после дождей ее размывает, да и яма на яме там. Из-за ее состояния к нам и такси-то не ездят. А на одной из встреч с депутатом нашего округа нам сказали, что дорога, по которой теперь все заезжают в поселок, — неофициальная, она идет вдоль Ангары по безымянной улице, — рассказывает Иван. — Сейчас некоторые оставляют машины за пешеходным мостом, там, где находится остановка общественного транспорта, чтобы не ехать в объезд.

— Бывает, что нужно срочно уехать, такси к нам не едет, отказываются, когда узнают адрес, да и дорого очень стало ездить в объезд, — добавляет Виолетта.

К разговору присоединяется Вероника. Девушка рассказала, что ее муж занимается продажей машинных масел и автозапчастей. После того как автомобильный мост демонтировали, им пришлось закрыть базу в поселке, арендовать другое помещение за путепроводом и все перевести туда.

Остановку общественного транспорта оборудовали возле пешеходного виадука

Остановку общественного транспорта оборудовали возле пешеходного виадука

Людям ничего не оставалось, как создать инициативную группу и писать обращения властям. Однако в ответ они получают только отписки, не помогло даже обращение в приемную президента РФ — стройка так и не сдвинулась с мертвой точки. Несколько раз на встречу с жителями приезжал депутат округа Дмитрий Красноштанов и уже бывшая глава Ленинского округа Наталья Цибанова, однако, по словам иркутян, они тоже не знали, как ускорить строительство, и советовали продолжать писать обращения в разные ведомства.

— Как нам сказали, у подрядчика, который выиграл аукцион, не было опыта строительства моста, он занимался только ремонтом дорог. Как он прошел отбор, для нас всех остается загадкой, — недоумевают жители. — А если учесть, что, как выяснилось, и проект был подготовлен с нарушениями, то не факт, что новый подрядчик также сможет по нему достроить мост.

С чего начался ремонт

Чтобы разобраться, кто виноват в срыве сроков реконструкции моста, важно восстановить хронологию событий.

Итак, в сентябре 2019 года по результатам аукциона был определен подрядчик на разработку проектной документации на капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на станции Батарейной. Победителем закупки стала ООО «Гильдия инженеров проектировщиков» (ООО «ГИП»). Цена контракта — 5 255 269 рублей. Срок окончания работ — 30 сентября 2020 года.

Аукцион же на собственно ремонт путепровода провели только в ноябре 2021 года, то есть год спустя после того, как должен был быть готов проект (информации о том, что компания подготовила проект позже обозначенного ранее срока, нет. — Прим. ред.). Вместе с тем, на торги должны выноситься актуальная смета и проектные решения. Победителем торгов стала компания «Союз-Строй», которая за 360 295 713 рублей должна была демонтировать старый мост и возвести новый. Согласно документам, к работам компания должна была приступить весной 2022 года, а закончить — не позднее 30 июня 2023 года.

Уже после того как компания приступила к ремонту моста (по крайней мере, должна была приступить), в августе 2022 года, по результатам аукциона был определен подрядчик и на авторский надзор за реконструкцией путепровода — ООО «Гильдия инженеров проектировщиков» (стоимость работ составила 6 492 433 рублей).

В мае 2023 года, через год после начала работ, стало ясно: ООО «Союз-Строй» не успеет закончить ремонт в срок. За срыв срока ремонта подрядчика оштрафовали. К тому времени работники демонтировали только часть моста и приступили к возведению береговой опоры и монтажу четырех опор путепровода.

Мэрия ищет нового подрядчика

Чтобы узнать, когда возобновятся работы по строительству моста, журналист IRK.ru отправила запрос в мэрию Иркутска. В ответе говорится, что 22 декабря 2021 года комитет городского обустройства городской администрации (заказчик) в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» заключил контракт на капитальный ремонт путепровода на станции Батарейной с ООО СПБ «Союз-Строй». К работам подрядчик приступил в мае 2022 года, а завершить, согласно договору, должен был не позднее 30 июня 2023 года. Однако из-за того, что строительная компания нарушила график работ и последовательность их выполнения, было принято решение о расторжении контракта.

В мэрии также сообщили, что стоимость ремонтных работ путепровода составила 360 295 713 рублей. Подрядчику был выплачен аванс в размере 106 755 619 рублей. Кроме того, произведена оплата выполненных работ (16% от общего объема) на общую сумму 58 712 982 рублей. При этом подрядчик не вернул выплаченную в счет аванса сумму в размере 78 952 014 рублей, на данный момент ведется работа по ее взысканию.

Сейчас мэрия объявила аукцион на определение новой подрядной организации для капремонта путепровода на станции Батарейной. «При заключении контракта до конца 2023 года ремонт путепровода планируют завершить в июне 2025 года», — говорится в документе.

Однако вероятность того, что до конца года найдется подрядчик, очень небольшая. Ведь в сентябре, а потом и в октябре 2023 года уже проводили торги, но не было подано ни одной заявки для участия в закупках, и они были признаны несостоявшимися. При этом начальная цена контракта в последнем аукционе была заявлена в 376 578 729 миллионов рублей (в предпоследнем — 374 969 291 рублей).

Почему подрядчик обратился в суд

И пока мэрия занимается поиском нового подрядчика, старый — «Союз-Строй» — обратился с иском в иркутский арбитражный суд о признании недействительным решения комитета городского обустройства администрации Иркутска об одностороннем расторжении контракта. И — выиграл его.

По мнению представителя подрядчика, работы «Союз-Строй» приостановил по объективным причинам, не зависящим от него. К моменту начала работ, то есть к маю 2022 года, не была подготовлена строительная площадка — на ней не должно было быть имущества, принадлежащего другим собственникам. А на ней находилась силовая электрическая линия ОАО «ИЭСК», питающая школьное образовательное учреждение, которая, согласно документации, должна быть демонтирована в случае ремонта или реконструкции объекта. Также не был выделен сервитут. Все это было устранено только к июлю 2022 года.

— Суд признает правомерными доводы истца в указанной части и находит обоснованной приостановку производства работ по контракту в период с 23.05.2022 по 29.07.2022, поскольку представленная в дело переписка сторон подтверждает тот факт, что, начиная с 04.02.2022, истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой обеспечить возможность отключения указанных линий и выдать разрешение на демонтаж кабеля, — говорится в решении суда.

Также в суде «Союз-Строй» сообщил, что не раз направлял письма в администрацию о необходимости внести изменения в проектную документацию. Например, это касалось того, что проектом предусмотрена прокладка кабеля марки СБЗПу, а ОАО «РЖД» к моменту начала ремонта модернизировали сети кабелем марки СБМВБПу. Тогда подрядчик обратился в администрацию с требованием откорректировать проектно-сметную документацию с учетом этих изменений. «Доказательства того, что заказчик должным образом отреагировал на данное обращение подрядчика и принял соответствующие технические решения по приведенному вопросу, материалы дела не содержат», — говорится в решении суда.

Кроме этого, требовался вынос существующей линии ВЛ 10кВ из зоны строительства, который, как выяснилось, проектной документацией не предусмотрен и является проектной недоработкой. Об этом подрядчик сообщил мэрии в феврале 2023 года, тогда же ООО «ГИП» подтвердило необходимость выноса ВЛ 10кВ. Однако техническое решение по выносу кабельной линии представлено не было.

Судом установлено, что в цену муниципального контракта включена стоимость услуг ОАО «РЖД» по предоставлению «окон» на производство работ в размере 55 тысяч рублей, однако при заключении договора с ОАО «РЖД» цена, с учетом цен 2023 года, увеличилась в три раза и составила 153 тысячи рублей. Об этом подрядчик также сообщил заказчику.

— Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на протяжении всего времени действия контракта ответчиком признавались недоработки переданной подрядчику проектной документации и необходимость их устранения, ответчик между тем в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду надлежащие доказательства того, что им совершались все необходимые и зависящие от него меры по внесению требующихся изменений в данную документацию в целях получения результата работ по муниципальному контракту N° 010-64-1961/21 от 22.12.2021, — говорится в решении арбитражного суда.

***

В том, что произошло, виноваты все: одни взяли на себя обязательства, очевидно, не оценив свои силы и внимательно не изучив документацию, другие допустили это, проигнорировав все вышеописанные обстоятельства. Вот только крайними в данной ситуации остались простые люди — жители поселка станции Батарейной. А если учесть отсутствие информации о том, что в проектную документацию были внесены соответствующие изменения, то вероятность успешного завершения проекта, да еще и в короткие сроки, очень небольшая.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Алексей Скуфьин 8 декабря 2023 в 14:05

    Это какой гений додумался положить трубы на пешеходном мосту?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля