Творческие группы готовили эскизы в течение нескольких дней. Все их объединила одна тема — специальная военная операция глазами современников. Авторы постарались представить, как в искусстве отражается политическая реальность.
«Выбор», режиссер — Георгий Шилов
Эскиз спектакля постановщик из Санкт-Петербурга создал на основе одноименной пьесы Елены Коллеговой. Драма с элементами комедии посвящена актеру из Луганска, который не смог остаться в стороне от боевых действий и отправился на сборы. Демобилизовавшись после ранения, артист пытается продолжать творческую карьеру.
В современное произведение включены цитаты из романа «Живые и мертвые», пьесы «Парень из нашего города» Константина Симонова, а также из сказки «Муха-цокотуха» Корнея Чуковского. Кроме того, вариант Георгия Шилова содержит вставки воспоминаний актеров Мариинского театра, которые работали в блокадном Ленинграде.
Продолжительность эскиза составляет примерно час. Естественно, уместить в это время исходный текст целиком не получается, однако «Выбор» все равно воспринимается целостно.
— Это очень злободневное произведение, — отмечает авторитетный эксперт фестиваля, кандидат искусствоведения, доктор филологических наук Капитолина Кокшенева. — В его центре стоит фигура современного деятеля культуры, а именно в этой сфере, на мой взгляд, до сих пор происходят самые сложные процессы гуманитарного свойства. Своей постановкой вы зацепили живое человеческое сочувствие, вытащили нас из комфорта и позволили по-другому посмотреть на мир.
— У главного героя позывной — Сказочник. В какой-то степени я попытался создать сказку, в которой человек, пройдя через ад, сохранил светлую улыбку, — говорит режиссер эскиза Георгий Шилов.
«Поселок Рай», режиссер — Александра Голикова
Основой для второй эскиза стала одноименная пьеса Ольги Погодиной-Кузминой. Ее сюжет сосредоточен на событиях, происходящих в населенном пункте, который находится неподалеку от линии фронта. На этот раз среди действующих лиц не только россияне, но и украинцы.
Произведение демонстрирует жестокость конфликта, где солдаты с обеих сторон оказываются в одинаковых условиях страха, боли и потерь. Сцены передают постоянное психологическое напряжение: гибнут люди, разрушаются дома и судьбы. Все эти события оставляют отпечаток на персонажах.
Показана трагедия мирных жителей, которые не знают, кому доверять. Их выживание в полуразрушенных домах становится ежедневным подвигом. Возникают также мотивы материнской любви, заботы и жертвенности.
На первый план в «Поселке Рай» выходят темы веры и надежды, божественного вмешательства и чуда, но при этом и «продажи» религии. Противопоставлены друг другу жестокость и попытки сохранить человечность даже в тяжелых условиях.
Война в произведении как будто стирает границы между прошлым и настоящим, сном и реальностью. Название поселка — Рай — иронично: он становится адом на земле. При этом, по мнению зрителей, финал эскиза подчеркивает равенство всех перед Богом.
«Выбор», режиссер — Рамиль Кагарманов
Третий постановщик представил иркутянам свое прочтение работы Елены Коллеговой. Хотя эскиз создан на том же материале, он существенно отличается от варианта Георгия Шилова.
Как отметили зрители, действия довольно сжатые и продуманные, четкие. Челябинский режиссер исключил из повествования некоторые сюжетные решения драматурга, чтобы подробнее проработать основную линию.
— Очень важная, ценная, искренняя и глубокая работа. Ни у кого не было фальши, получилось цельное художественное высказывание, — подчеркнула Капитолина Кокшенева.
Персонажи делают выбор между творчеством и коммерцией, побегом и выражением активной гражданской позиции, красивой картинкой и жестокой реальностью. Главными темами становятся патриотизм, миссия искусства, и, как считают зрители, семья, ведь самое страшное для главного героя — больше не встретиться с сыном и женой.
— Для меня «Выбор» — о том, что человека держит, что для него главное в жизни, — подчеркивает Рамиль Кагарманов. — Хотелось исследовать персонажа, его мотивацию, историю, связи.
На постановке присутствовал ветеран боевых действий, судьба которого роднит его с героем пьесы. Бывший военнослужащий похвалил эскиз, игру актеров и то, как они разбираются в материале.
— Творческой лаборатории предшествовал отбор пьес об СВО, а затем и режиссеров, которые воплощали их на сцене. Постановщики представили на суд зрителей свое видение современных произведений, — рассказал на итоговой пресс-конференции директор драматического театра Анатолий Стрельцов. — У показанных эскизов есть шанс войти в наш репертуар.
Как подчеркивает авторитетный эксперт Вампиловского фестиваля Капитолина Кокшенева, обращение к острой теме СВО обусловлено фундаментальными свойствами театрального искусства. По ее словам, спектакль может жить здесь и сейчас, это чрезвычайно мощный и актуальный инструмент для осмысления волнующих событий через создание публичного диалога.
Фото Анастасии Токарской и автора
Ольга Фонарёва, IRK.ru