Марк Витальевич, в каких условиях существует ЖКХ сегодня?
— Жилищно-коммунальное хозяйство — не абстрактная отрасль, а наша реальность. Воздух в квартире, вода из крана, свет и тепло — все это зона ответственности коммунальщиков. Именно поэтому сбои здесь мгновенно приобретают социальный и политический окрас, делая сферу ЖКХ чрезвычайно чувствительной к любым изменениям. Это и объясняет, почему проблем в секторе так много.

Какие существуют ключевые «болевые точки»?
— В первую очередь — устаревшая инфраструктура. В некоторых регионах износ сетей доходит до 80%, превращая их в бомбу замедленного действия. Теплотрассы, водопроводы, лифтовое хозяйство — в основном наследие 70—80-х годов. Предварительные расчеты показывают, что для обновления коммуникаций требуется не менее 4,5 триллиона рублей. По факту необходимо значительно больше.
Вторая фундаментальная проблема — непрозрачная система тарифообразования. Абонент не понимает, за что платит, а исполнитель не может объяснить, почему утвержденный тариф не покрывает себестоимости. Возникают недоверие, конфликты и коррупционные риски. Ситуацию усугубляет слабая система учета ресурсов. Если человек не видит, сколько именно он потребляет, у него нет стимула экономить.
К этому добавляются нехватка кадров, отсутствие единого центра управления, непродуманная налоговая политика и растущая долговая нагрузка.

Именно поэтому все чаще звучат призывы к масштабной реформе?
— Данные последних двух лет показывают, что отрасль все больше напоминает настольную игру «Дженга»: мы лишь перекладываем с места на место ограниченные ресурсы государства и бизнеса, рискуя в любой момент обрушить всю конструкцию. Попытки решить локальные проблемы без изменения самой модели лишь оттягивают системный кризис. Дальше так продолжаться не может, поэтому мы начали проработку параметров комплексной реформы, затрагивающей все аспекты ЖКХ.
Давайте перейдем к чувствительной теме — тарифам.
— Правда в том, что сегодня реальная экономика отрасли мало кого волнует. Главное — не превысить установленный индекс роста платежей. Фактически, с 2015 года суммы заморожены, и население платит в среднем лишь 30—50% от реальной стоимости услуг. О какой рыночности может идти речь?
Значит, выход — в переходе на рыночные расценки?
— Да, но это не должно привести к простому удорожанию в два раза. Речь о комплексе мер: прозрачные тарифы, повсеместный точный учет, адресная поддержка нуждающихся и формирование культуры ответственного потребления. Без них изменения спровоцируют социальный взрыв. Дальше жить в иллюзии, что ситуация наладится сама, невозможно. Система деградирует в реальном времени, долги растут, а ветхие сети приближаются к коллапсу.
Совокупная долговая нагрузка в отрасли превышает 1,5 триллиона рублей, и есть основание полагать, что данные могут быть занижены. Колоссальная сумма, а в условиях высокой ключевой ставки — еще и тяжелейшее бремя для добросовестных плательщиков. При этом многие должники являются платежеспособными. Необходимо создать ситуацию, когда не платить становится экономически невыгодно и организационно сложно.
Сегодня взыскание идет в основном через судебные приказы, что перегружает суды и не имеет большого эффекта. Мы предлагаем альтернативу — механизм исполнительной надписи нотариуса или автоматическое списание долгов через банки, как это успешно практикуется в других странах.

Какие изменения планируются в сфере управления домами?
— Сейчас УК можно организовать буквально без квалификации и ответственности. Для создания прозрачного рынка необходимо повышать инвестиционную привлекательность этой сферы. Подразумеваются ужесточение допуска к работе, создание эффективной системы контроля и надзора, а также разработка правил госучета технического состояния многоквартирных домов. Крайне важно введение независимой оценки квалификации сотрудников управляющих компаний, стандартизации качества услуг через обязательный перечень работ.
Концепцию законодательных изменений уже проработали Минстрой РФ и Фонд развития территорий совместно с экспертами Госдумы. Регулятор готовит соответствующие законопроекты, и их публичное обсуждение ожидается до конца года.

Насколько отрасль готова к отмене лицензирования и переходу на саморегулирование?
— Это верный вектор, но говорить о полном и обязательном переходе пока рано. Участники рынка, возможно, и готовы, но сама система еще не создана. Саморегулируемые организации (СРО) в ЖКХ могут выступать как аналог профсоюза, защищающего права УК и контролирующего порядок. Дальнейшие шаги мы будем предпринимать по мере накопления положительного опыта добровольными СРО.
Строительная отрасль перешла к комплексному развитию территорий. Как это отражается на ЖКХ?
— Строятся целые микрорайоны с единой инфраструктурой, однако действующее законодательство не регулирует управление такими образованиями. Жилищный кодекс оперирует только многоквартирными домами, что создает правовой вакуум.
Совместно с партнерами готовим законопроект, вводящий понятие «многоэтажный жилой комплекс» — единая планировочная территория с общей инфраструктурой. Ключевым принципом должно стать правило «один МЖК — одна управляющая организация», что устранит существующие противоречия. Параллельно прорабатываются изменения в Градостроительный кодекс.
IRK.ru
