IRK.ru продолжает проект «Любимое дело», посвященный интересным и редким профессиям и увлечениям. Сегодня наш гость — мастер художественной ковки Виктор Сливка.
— Виктор, расскажите, почему вы выбрали профессию кузнеца?
— Я начал ковать с 28 лет. До этого окончил художественное училище, отделение художественной обработки металла, в котором ковка преподавалась всего 1 год. Художественная обработка металла — это не только ковка. После училища руководил художественной мастерской, которая выполняла большие городские проекты: детские сады, кафе, рестораны, интерьеры и экстерьеры города. Это были самые разнообразные художественные работы: резьба по дереву, витражи, гобелены, металлопластика и так далее. Ковки такой, как сейчас, тогда не было. Но душа просила настоящего дела. И я со временем занялся кузнечным делом. Ведь кузнец — это художник, который зарабатывает ковкой не только себе на жизнь, но и делает произведения, которые рождаются в его душе и сердце.
— У вас, в семье потомственных кузнецов, родители как-то повлияли на выбор дела вашей жизни?
— Мой отец был кузнецом. Но я самостоятельно пришел к тому, что я хочу заниматься ковкой. И мои дети, хоть и начинали в других профессиях, так или иначе пришли к тому, что решили стать кузнецами. Возможно, профессия заложена у нас в генах.
— Вы работаете в определенной тематике или выполняете работы по всем направлениям кузнечного дела?
— Я — мастер свободной пластики, занимаюсь художественной ковкой. И считаю, что каждый кузнец должен придерживаться определенной специфики. Кто-то делает скульптуры, кто-то композиции, кто-то занимается оружейной ковкой. Очень мало универсальных художников и, чтобы им быть, нужно родиться гением.
— А помните свои первые работы?
— Одной из первых была улица Ленина в Ангарске. До нее были работы в Чите, в Читинской области, на Дальнем Востоке. А самыми первыми были три кованые люстры для интерьера ресторана, это было 30 лет тому назад.
— Вы сделали множество кованых работ, а какой проект вам особенно запомнился?
— Когда я делаю ту или иную работу, я думаю о ней круглые сутки. Часто работы, которыми я занимаюсь, мне даже снятся. Приходят разнообразные решения, как выковать ту или иную деталь. Но, как только работу заканчиваю, она уходит в историю. Однако одна мне запомнилась. Это монументальная композиция «Крылья». Я ее придумал, нарисовал и выполнил в металле сначала сравнительно небольшого размера. Теперь же она, выполненная уже в другом масштабе, стоит на берегу реки недалеко от памятника Декабристам, на улице Московской — бывший Московский тракт. Задумок у меня очень много. Жаль, что до воплощения они не дошли. Но я рад тому, что хоть одна моя идея теперь не просто на бумаге.
— Для вас кузнечное дело стало не просто хобби, а работой. Что, по вашему мнению, самое сложное при выполнении заказов?
— Многие считают, что кузнец — это исполнитель. Представьте себе картину, если бы пациенты приходили к хирургу и говорили, в каком месте лучше сделать надрез. И кузнец обладает определенными навыками. У каждого мастера есть свои технологии. И в любую работу он вкладывает свое воображение. Последним моим масштабным проектом была скульптура дерева с переплетенными ветвями. Это был коммерческий проект для одного из ресторанов города Иркутска. Но я вдохновился этой идеей, и мне дали полную свободу выражения, которая необходима каждому художнику.
— Что, по вашему мнению, самое трудное в кузнечном деле?
— Многие предполагают, что в ковке самое сложное — это работа с металлом, потому что это тяжелый материал. Нет. Самое сложное для любого художника — придумать композицию: сначала пропустить идею через сердце, потом через голову, а уж после доверить рукам.
— А для себя какие работы больше всего любите ковать?
— Я очень люблю делать цветы из металла. Возможно, в прошлой жизни я был садовником. Из тяжелого материала я создаю букеты не только из цветов, которые существуют на земле, но и придумываю свои фантастические растения.
— Виктор, откройте секрет, сейчас над каким проектом работаете?
— Недавно я шел по улице и увидел, как люди без определенного места жительства тащили на металлолом рельсы. Мне пришла идея сделать серию подсвечников, которую я назвал в шутку «Рельсосвечники», так как они родились из рельс старой узкоколейки. Несколько таких подсвечников уже закончены, будут и еще.
— Создавать творческие работы необходимо для кузнецов?
— Я считаю, что каждому художнику необходимо работать не только для денег, но и для души. Некоторые люди, оставаясь одни в поле, поют. Поют почему? Потому что не могут не петь — душа просит. Поют для кого? Поют для трав, цветов, деревьев, птиц. И, возможно, другие люди их не слышат, но ими любуется вся природа. Любуется мир в котором, они живут. И тогда… Тогда у них вырастают крылья.
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу: rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем!
Екатерина Галеева, IRK.ru
ХУДОЖНИК одним словом!!!