В конце сентября 2025 года Министерство финансов и Госдума внесли несколько поправок в налоговое законодательство. Самыми ощутимыми последствиями для россиян станут:
- повышение ставки НДС с 20 до 22%;
- снижение порога товарооборота для тех, кто пользовался упрощенной (с 60 до 20 миллионов) и патентной (с 60 до 20 миллионов) системами налогообложения.
С начала 2026 года некоторые из тех, кто превысил лимиты товарооборота в 20 миллионов (а не 60, как было раньше), должны будут заплатить налоги за 2025 год по уже повышенной ставке НДС (22%). Как рассказывает юрист Дарья Ведерникова, из-за этого представители малого бизнеса Иркутской области и России будут вынуждены поднять цены на товары и услуги или прекратить деятельность.

– В первую очередь изменения сильно отразятся на розничной торговле. Дело в том, что у таких предпринимателей много затрат – аренда, покупка оборудования, дорогая логистика (особенно в отдаленных районах), закупка товара. По итогу получается, что налог выходит равным чистой прибыли, а в некоторых случаях даже превышает эту сумму, – комментирует она.
Юрист рассказала, что ее муж занимается грузоперевозками – доставляет товары в северные районы Иркутской области. Как и многие, он планирует увеличивать цены на свои услуги.
– Большая часть финансирования рейса уходит на заправку, плюс недешевое обслуживание автомобиля, а еще нужно оплатить налоги и взносы. Как итог: большой оборот, маленькая прибыль. Конечно, с увеличением налоговой нагрузки будет увеличена и стоимость услуг, – пояснила она на своем примере.
По данным аналитиков Банки.ру, в среднем цены товаров и услуг вырастут на 5-15%. Дарья считает, что процент будет выше.
– В конечную стоимость товаров и услуг войдет не только увеличенная налоговая ставка, но и подорожавшие услуги подрядчиков. Это грузоперевозчики, поставщики и компании, обслуживающие оборудование, ЖКХ. Поэтому предположения о подорожании в 5-15% – лишь теория, по факту цифра будет в разы больше, – говорит она.

Юрист отмечает, что если бизнесмены Иркутска еще смогут удержать позиции, повысив цены, то небольшие предприятия в селах и городах области окажутся под угрозой закрытия.
Например, после новостей об изменениях о прекращении своей деятельности задумалась семейная пара Зинаиды и Никиты Николаевых (имена изменены) из Боханского района. Они открыли свой первый продуктовый магазин десять лет назад. Сейчас у семьи две торговые точки, которые обслуживают около тысячи человек и обеспечивают работой восемь сотрудников. А еще кредиты, коммунальные платежи, зарплатные и налоговые обязательства, оплата логистики, эквайринга и закупка товара.
– В 2025 году сумма товарооборота превысила 20 миллионов рублей. Но чистой прибыли получалось на двоих с мужем, как зарплата у наших продавцов. Сейчас нам нет смысла работать дальше, потому что прибыль оказалась меньше, чем сумма сбора. Это со стороны кажется, что если ты ведешь свой бизнес, то богат. А на деле мы попали в безвыходную ситуацию, так как в связи с повышением налога дохода не остается совсем. Обидно, что придется распускать коллектив, в деревне ведь совсем негде работать. И непонятно, как будут жить пенсионеры. До райцентра ехать 40 километров, хлеб и молоко они смогут купить только там, – объясняет Зинаида.
По словам предпринимательницы, сейчас в их селе живут три владельца бизнеса, на патентной системе налогообложения сможет остаться только один.
– У женщины одна точка и оборот меньше 20 миллионов, поэтому пока что у нее все в порядке, но что будет дальше – неизвестно. Еще один земляк помогал своему сыну открывать магазин по продаже автозапчастей. Позже парня призвали на СВО по мобилизации, и отец занимался всем один. А сейчас оказался в такой же ситуации, как и мы. Он не знает, что говорить сыну, когда тот вернется. Как объяснять, что не смог удержать его дело на плаву? Да и в целом малый бизнес всегда помогает гуманитарной помощью, покупает подарки для школ и по возможности откликается на любую просьбу. За что сейчас с нами так поступают – непонятно, – рассуждает женщина.

Лариса Петрова (имя изменено) ведет предпринимательскую деятельность с 1992 года и пережила не один экономический кризис. Но в этот раз выхода, кроме закрытия или «ухода в тень», нет.
– Я владею небольшим павильоном в одном из СНТ Иркутского района. Он сезонный и работает только с мая по сентябрь, когда в поселке есть дачники. В 2025 мы перешагнули порог 20 миллионов. Такая сумма получилась из-за продажи сигарет, ведь, как правило, еду люди покупают заранее, в ней нет острой необходимости, обычно берут хлеб, молоко и что-то по мелочи. А вот сигареты кончаются быстро и их покупают сразу блоками. С одной пачки я получала около шести рублей, и из них еще платила процент по эквайрингу. С новыми правилами каждая пачка обошлась мне в минус 34 рубля, – рассказывает она.
Сейчас Лариса экстренно ищет людей, которые арендуют ее павильон, чтобы хоть как-то собрать деньги на оплату налога.
– Не знаю, найдутся ли подобные смельчаки, но у меня нет средств продолжать деятельность. Если бы нам сообщили о таких мерах хотя бы в январе 2025 года, то можно было бы накопить подушку безопасности, как-то подстроиться, что-то изменить в бизнесе. За несколько месяцев в конце года это сделать попросту невозможно. Сейчас у меня ипотека, обязательства, что делать дальше я не знаю, ведь мне уже 57 лет, – делится женщина.

Последний раз налог на добавленную стоимость поднимали в 2019 году. Тогда ставка выросла с 18 до 20%. По данным ФНС, в декабре 2018 года в Иркутской области было зарегистрировано почти 89 476 ИП, юрлиц и микропредприятий. В 2020 году их осталось около 84 990, сейчас на учете ФНС стоит 92 404 компании.
В беседе с журналистом IRK.ru бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин рассказал, что наиболее уязвимы производители и продавцы товаров массового спроса, а также малый и средний бизнес в сферах строительства, туризма и розничной торговли. Он не исключает, что некоторые компании попытаются уменьшить выплаты государству, «уходя в тень» или скрывая часть доходов.
– Главный мотив – желание снизить финансовую нагрузку, сохранить прибыль и повысить конкурентоспособность. Предприниматели часто ощущают давление со стороны других коммерсантов (особенно в условиях повышения налогов) и таким образом стремятся сохранить свою долю на рынке. Но «уход в тень» несет серьезные риски как для предпринимателей, так и для экономики в целом, – поясняет он.
По мнению эксперта, оптимальным решением проблемы является совершенствование налоговой системы, упрощение процедур уплаты сборов и усиление контроля за соблюдением законодательства. Представителям бизнеса он советует находить законные способы адаптации к финансовым изменениям. Одним из таких инструментов является переход на специальные налоговые режимы.
Например, АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения). Это относительно новый режим, в Иркутской области его запустили в 2024 году и по нему все еще действует порог на товарооборот в 60 миллионов рублей.

– Предпринимателям следует проанализировать свою финансовую модель совместно с бухгалтером, чтобы выбрать наиболее оптимальную систему налогообложения. Универсального решения для всех не существует, поскольку каждое предприятие уникально по структуре доходов, расходов и штату сотрудников. Также ключевую роль играют активное взаимодействие с органами власти, участие в разработке нормативных актов и внесение предложений по совершенствованию налогового законодательства. Комплексный подход позволит бизнесу успешно преодолевать новые вызовы и сохранять устойчивость в условиях динамично меняющейся внешней среды, – считает Андрей Лабыгин.
Собеседник пояснил, что для плавной адаптации и освоения новых правил депутаты ввели мораторий на привлечение предпринимателей на УСН к ответственности, если они впервые нарушили правила уплаты НДС в 2026 году.
– Мы готовы оперативно реагировать на обращения предпринимателей и оказывать поддержку совместно с налоговыми органами. Планируется проведение вебинаров и информационных кампаний, направленных на помощь в адаптации к новым требованиям, – заверил бизнес-омбудсмен.
Опасения и тревожные настроения в коммерческой среде – четкий сигнал, что новые правила требуют срочных поправок и адресных решений для тех, кто оказался в зоне риска. Ведь надвигающиеся налоговые изменения бросают серьезный вызов малому бизнесу, который особо остро ощущают регионы. И чтобы все это не привело к экономическому коллапсу, критически важен диалог власти и предпринимателей.
Арина Филиппова, IRK.ru Фото из архива IRK.ru

-
deMone
22 декабря 2025 в 17:32
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии> С начала 2026 года некоторые из тех, кто превысил лимиты товарооборота в 20 миллионов (а не 60, как было раньше), должны будут заплатить налоги за 2025 год по уже повышенной ставке НДС (22%) Как говорилось в известном фильме: — Борис, не нанимай на это дело … Вот и тут так же — авторы ни в чём…