Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «мама!»: история про «нехороший» дом

около 6 минут на чтение 7 комментариев
Фильм "мама!": история про "нехороший" дом

В прокат вышел фильм «мама!» — грандиозное и ни на что не похожее кино, притворяющееся типовым ужастиком про «нехороший дом».

В огромном уединенном доме живут двое — безымянные муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс). Он — знаменитый поэт, в данный момент пребывающий в творческом кризисе. Она — на все руки мастерица, собственными силами восстановившая этот дом после загадочного пожара.

Семейную идиллию нарушит вторжение в дом незнакомцев: сперва странного доктора (Эд Харрис), потом его жены (Мишель Пфайффер). Хозяйка принимает гостей без особой охоты, зато поэт-хозяин необычайно радушен. По его попустительству дом вскоре наполнится ещё целой прорвой званых и незваных гостей. И это будет лишь предвестием чего-то неописуемого.

«мама!» (именно так, с маленькой буквы) — седьмой фильм Даррена Аронофски, одного из наилучших современных американских режиссёров. Аронофски не просто очень талантливый, но ещё и совершенно непредсказуемый автор. Никогда не знаешь, чего от Даррена ожидать, поэтому каждой своей работой он вызывает безумный интерес в стане вдумчивых и требовательных зрителей.

Очевидно, что именно Аронофски, а никакой не Нолан, более всего походит на новую инкарнацию великого Кубрика. Последний тоже никогда не повторялся, не уставал удивлять зрителей — и в итоге одинаково удачно выступил за свою карьеру почти во всех возможных жанрах.

Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вот и Даррен принадлежит к режиссёрам-концептуалистам, сознательно выстраивающим свою фильмографию по какому-либо принципу. Принцип Аронофски не может не вызывать уважения — ранее, ныне и впредь Даррен намерен строить карьеру так, чтобы ему не довелось в своей жизни сделать хотя бы два фильма одной тематики или стилистики. Понятно, что неопробованных им жанров с каждым разом будет становится всё меньше, но тем интереснее следить за работой этого режиссёра с его жесткими самоограничениями.

Жанр «мамы!» — вроде бы хоррор, как и в случае «Черного лебедя», лучшего фильма Аронофски. А с другой стороны, «мама!» — типичная притча, как «Ной», предыдущая и худшая работа Даррена.

Таким образом, в оболочку самого примитивного из кинематографических жанров («презренный» ужастик) Аронофски завернул произведение сложнейшего покроя: аллегорию, иносказание, масштабную двухчасовую метафору. Зная о повышенной религиозности данного режиссёра, можно было заранее предугадать, что в своей самой амбициозной на сегодняшний день работе он будет препарировать и пересказывать на свой лад не что иное, как Библию, Книгу Книг.

Так и вышло. И самое прекрасное, что, в отличие от утомительного «Ноя», «мама!» получилась скорее уж антиклерикальной, чем религиозной картиной. Недаром она так напоминает иные фильмы Луиса Бунюэля, величайшего в истории кино сюрреалиста и богоборца. В «маме!» Аронофски словно бы продолжает традиции провокационно-метафорического кинематографа, заложенные в бунюэлевских лентах «Ангел-истребитель» и «Виридиана».

К сожалению, не приходится рассчитывать на то, что сколько-нибудь значительное число современных посетителей кинотеатров знакомы с шедеврами Бунюэля. Да и библейские аллюзии успешно считываются далеко не всеми, особенно в России. Так что нетрудно предугадать прокатную судьбу «мамы!»: с неё будут уходить, её будут проклинать, называть «отвратительным бессмысленным трэшем» и «невменяемым бредом психопата-наркомана».

Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

И, конечно, Аронофски сознательно напрашивается в том числе и на такую реакцию. Причём в этом отношении его «мама!» ещё более радикальна, чем, скажем, не менее выдающийся прошлогодний псевдохоррор «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна.

Если прийти на «маму!» с расчетом на обычный ужастик, когнитивный диссонанс будет такой, что мало не покажется. Впрочем, уже первые сцены должны насторожить зрителя: фильм с самого начала слишком условен, зыбок, обманчиво прост и одновременно как будто бы невнятен. У героев нет ни предыстории, ни даже имён. Непонятно, чем они вообще живут, как познакомились, когда поженились.

Поведение персонажей тем более неубедительно. Герой Бардема перманентно ведёт себя как полный идиот, а героиня Лоуренс до поры до времени прямо-таки раздражает своей робостью и безответностью. Какие запасы терпения, что за ангельская кротость! Аронофски, что ли, попытался представить нам образ «идеальной жены»? Экая безвкусица, претенциозность, неправдоподобие, ересь…

Да и все события в фильме не лучше. Поначалу «мама!» выглядит комедией положений, только ничуть не смешной. Потом картина плавно перетекает в квазикомедию абсолютного абсурда. И этот абсурд уже вполне страшен. А вторая половина картины стремительно начнет оборачиваться тошнотворным кошмаром, от которого ни спрятаться, ни скрыться. Останется только позорно ретироваться из зала, плача по заплаченным за билет денежкам.

Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «мама!». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Но если в процессе просмотра вам хотя бы на пять процентов откроется замысел режиссёра, постепенно всё встанет на свои места. И вы поразитесь, до чего это ладная, остроумная, блестяще придуманная и отменно продуманная работа. Мастер-класс авторского кино. Пир духа для ценителей.

Хотя, признаться, несколько начальных сцен «мамы!» и на подготовленного зрителя могут произвести не самое выгодное впечатление. До определенного момента, кажется, что это слишком удушливый и неприятный фильм, чтобы можно было назвать его хорошим. Но потом градус безумия поднимается до столь неслыханных кондиций, что становится очевидно: подобного в кино ещё не было. А значит, не увидеть такое — грех. Не в религиозном, конечно, смысле.

Расписание фильма «мама!» смотрите в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20170916/mama/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля