Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Эксперт: «Бензин может подорожать в рамках инфляции, но не более»

около 8 минут на чтение 12 комментариев
Вероника Шородок. Автор фото — Геннадий Кноп
Вероника Шородок. Автор фото — Геннадий Кноп

Гостьей Анны Сурковой в проекте «Голоса города» на радиостанции «Радио» стала руководитель Ассоциации независимых АЗС Восточной Сибири и Байкальской региональной компании (БРК) Вероника Шородок. Поговорили о формировании цен на бензин и прогнозах по их дальнейшему изменению.

О формировании цены на бензин

Розничная цена напрямую зависит от оптовой, а оптом нефтепродукты приобретаются на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Цена, сформированная на бирже, является рыночной и определяет оптовую, по которой заключаются договоры. В Сибири поставки проходят с трех заводов — Ангарского, Ачинского (Роснефть) и Омского (Газпром), топливом именно с этих НПЗ заправляют в Иркутске.

В розничную цену АЗС включают, например, транспортные расходы — важно, есть ли у компании свои мощности, автопарк, либо она тратит деньги на их аренду. Кроме того, оптовые цены на бирже могут варьироваться, поэтому конечная стоимость для покупателей зависит и от того, в какой момент АЗС приобрела топливо и насколько грамотно она строит свою экономику.

О причинах роста оптовых цен

При растущем долларе для вертикально интегрированных компаний (Газпром, Роснефть, Лукойл; их общий признак — деятельность по всей цепочке производственного процесса. Далее — ВИНК. — Прим. ред.) было выгодно перенаправить свои нефтепродукты на экспорт. Из-за этого возникла нехватка на отечественном рынке. Отсутствие предложения стало причиной роста оптовых цен, а они потянули за собой и розницу.

Рост розничных цен неблагоприятен для независимых АЗС, он несет в себе негативные последствия, в частности снижение продаж. Учитывая, что бензин — социальный продукт, когда произошел этот скачок, мы начали бить во все колокола. Написали открытое письмо с обращением к правительству России, чтобы оно обратило внимание на необоснованный рост оптовых цен. К счастью, кабмин нас услышал и очень быстро среагировал. Принятые меры позволили заморозить розничные цены, темпы роста опта прекратились, с начала июля мы наблюдаем снижение оптовых цен. В европейской части России уже месяц как нет диспаритета между оптовыми и розничными ценами. Немного тяжелее ситуация в Сибири. У нас мало заводов, если один из них встает на профилактику, то это сразу сказывается на росте оптовых цен, потому что возникает дефицит топлива. В Приморье и на Камчатке дела обстоят хуже. Там диспаритет составляет 4-5 рублей, то есть опт выше розницы.

В этой ситуации интересы независимых АЗС и автолюбителей едины. Для нас очень важно, чтобы роста на бензин и ДТ не было, это возможно при стабильной оптовой цене. С апреля все независимые АЗС столкнулись с большим ростом цен на нефтепродукты в опте — с начала года цены взлетели на 30 %. Это самый стремительный рост за 16 лет.

О негативе со стороны автолюбителей

С апреля, когда произошел этот скачок, мы стали замечать негатив со стороны автолюбителей, но понимали это негодование. Поэтому ассоциация, куда входят сто независимых АЗС, предложила своим покупателям открыто выразить свое недовольство, подписав петицию. Этот документ состоит из трех частей: первая — в защиту независимых АЗС; вторая — в защиту работников, третья — водителей. Мы предложили ряд мер правительству по насыщению внутреннего рынка. Документ подписали около 20 тысяч человек, в том числе из Иркутской области, Бурятии и Забайкалья. Петиция находится в правительстве на рассмотрении.

Ситуация с ростом цен показала, что не было должного контроля со стороны регуляторов. Чтобы оперативно обмениваться информацией, доводить ее до руководителей федеральных ведомств, создаются ассоциации. Недавно в Улан-Удэ прошло совещание с участием топливного союза и УФАС. Разговор был открытый, иногда даже резкий. Череда закрытий АЗС уже запущена. Запас прочности не такой большой — даже у крупной сети его хватает на 2-3 месяца, а потом идет разорение, подобная ситуация уже сложилась в Бурятии — закрыто 13 АЗС.

Такие АЗС создают конкуренцию ВИНКам, улучшают сервис, работают с ценой, тогда получается нормальный рынок. В противном случае ничего хорошего. На независимых АЗС работает миллион человек. Мы всегда говорим об этом и в правительстве, и в топливном союзе, и в УФАС. Мы все несем социальную нагрузку, отвечаем за своих сотрудников. Считаем своей обязанностью защищать их интересы и автолюбителей. Наши действия направлены на недопущение роста розницы.

О прогнозе изменения цен на бензин

Я думаю, что сейчас ситуация с ростом цен находится под серьезным контролем правительства и УФАС. Таких неприятных ситуаций, как в мае и июне, не ожидается. Рост может быть в рамках инфляции, но не более. У правительства России есть дополнительные рычаги в виде пошлин, которые могут вводить, если увидят, что внутренний рынок недостаточно наполнен нефтепродуктами. Социально значимый продукт сейчас находится под сильным контролем, никто не допустит повышения розничных цен.

О БРК и ответственности перед клиентами

Бренду БРК более 17 лет, компания работает на территории трех регионов: Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Чтобы проехать по всем заправкам, нужно преодолеть две тысячи километров. Сеть АЗС — это ответственно и очень сложно со стороны управления, но у нас очень хорошая команда.

Иногда приходится сталкиваться с трудностями, совсем недавно мы пережили паводки в Чите. Как только началось это стихийное бедствие, мы выехали на место, чтобы организовать правильную работу, укрепили нефтебазу, проводили ежедневные рейды и делали замеры. Одну АЗС пришлось закрыть и откачать топливо, потому что река Читинка была всего в 150 метрах. Цистерна находится в саркофаге, в период подтопления вода может начать поступать сверху, поэтому важно следить за герметичностью. Избежать серьезных последствий удалось благодаря нашему опыту 2017 года, когда подтопило заправку в Иркутске.

Тогда на АЗС «Южная» ночью во время ливня хлынула вода с соседних территорий, ливневка с таким огромным объемом справиться не смогла. Началось поступление воды в емкости с топливом, и автомобили первых покупателей утром просто встали. Мы уделили внимание каждому клиенту, оперативно привлекли специалистов, провели ремонт за свой счет, принесли извинения. Я считаю, что в этой неприятной ситуации компания сработала хорошо, после этого я видела немало положительных отзывов от клиентов в интернете.

Работу в Приангарье и Бурятии мы начинали одновременно, но в Иркутске было всего десять наших АЗС, и тогда мы себя не позиционировали как большую сеть, хотя, как иркутяне, всегда хотели расширить свое присутствие в родном городе. В последние годы удалось приобрести несколько АЗС, и сейчас я с уверенностью могу сказать, что мы серьезно представлены. В трех регионах у нас 85 АЗС, шесть нефтебаз и тысяча сотрудников.

О любимом месте на Байкале

Байкал для меня — это энергетическое море, источник позитивной энергии, а любимое место — Энхалук. Даже когда попадаешь туда уставшая, после командировок и совещаний, то достаточно всего 10 минут — и вновь появляются силы. Байкал обворожителен.

URL: http://www.irk.ru/news/vote/article/74781/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Рост цен на бензин
Загрузить комментарии

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход