Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Танки»: инженер Кошкин против дураков и дорог

около 6 минут на чтение 39 комментариев
Рецензия на фильм «Танки»: инженер Кошкин против дураков и дорог

В прокат вышел фильм «Танки», снятый режиссером «28 панфиловцев». И картину эту можно назвать первым постсоветским кинокомиксом на околовоенную тему.

В 1940 году инженер-конструктор Михаил Кошкин (Андрей Мерзликин) заканчивает разработку уникального новейшего танка — будущего Т-34. Московское начальство, однако, реагирует на эту новость без энтузиазма: кто, мол, знает, что за машина у вас вышла? В общем, Кошкину дают понять, что прежде чем запускать его детище в производство, танк надо как следует испытать в деле.

Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Кошкин не теряется и моментально находит верное решение: он собирается своим ходом перегнать два готовых образца из Харькова в Москву. Там как раз планируется парадный смотр бронетехники, на котором будет присутствовать Сталин вместе со всем Политбюро. Кошкин божится, что поспеет вовремя, и вместе с несколькими подчиненными (плюс, разумеется, человек из НКВД) пускается на двух танках в непростой путь. Успешному завершению пробега будет угрожать не столько бездорожье, сколько разная бестолочь: фашисты, «лесные братья» и даже излишне подозрительные представители Красной армии.

Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Режиссер «Танков» Ким Дружинин ранее поставил (совместно с Андреем Шальопой) «28 панфиловцев». Учитывая этот факт, обозреваемый фильм заведомо казался логичным продолжением тех «Панфиловцев». Вновь реальная история про танки, только на этот раз не военная, а предвоенная. И если подвиг панфиловцев многие считают вымыслом, то уж в танковом пробеге Кошкина не сомневается никто — это неопровержимый факт истории.

Тем удивительнее, что дружининские «Танки» — абсолютно не то, чем они кажутся до просмотра. Сюрпризы начинаются уже с начальных титров, которые иронически сообщают нам: «В главных ролях — танки-прототипы Т-34». Несколько неуместная формулировка для серьезного кино, не так ли?

Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

И тут же в титрах появляется очень удобная для авторов формула: «Фильм основан на реальных событиях, но некоторые сюжетные линии вымышлены». Что же это будет? – теряется в догадках зритель. Неужели Дружинин на этот раз снял не «реконструкцию», а какое-то военное фэнтези?

В «Танках» действительно полным-полно фантазерства, порой довольно дикого. Парадокс, но именно это обстоятельство сделало историю живой и смотрибельной.

Вначале еще кажется, что здесь получится так же, как с предыдущей работой Дружинина: танки будут настоящие, а всё остальное — как из картона. Очень скоро это опасение развеивается и становится понятно: «Танки» — кино сознательно несерьезное, насмешливое, этакий комикс на основе подлинного факта. Ничего кощунственного в таком подходе нет — главное, чтобы авторы умели работать в этом направлении. Дружинин, как выяснилось, умеет.

Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В советском кино, если кто забыл, подобными методами пользовались сплошь и рядом. И если современные российские режиссеры пытаются воскресить сию славную традицию, то это следует только приветствовать. Как великий Рязанов когда-то скрестил историческое кино о войне с водевилем про переодевания (смотри мегахит проката 1962 года «Гусарская баллада»), так Дружинин смешивает быль о героическом маршруте Михаила Кошкина с небылицами, взятыми напрокат из шпионских комедий и вестернов.

Если же продолжать вспоминать конкретные образцы именно нашего кино, то «Танки», конечно, испытали на себе влияние «Неуловимых мстителей», «Белого солнца пустыни» и даже, пожалуй, уникального фильма-погони «Невероятные приключения итальянцев в России».

«Танкам», понятно, далеко до «Белого солнца» и прочего, но то, что фильм поддается хоть каким-то сравнениям с названными лентами, – уже огромное достижение.

Самая же напрашивающаяся аналогия для «Танков» в современном кинематографе – «Бесславные ублюдки». Хотя и здесь очевидна вся разница масштабов: Тарантино — гений, а Дружинин — посредственность (но все-таки не бездарность). С другой стороны, такой некогда могучий режиссер, как Михалков, попытался побалагурить на военные темы в «Утомленных солнцем 2» – и ничего у него не получилось. Здесь ведь тяжеловесная режиссура не годится, а с легким кинопочерком у нас завсегда проблемы были. Так что постановщиков типа Дружинина нам сегодня стоит беречь и лелеять.

Кажется, сама идея этого фильма могла родиться только в России. Где еще снимать кинокомикс про танки, как не на родине Т-34 и Курской битвы? Изначальное название картины тоже было совершенно комиксовое – «Увидеть Сталина» (так и хочется добавить: «…и умереть»). Чувствуется, и здесь не обошлось без тарантиномании: Ума Турман желала «убить Билла», наш Мерзликин мечтает увидеть Иосифа… Мерзликин, к слову, хорош — это ведь вообще один из немногочисленных современных российских актеров, на которых можно смотреть без раздражения.

В «Танках» вообще ничего не раздражает, даже то, что злостные фашисты показаны, как в комедиях военного времени: неуклюжими недотепами на мотоциклах с колясками, с которых они вечно падают.

А многое тут даже нравится. И то, что традиционный для фильмов о советском прошлом бешеный энкавэдэшник в итоге окажется хорошим: так сказать, представителем Лубянки с человеческим лицом (такой персонаж – чуть ли не первый в нашем кино с доперестроечных времен). И то, что здешний Сталин – не упырь и кровопийца, а просто умный человек на своем месте, каковым он и был в реальности.

Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В «Танках» даже музыка запоминается, что уж вообще редкость для нынешнего русского кино. И юмор здесь зачетный, причем преимущественно визуальный, а не вербальный: многие ли режиссеры сегодня на такое способны?

Словом, единожды глянуть эти «Танки» вполне можно. Чтоб пересматривать их по десять раз, как тех же «Неуловимых», – это увольте, но на фоне «Сталинградов» и «Солнечных ударов» такую картину хочется прямо на руках носить. Оно и нетрудно будет — до крайности легкая ведь киношка получилась.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180428/tanki/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля