Выступая перед депутатами на сессии спустя два дня, губернатор Игорь Кобзев пояснил, что снижение доходов бюджета началось еще в конце 2024 года. Только за один декабрь регион недополучил 6,5 миллиарда рублей, и эта тенденция продолжилась в 2025-м.
По прогнозам Федеральной налоговой службы, общее снижение доходов до конца года может достигнуть 27 миллиардов рублей. Фактически за восемь месяцев казна области уже недосчиталась 12,7 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для контекста: бюджет Иркутской области на 2025 год был утвержден с доходами в 291 миллиард рублей и расходами в 298 миллиардов. Дефицит на момент принятия составлял 7,6 миллиарда рублей.
Иркутская область – не единственный субъект, который столкнулся с проблемами бюджета. Сокращение денежных поступлений обусловлено реакцией крупного регионального бизнеса на ценовые изменения на мировых рынках и санкционным давлением, а также возвратами излишне уплаченных налогов в 2024 году.
Мнение финансиста: почему это серьезный сигнал
Директор Байкальской международной бизнес-школы, доктор экономических наук Надежда Грошева в комментарии для IRK.ru объяснила, что стоит за понятием «секвестирование бюджета» и какова глубина проблем.
Возврат проекта бюджета Иркутской области на сессии Заксобрания – это сигнал, что управлению денежными средствами области требуются улучшения.

Бюджетный процесс предполагает утверждение доходной и расходной составляющих, а возникновение «разрыва» между ними формирует дефицит, у которого есть определенный предел, установленный федеральным законодательством. Для покрытия дефицита используются специальные источники финансирования, которых не так много. Например, привлечение федеральных средств, выпуск ценных бумаг, взятие займов у кредитных организаций.
Все варианты, кроме первого, являются платными и создают дополнительную нагрузку на бюджет в условиях высокой ключевой ставки.
На 2026 год уже планируется увеличение государственного долга. При текущем уровне доходов это значительная цифра.
Утвержденный на начало года бюджет и источники финансирования дефицита формируют уравновешенную систему, но резкий рост расходов или сокращение доходов приводят к дисбалансу, что и произошло в Иркутской области. В такой ситуации требуется либо пересмотр планов по доходам, либо увеличение дефицита с поиском новых способов привлечения средств (что крайне сложно, особенно в конце года), либо сокращение расходов, известное как секвестр.
Секвестирование может быть пропорциональным, затрагивающим все статьи расходов, либо выборочным. Первый тип сокращения сказывается и на выплате заработной платы бюджетникам, что чревато серьезными социальными последствиями. Поэтому власти ищут альтернативные пути, минимизируя воздействие на общественно значимые статьи.
Иркутская область, будучи сырьевым регионом, каждый год сталкивается с новыми системными вызовами. Налоговые новации федерального уровня, такие как введение прогрессивной шкалы НДФЛ и изменения в налогообложении НДС, привели к перераспределению финансовых потоков в пользу федерального бюджета, ограничивая возможности регионального.
Санкционное давление усугубляет ситуацию, сокращая объемы и цены экспорта сырья, а также усложняя логистику и расчеты. Временно положительную роль играли выплаты участникам СВО, которые фактически тратились членами их семей и тем самым оставались в регионе и поддерживали потребительский спрос. Однако и они количественно не восполнили финансовые потери областных компаний.
Потенциал для роста доходов ограничен сырьевой направленностью региона и невозможностью перераспределить ресурсы.
Существующая стратегия социально-экономического развития, по мнению Надежды Грошевой, не учитывает последствия санкций и не предлагает четких ориентиров для инвесторов. Такие проекты, как развитие туризма в рамках инициативы «Пять морей и озеро Байкал», сталкиваются с проблемами конкуренции, недостаточного пиара и высоких цен при отсутствии уникального предложения для гостей региона. Образовательный туризм, который мог бы стать перспективным направлением, также испытывает спад из-за геополитических сложностей.
В этих условиях основным источником надежды на стабилизацию может стать федеральная поддержка. Однако и она требует от региона четкого стратегического видения и обоснования потребностей – центр должен понимать, во что он вкладывает средства.
Текущая ситуация требует комплексного пересмотра бюджетной и экономической политики региона с акцентом на стратегическое планирование и поиск внутренних резервов развития.
План действий правительства
Для выхода из кризиса правительство Иркутской области подготовило комплекс мер:
- Приоритизация расходов: оптимизация затрат по направлениям, не связанным с национальными проектами и социальными обязательствами.
- Инвентаризация обязательств: пересмотр всех принятых расходных обязательств, в том числе в социальной сфере.
- Жесткая контрактация: до конца 2025 года новые контракты будут заключаться только по «критическим» направлениям для достижения национальных целей.
- Работа с доходами: активизация работы по погашению дебиторской задолженности и взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками для увеличения и опережающего перечисления платежей.
- Кредитные ресурсы: изучение возможности привлечения заемных средств сверх установленного дефицита для смягчения последствий ухудшения экономической конъюнктуры.
Как отметил губернатор Игорь Кобзев, текущая ситуация – это очень серьезный вызов. Она требует персональной ответственности, готовности найти нестандартные решения и, что ключевое, безусловного выполнения всех социальных обязательств перед населением. Данный кризис высвечивает необходимость комплексного пересмотра бюджетной и экономической политики региона с акцентом на стратегическое планирование и поиск внутренних резервов развития.
Светлана Павлова, IRK.ru
меньше праздников устраивайте, а то как телеграм губернатора не откроешь - там праздник!