Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Безопасность туристов в летний сезон

ответы даны 7 июля
На ваши вопросы отвечает
Андрей Георгиевич Кармаданов, руководитель поисково-спасательных работ пожарно-спасательной службы Иркутской области

О том, как сделать поход в лес или горы безопасным, что делать в случае возникновения непредвиденной ситуации и необходимо ли регистрировать туристическую группу расскажет специалист пожарно-спасательной службы Иркутской области.

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/society/64325/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • Logic
    Logic

    1) Проводилось ли когда-нибудь исследование, насколько эффективен запрет на посещения лесов, как противопожарная мера? Или эта идея основана на предположениях?

    2) О том, что нужно тушить после себя костер, быть аккуратным с огнем и т.п. говорят постоянно, начиная с детского сада, т.е. об этом знают практически все. Как вы считаете, людей, которые тем не менее игнорируют правила пожарной безопасности может остановить запрет на посещение леса? И наоборот, если человек способен аккуратно соблюдать запреты на посещение и разведение огня - насколько вероятно, что он устроит пожар в лесу?
    Какой вы видите возможный выход из этой ситуации?

    Введение запрета и ограничения на посещение лесов законодательно обосновано статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в условиях введенного на территории особого противопожарного режима, а также статьей 11 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

    Решение на указанное ограничение принимают органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.

    Соответствующие запрет и ограничение могут быть установлены Правительством области, Министерством лесного комплекса Иркутской области и органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

    Учитывая, что антропогенный фактор – одна из главных причин возникновения пожаров в лесах, установление барьеров, таких как ограничение пребывание граждан в лесах, исключающих или снижающих влияние данного фактора, является действенной мерой профилактики. Это неоднократно подтверждено статистическими показателями динамики оперативной обстановки с пожарами, а также исследованиями в данной области.
    Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

    Соответственно, законно установленная мера по ограничению пребывания граждан при установлении повышенных классов пожарной опасности в лесах правоприменительна в равной степени ко всем лицам. При этом, учитывая, что неисполнение законодательства влечет применение к виновным лицам административных мер, выход из ситуации только один – исполнять закон.

  • guru
    guru

    Добрый день!
    Три вопроса:
    1) Действующий особый противопожарный режим (ОПР) запрещает посещение лесов при наступлении среднего (III) класса пожарной опасности по условиям погоды (пост. Прав. ИО №357 и №145). Классы присваиваются по районам, при этом погодные условия в разных точках одного и того же района часто существенно отличаются. На практике это выглядит следующим образом. Например, если сложились пожароопасные условия в районе порта Байкал, запрет вводится во всем Слюдянском районе, включая предгорье Хамар-Дабана, где в это время идут проливные дожди. Нельзя ли более дифференцировано подходить к оценке пожарной опасности территорий? Насколько целесообразен запрет на посещение лесов при III классе? При действующих жестких ограничениях туристам стало сложно попадать в леса без нарушения ОПР. Складывается впечатление, что именно на это и рассчитаны действия властей!
    2) В п.2 пп.2 постановления Прав. ИО №145 приведен перечень территорий (земель), где запрещено разводить костры. Правильно ли я понимаю, что на территориях, не указанных в перечне, разведение костров в условиях ОПР допустимо? Если нет, и открытый огонь запрещен повсеместно, то прошу дать ссылки на соответствующие нормативные документы.
    3) Некоторые СМИ сообщают, что под запрет в связи с ОПР попали даже туристические газовые горелки. Так ли это? Если да, то также прошу подтвердить данный запрет документально.
    Заранее благодарю за ответ!

    1. Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 сентября 2016 г. №457 предполагает дифференцированный подход к введению ограничения. В решении о введении ограничения указываются:
    а) основание для введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах;
    б) меры, которые вводятся в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах;
    в) месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков);
    г) информация о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан;
    д) информация о порядке осуществления работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности в лесах, а также с проведением аварийно-спасательных работ;
    е) срок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.

    Таким образом, перед посещением леса целесообразно уточнять у органов, уполномоченных на введение запрета и ограничения посещения лесов, класс пожарной опасности на соответствующей территории, а также введенные дополнительные ограничения с конкретизацией территории, на которую они распространяются.

    2. Постановлением Правительства Иркутской области от 14.03.2017 г. № 145-пп «Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима» в рамках введенного режима приняты дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе запрет на разведение костров и использование открытого огня. Пунктом 2 указанного постановления охвачены все категории земель Иркутской области.
    Кроме того, требования пункта 17 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 и пункта 9 Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, утвержденного приказом МЧС России от 26.01.2016 № 26 запрещают использование открытого огня в период действия «Особого противопожарного режима». Учитывая, что особый противопожарный режим введен на всей территории Иркутской области, требования вышеуказанных пунктов также правоприменимы на всей территории области.

    3. уристические горелки в своём технологическом исполнении, как правило, используют открытое пламенное горение, образуемое от сжигания различных видов топлива. Учитывая, что использование открытого огня на территории области в период действия особого противопожарного режима запрещено, соответственно использование туристических горелок будет являться нарушением требований пожарной безопасности.

  • Мурзик Лимпомпо
    Мурзик Лимпомпо

    К нам едет группа из Москвы 0т 13 до 18 лет с собственным инструктором .
    Хотят с Аршана пройти до Шумак и обратно. Какие должны быть оформлены разрешения и уровень инструктора.

    В первую очередь, необходимо иметь разрешительные документы на проведение мероприятий с несовершеннолетними. Вся ответственность ложится на руководителя группы, если, конечно, дети без сопровождения родителей. Что касается инструктора, данный маршрут относится ко 2 категории сложности. Это значит, что инструктор должен иметь опыт прохождения маршрутов 2 категории и документы, подтверждающие право проводить данные мероприятия.
    По прибытии группе необходимо зарегистрироваться в Поисково- спасательной службе республики Бурятии, также можно зарегистрировать в Аварийно-спасательной службе ОГБУ «ПСС Иркутской области» или в Байкальском поисково-спасательном отряде. Оперативные дежурные служб находятся круглые сутки в готовности, принимают и анализируют информацию, консультируют.
    Контактные данные для регистрации туристической группы:
    Поисково-спасательная служба республики Бурятия: (3012) 23-03-55; 89148434855. Эл.почта: burspas@mail.ru.
    Аварийно-спасательная служба «ПСС Иркутской области»: (3952)35-15-84;35-32-73(ф); 89041100285, Эл.почта: od.pu@yandex.ru
    Байкальский поисково-спасательный отряд (БПСО) МЧС России: (3952)78-37-00. Эл.почта: baikalpso@mail.ru

  • Demiant
    Demiant

    Два вопроса:
    1. В каких районах Иркутской области введен запрет на посещение лесов.
    2. Возможно ли посещения леса без спичек, зажигалок и т.п., например на велике?
    3. Какой штраф на посещение лесов и за что.
    Желательно с ссылками на указы, приказы, статьи и т.п.

    1. Постановлением Правительства Иркутской области от 14.03.2017 г. № 145-пп «Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима» введен запрет на посещение гражданами лесов при наступлении III класса и выше пожарной опасности в лесах по условиям погоды, кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, договоров аренды участков лесного фонда, выполнением определенных видов работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах в рамках государственных заданий, проездом в оздоровительные учреждения, туристические базы, осуществлением мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
    Кроме того, Министерством лесного комплекса и его территориальными отделами (лесничествами), а также органами местного самоуправления, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, в соответствии с порядком, определенном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 сентября 2016 г. №457, могут вводиться дополнительные ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ.
    Таким образом, перед посещением леса целесообразно уточнять у органов уполномоченных на введение запрета и ограничения посещения лесов класс пожарной опасности на соответствующей территории, а также введенные дополнительные ограничения с конкретизацией территории, на которую они распространяются.

    2. Возможно, до наступления III класса пожарной опасности в лесах. Предварительно нужно уточнить у органов, уполномоченных на введение запрета и ограничения посещения лесов, класс пожарной опасности на соответствующей территории, а также введенные дополнительные ограничения с конкретизацией территории, на которую они распространяются.
    Соответствующий запрет и ограничение может быть установлен Правительством области, Министерством лесного комплекса Иркутской области и его территориальными отделами (лесничествами), а также органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

    3. В соответствии с п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №417 пребывание в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В настоящее время такой порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 сентября 2016 г. №457. Такие ограничения могут быть установлены и органом местного самоуправления при наличии условий и соблюдении - порядка, установленного указанным нормативно-правовым актом.
    Нарушение такого ограничения влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 1 или ч.3 ст. 8.32 (в период действия особого противопожарного режима) КоАП РФ. Протоколы по данной категории дел об административных правонарушениях составляют лесничества и органы полиции.
    Предусмотренные санкции:
    ч. 1. ст. 8.32 КоАП Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
    ч. 3. ст. 8.32 КоАП Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
    В свою очередь частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
    Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
    В силу ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
    На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие запрет на посещение гражданами лесов.
    Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима также предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
    Предусмотренные санкции:
    ч. 2. ст. 20.4 КоАП. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

  • Mikka
    Mikka

    Считаете ли Вы разумным явное несоответствие между реальными погодными условиями и полным запретом на разведение костров при особом противопожарном режиме, который введён директивно, причём на весь тёплый период, когда только и можно у нас на природу выбираться без риска замёрзнуть? Формально сейчас даже в проливной дождь/мокрый снег запрещено костры разжигать, что является абсурдом, т.к. в такую погоду пожар устроить нереально. Ведь абсурдность подобного запрета формирует правовой нигилизм: раз власти настолько неадекватны, что даже в дождь обсушиться у огня незаконно, то и разумные ограничения воспринимаются с пренебрежением.

    Учитывая многолетний опыт работы и данные постоянного мониторинга причин и условий возникновения лесных пожаров, установлено, что антропогенный фактор является наиболее весомым в общей картине пожароопасного периода.
    Введение определенных режимов функционирования и дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе запрет на использование открытого огня в условиях особого противопожарного режима, является действенной мерой снижения количества лесных пожаров, возникающих по вине человека. К сожалению, наступление именно теплого погодного периода, сопровождается открытием пожароопасного сезона, поэтому и меры профилактики принимаются на весь пожароопасный период в целом.

  • no name
    no name

    где в Иркутском, Шелеховском, Слюдянском районах стоит опасаться медведей одинокому туристу?

    В данных районах на распространённых туристических маршрутах до сих пор не поступало сведений о том, что там кто-либо видел медведей или их следы. Но это не значит, что опасаться нечего. Как показывает практика, медведи могут появляться и у населенных пунктов, и на туристических маршрутах. Если вы передвигаетесь в одиночку, и при этом не по туристическим тропам, вероятность встретить дикого зверя возрастает. Будьте предельно внимательны и осторожны!

  • Ева Кришталь
    Ева Кришталь

    Как вообще можно представить отдых на природе без костра? Но что делать, если второй год костры под «запретом» или 500-1000р (и проверяющие закрывают глаза)?

    К сожалению, статистика причин лесных пожаров, происходящих на территории Иркутской области такова, что только кардинальные меры, такие как тотальный запрет использования открытого огня на всей территории области, способны если не исключить, то ограничить влияние человеческого фактора на количество возникающих пожаров.
    По фактам недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами органов полиции, Министерства лесного комплекса и его территориальных отделов (лесничеств) и сотрудников МЧС, на которых возложена функция контроля и пресечения нарушений требований пожарной безопасности, необходимо незамедлительно информировать соответствующие органы по телефонам доверия. В ином случае Ваши действия могут быть квалифицированы как уголовно наказуемое деяние, предусмотренное статьей 291 Уголовного кодекса РФ «Дача взятки».

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля