Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Голоса города»

«Театр кукол не только для детей». Директор «Аистёнка» – о спектаклях, гастролях и планах

Иркутский городской портал IRK.ru совместно с Молчановкой и Школой креативных индустрий продолжает серию подкастов «Голоса города». Гостем студии стал директор театра кукол «Аистёнок» Андрей Стрельцов. Он ответил на вопросы ведущих Ашота Оганесяна и Алисы Довгополой.

Андрей Сергеевич, какая у вас, должно быть, интересная работа. Она и правда волшебная, или все же в ней больше менеджмента, чем магии?

– Я периодически размышляю на эту тему. Здесь, наверное, нет однозначного ответа. С одной стороны, директор театра должен обеспечить все необходимое для того, чтобы случилось творчество, чтобы были творческие победы. Но при этом никто не отменял государственное задание. У театра есть учредитель – министерство культуры, театр получает бюджетные средства на зарплату, на содержание зданий. И есть госзадание, есть те показатели, которых театр должен достичь, как директор, я должен обеспечить их выполнение. Это вообще не про творчество.

Более того, театр – это не только сцена и спектакли. То, что люди видят на сцене – вершина айсберга. А на глубине это огромное хозяйство: здания, все инженерные системы. Они должны функционировать, за ними нужно ухаживать. Это большое производство, много цехов: столярный, конструкторский, сварочный, пошивочный, бутафорский художественный, монтировочный, звуковой, осветительный.

Подкаст «Голоса города»
Подкаст «Голоса города»

Сейчас мы добавляем еще одно направление, у нас появится специалист по видеопроекции, монтажу, видеотрансляции. Это технические службы, которые должны работать, а директор обеспечивает им комфортные условия, аппаратуру, квалификацию, подбор персонала. Существует и огромный финансовый блок. Чтобы театр функционировал, он должен зарабатывать деньги, продавать билеты, организовывать гастроли.

С другой стороны, театр позволяет реализовывать творческие идеи, замыслы. Команда театра меня в этом поддерживает, в чем-то директор театра может быть и творческой личностью. Поэтому я считаю, что это соединение и менеджмента, и чего-то творческого. Важен баланс. Можно скатиться в бюрократию, и тогда ты задушишь творчество. Можно полностью поддерживать творческие начала, и тогда ты скатишься в художественный хаос. Директор должен найти середину, сделать так, чтобы было и организовано, и системно, и надежно, и творческие порывы радовали зрителей.

Когда я готовилась к выпуску, я прочитала две интересные формулировки репертуар полного цикла и инновационный постановочный проект. Расскажите, пожалуйста, что это означает?

– Мы начнем с репертуара полного цикла. Уже много лет мы для себя в театре вывели формулу, нашу миссию: мы театр для зрителей от нуля до бесконечности, то есть абсолютно для всех. Очень многие до сих пор воспринимают театр кукол как что-то детское. Это последствия советского прошлого, тогда было сделано искусственное разграничение: театр кукол мы дарим детям, ТЮЗ посвящаем подросткам, драматический и музыкальный театры – для взрослых.

Андрей Стрельцов
Андрей Стрельцов

Сегодня мы распутываем эту историю. Театр кукол не только для детей, у нас есть постановки для взрослого зрителя. Каждый раз, когда мы ставим новый взрослый спектакль, он становился мировой премьерой. Потому что до нас, Иркутского областного театра кукол, никто другой в мире этот материал не ставил на такой сцене. Например, «Утиная охота» (16+) по пьесе Александра Вампилова. За этот спектакль мы получили премию Правительства Российской Федерации.

Мы не забываем про наших совсем маленьких зрителей, это тоже достаточно сложно – я имею в виду совсем крох, ребятишек от одного года. Это особый репертуар, особая атмосфера. Там нет драматургии, и у нас есть специалисты, которые умеют ставить такие постановки. Поэтому мы показываем спектакли для всех зрителей, от нуля и до бесконечности – это и есть репертуар полного цикла. Иногда после спектакля я выхожу на сцену и говорю залу: здравствуйте, наши маленькие зрители и наши уже взрослые маленькие зрители. Потому что в душе люди остаются детьми.

Что касается инновационных постановок. Во-первых, мы были первыми в Иркутской области, кто придумал, сделал, реализовал и развивает такое направление, как аудиоспектакли-прогулки. У нас два аудиоспектакля. Один называется «В движении стихии» (16+), мы его сделали в пандемию, когда все театры были закрыты, нельзя было работать и принимать зрителей. Нам комиссия правительства разрешила такой формат, потому что это на улице и малыми группами по 15 человек. Второй спектакль, «Метаморфозы города И» (6+) – это аудио-квест для ребятишек, мы его проводим возле стадиона «Труд», возле драмтеатра. Это интерактивное приключение: во время спектакля дети спасают от злой колдуньи город И, под которым подразумевается наш родной Иркутск.

Андрей Стрельцов и Алиса Довгополая
Андрей Стрельцов и Алиса Довгополая

Мы продолжаем развивать это направление. В планах еще несколько аудиоспектаклей, прогулок, но уже в автономном режиме: мы разработаем приложение, где по подписке за небольшую сумму можно будет получить к ним доступ и со своим телефоном в любой компании в любое время прийти на эти локации и пройти по маршруту спектакля. Есть, например, «Иркутск потерянный» (12+), «Иркутск театральный» (12+), «Иркутск старинный» (12+) – проект посвящен истории нашего города.

Также у нас были проекты, связанные с постановками для слабослышащих и слабовидящих зрителей. Для первых мы поставили спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» (16+), он пластический, без слов. В лавки, где сидят зрители, встроены специальные вибродинамики, которые позволяют звучать самой поверхности. Таким образом гости через все свое тело пропускают музыку и ощущают ее физически.

Для незрячих зрителей у нас есть спектакль «Калиф-аист» (12+). Это театр ощущений, там зрители могут завязать глаза, чтобы почувствовать мир, таким, как его ощущают люди, которые не видят. Они попадают на восточный базар, там пахнет специями, шумят люди, играют музыкальные инструменты. Вместе с главными героями гости в путешествии по разным локациям все это ощущают, даже запахи и прикосновения.

В этом году «Аистёнок» отпраздновал юбилей 90 лет. Как театр и зрители отметили этот праздник?

– Мы заблаговременно начали придумывать, что будем делать в юбилейный сезон. Разработали брендбук, логотип сезона, выпустили первый том книги про историю театра – второй том издадим к открытию 91 сезона. Про историю нашего театра раньше никто никогда не писал. Поэтому мы взяли на себя такой труд, пообщались с возрастными артистами, которые помнят основателей театра, структурировали архив. Наша миссия – сделать так, чтобы история продолжалась, чтобы она не была потеряна.

Андрей Стрельцов
Андрей Стрельцов

Продолжаем издавать альманах: журнал, который посвящен театру, артистам, спектаклям, куклам. 90-й юбилейный сезон открыли по-особенному: показали два спектакля на сцене и задействовали сквер возле театра, построили там девять локаций. Для ребятишек и их родителей мы целый день проводили там развлекательные мероприятия, знакомили их с артистами, куклами, спектаклями, художниками, режиссерами. Дважды провели концерт, построили сцену около здания. Для нас это был первый опыт, большой вызов для технических служб, но мы справились. Получилось здорово, поэтому решили, что это будет нашей доброй традицией. В этом году мы проведем такое открытие сезона 31 августа 2025 года. Конечно, будут новые идеи, новое наполнение, но мы так же построим сцену, споем песни, поиграем, и вечерний концерт тоже будет.

За юбилейный сезон мы выпустили много спектаклей. Этот период совпал с 80-летием Великой Победы, мы не могли пройти мимо этой очень важной даты. Так совпало, что я лично привез частичку Вечного Огня с Могилы Неизвестного Солдата в Иркутскую область. Это произошло благодаря «Народному фронту». И я давно хотел, чтобы в нашем театре была концертная программа на тему Великой Отечественной войны, чтобы красиво, изящно рассказать молодежи о подвигах наших воинов. У нас получилось. С финансированием помог «Газпром», теперь они хотят, чтобы мы приехали на Ковыктинское месторождение и показали работникам этот концерт.

На тему Великой Победы мы поставили спектакль по произведению моего любимого писателя Чингиза Айтматова «Материнское поле» (16+). Получилась очень мощная постановка, думаю, что в следующем году мы ее покажем на фестивале по стране.

Андрей Стрельцов
Андрей Стрельцов

Театр невозможен без гастрольной деятельности. Расскажите, пожалуйста, о гастролях вашего коллектива.

– Наш театр исторически очень много ездит. Только в 1986 году у него появилось здание, где мы находимся сейчас, а до этого он был разъездной. И сегодня мы не можем обойти стороной нашу родную Иркутскую область, приезжаем в северные районы: Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Катангский, Усть-Илимск, Братск. Каждый год берем три направления и едем с детскими и взрослыми спектаклями. География путешествий по стране тоже очень обширна, мы были везде: от Калининграда до Камчатки. И даже в других странах: Корее, Сербии, Монголии, Китае.

Как на гастроли ездят ваши куклы? Кто их собирает в дорогу и следит за тем, чтобы они не сломались?

– Куклы – это особый мир, и подход к ним нужен специфический. У артистов выстраиваются свои отношения с куклами. Еще при подготовке спектаклей они приходят в бутафорский цех, где рождается кукла, и начинают с ней взаимодействовать: смотрят, как работают ручки, ножки, голова, предлагают что-то добавить, какую-то механику или фокус, пытаются прощупать ее характер.

На гастроли куклы ездят в специальных кейсах, где есть крепеж для каждой. Мы их бережно упаковываем и, как правило, отправляем машиной до точки назначения. В театре реквизиторы отвечают за всех кукол.

Подкаст «Голоса города»
Подкаст «Голоса города»

«Аистёнок» принимает по 60 тысяч зрителей каждый год. Это, наверное, огромная нагрузка для такого небольшого театра.

– Да, Алиса, все правильно. Пять лет назад к нам ходило 40 тысяч зрителей в год, сегодня эта цифра превышает 60 тысяч.

Только в новогодние праздники к нам приходят 15 тысяч зрителей, мы даем по 12 спектаклей в день. Заняты абсолютно все, даже мышка, которая в подвале живет, трудится без перерыва. И это большая нагрузка, потому что театр маленький, места, конечно, крайне мало: заполняемость зрительного зала в среднем составляет 97%.

У нас много зрителей, которые любят взрослые спектакли, но их мы не можем часто играть, потому что должны работать и для детей. Сцена всего одна, поэтому репетировать, ставить новый спектакль и принимать зрителей одновременно мы не можем, чем-то приходится жертвовать. Надеемся, что когда-нибудь новое здание у нас появится.

Вам не кажется, что к своему 90-летию театр будто бы перерос свое здание? И есть ли вероятность, чтобы у театра появился свой буфет, более просторное фойе, несколько сцен, чтобы все зрители могли купить билеты?

– Этот вопрос очень важен для нас. Зрители приходят и ютятся в маленьком фойе, особенно если это детский спектакль, новогодняя елка. Конечно, это некомфортно. У нас нет буфета, а ведь буфеты в театре не только для взрослых. Это место, где можно съесть пирожное, обсудить постановку. Мы же ради этого работаем – не просто показал и забыл, а оставил след. Например, спектакль «Золотой цыпленок» (6+) – там есть то, что считывают и дети, и родители. И семья должна это обсудить, они могли бы посидеть в кафе, еще больше сблизиться, но у нас его нет.

В театре много инсталляций, кукол, костюмов. Это все хранится на складах, хотя можно было бы сделать театральный музей и посвятить его истории театра, но нам негде его создать.

Андрей Стрельцов
Андрей Стрельцов

Цеха ютятся в очень маленьких помещениях, костюмы складывать некуда, декорации хранить нельзя. И единственная сцена – это наша большая боль. Это не позволяет ставить новые спектакли, потому что театру кукол для постановки обязательно нужна сцена. Например, в драмтеатре сначала идут читки, и они могут проходить в любом помещении. Нам же нужна сцена. Наши артисты оживляют неживое, это настоящее волшебство, поэтому для репетиции должны быть и куклы, и декорации, и свет, и звук, и механизмы.

При том уровне, который наш театр демонстрирует, никто не понимает, как мы это делаем. Есть множество идей, но они пока просто лежат и ждут своего часа.

Наше сегодняшнее здание – это бывший кинотеатр. Уютный особнячок, конечно, но да, мы из него выросли. Я боюсь, что наша энергия, творческий запал могут перегореть. Мы могли бы делать гораздо больше.

А какой выход из этой ситуации? Есть ли какие-то идеи или предложения по этому поводу?

– Этой темой я занимался много лет. Выбирали земельные участки, проводили градостроительные советы на уровне правительства и губернатора. Есть наметки по земле, но история дальше не движется. Не знаю, связано ли это с бюджетом или чем-то еще.

Нам нужно строить новое здание. В голове уже есть даже все технические решения, каким оно должно быть, чтобы было удобно вести именно театральный процесс. У нас есть полное понимание, как это должно быть, но пока земельный участок нам не выделяют.

Андрей Стрельцов
Андрей Стрельцов

Сейчас в театре идет капитальный ремонт. Это приятное преображение, которое дает импульс для чего-то нового. Скажите, когда состоится открытие обновленного театра и что увидят зрители?

– Да, сейчас у нас идет большой капитальный ремонт по нацпроекту «Семья». Спасибо за это губернатору, правительству, нашему учредителю – министерству культуры Иркутской области. 90-й сезон мы завершаем, уходя в ремонт, следующий откроем в отремонтированном здании.

Мы обновим фасад, появится архитектурная подсветка здания. Рядом уже красиво освещен сквер, театр дополнит эту картину и будет радовать горожан. Немного поменяем цветовую палитру фасада. Есть инженерные решения, которые применят при ремонте кровли. Входные группы и крылечки будут воссозданы из нового камня, появятся кованые элементы. Внутри – новые гардеробы, красивые, придуманные нашими художниками. Обновим планшет сцены, все пространство будет переработано, в зрительном зале поменяем ковролин.

Внутри театр будет выкрашен в другие тона, появятся глубокие оттенки: это подчеркнет мысль, что мы не только детский театр, но и театр классический, современный, для разных зрителей.

30 августа мы уже будем ждать наших дорогих зрителей на открытии нового театрального 91-го сезона на премьерный спектакль, покажем детскую постановку про самого длинного червячка.

Что зрителей ждет в 91-м театральном сезоне?

– Мы долго думали, как нам открыть 91 сезон, чему его посвятить, какие идеи мы будем нести нашему зрителю. Зрителям покажем премьеры – не только детские спектакли, но и два взрослых. Для постановки приедет один из лучших режиссеров театра кукол Борис Константинов, спектакль будет называться «Поем в душу. Недорого» (16+). И второй режиссер, из Беларуси, Игорь Казаков. Один из самых громких его проектов у нас – это «Дядюшкин сон» (16+) по Федору Михайловичу Достоевскому. Он поставит спектакль по произведениям Александра Пушкина.

Эти специалисты очень востребованы. Но они любят иркутскую землю, наш театр, нашего зрителя, поэтому приезжают к нам.

Слушайте подкаст

Автор фото – Маргарита Романова

Реклама

ERID: 2VfnxxMzg8g

ГАУК Иркутский областной театр кукол "Аистёнок"

Екатерина Емелина, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля