Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Неудобный гражданин

В Иркутском областном суде в ближайшее время рассмотрят апелляцию по уголовному делу об убийстве тулунского журналиста Александра Ходзинского. Накануне судебного процесса журналисты и видные общественники озвучили неизвестные ранее обстоятельства резонансного преступления, совершенного экс-заммэра Тулуна Геннадием Жигаревым, а также рассказали о тактике борьбы с несправедливо, по их мнению, вынесенным приговором.

Линия защиты

Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин, комментируя произошедшее, отмечает явный характер убийства Ходзинского за его профессиональную деятельность. А то, что в своем вердикте судья Тулунского городского суда Лидия Шевчук перевела преступление Жигарева на банальный бытовой конфликт — это просто недопустимая ошибка.

— Александр Ходзинский был не просто журналистом, а журналистом-правозащитником, — отметил Валерий Лукин. — Он был человеком с активной гражданской позицией, а это, так сказать, «штучные люди», каких у нас очень мало. Не могу согласиться с тем, что это убийство журналиста произошло на бытовой почве. Совершенно очевидно, что Ходзинский пострадал из-за своих публикаций. При этом, напомню, Ходзинский как корреспондент газеты «Компас» был номинантом премии «Спешите делать добро», учрежденной именно для правозащитников.

Очень возмущена приговором тулунского суда и в целом ходом ведения дела адвокат потерпевших Римма Суворова. Она включилась в процесс уже после оглашения скандального приговора, и теперь будет защищать интересы вдовы Александра Ходзинского в апелляционной инстанции.

Внимательно изучив все шесть томов уголовного дела, профессиональный юрист Римма нашла множество грубейших ошибок.

— Изучив материалы дела и протоколы судебного заседания, я пришла к выводу, что данный приговор подлежит отмене, — отмечает Римма Суворова. — Суд должен был дать оценку всем представленным в суд доказательствам и материалам дела. Более того, суд должен был изучить все материалы до начала судебного заседания и увидеть нестыковки.

Адвокат отмечает явные противоречия в самых важных аспектах. Так, в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы в Иркутске, проведенной в отношении Жигарева, друг другу противоречат выводы экспертов-психиатров и экспертов-психологов. По одному заключению, убийца осознавал свои действия в момент преступления, по другому — что он все же убивал в состоянии аффекта.

Дальше — больше: достоверно известно, что родственница одного из адвокатов Жигарева работала психиатром в психоневрологическом диспансере, где в действиях Жигарева и нашли то самое «состояние аффекта». Чтобы дать беспристрастную оценку и исключить подлог при определении реального состояния убийцы, Римма Суворова будет настаивать на обследовании Жигарева в московском институте имени Сербского.

Похожих нестыковок в деле — масса, не считая нарушений норм уголовно-процессуального кодекса. Но большее недоумение у адвоката вызывает циничность следователей, психологически задавивших единственную реальную свидетельницу убийства — соседку Ходзинского Елену Чеснокову.

Женщину допрашивали с пристрастием целых девять раз. Это, по словам экспертов, нарушает азы следственной работы, когда допрос очевидца преступления рекомендуется проводить не более трех. Иначе случится то, что и произошло в деле Ходзинского: постоянные подробные допросы привели к тому, что Елена начала сомневаться в собственных словах и путаться в том, что ранее говорила. Так ценный свидетель с неудобными для Жигарева показаниями был нейтрализован, а в основу приговора легли только показания убийцы.

Впрочем, сама судьба уголовного преследования Жигарева за убийство одно время стояла под вопросом. Известен факт, что адвокаты в начале процесса вышли на внука Ходзинского и предложили «замять» дело за примирением сторон за 250 тысяч рублей. И если бы в дело не вступила жена убитого журналиста, то обвинительного приговора Жигареву могло и не быть вовсе.

Впрочем, защитники убийцы, даже несмотря на смехотворное наказание, не оставляют попыток оправдать своего подзащитного. Уже не секрет, что опротестовать вердикт тулунского суда решили именно адвокаты Жигарева — они подали первую апелляцию в Иркутский областной суд, требуя полностью оправдать и снять все обвинения с убийцы.

Геннадий Жигарев. Фото предоставлено редакцией газеты «Компас»
Геннадий Жигарев. Фото предоставлено редакцией газеты «Компас»

Бандитский Тулун

В самом Тулуне преступление Жигарева оценили неоднозначно, что однако позволило высветить реальное отношение горожан к личности самого Александра Ходзинского и в особенности его профессиональной деятельности. Главный редактор местной газеты «Компас» и давняя коллега убитого Светлана Баженова убеждена, что смерть Ходзинского, при всей трагичности случившегося, показала истинное лицо каждого горожанина. Но самое главное — ясно обозначила тулунчанам, что на самом деле из себя представляют местные силовики, бизнесмены и чиновники.

— Не одна только судья Лидия Шевчук стопроцентно виновата в вынесении такого приговора — ее вогнали в такие рамки, — отмечает Светлана Баженова. — Представитель прокуратуры на судебном заседании требовал Жигареву два года условно. Как вы это себе представляете?

Равно как верхушка городской элиты восприняла Жигарева не иначе как своего спасителя — слишком многим Ходзинский мешал и портил настроение.

В кулуарах властных и судебных коридорах Тулуна почти открыто звучали реплики «правильно Жигарев сделал, что убил».

— Я была на том процессе и в качестве свидетеля, и мои корреспонденты присутствовали на заседании, — вспоминает Светлана Баженова. — Все мы были потрясены тем, что судебный процесс в отношении убийцы превратился в обвинительное заседание против убитого. Были собраны свидетели, которые говорили о том, какой Александр Ходзинский был скандальный человек, и его надо было убить. И Геннадий Жигарев совершил подвиг, совершив убийство. При этом Александр Ходзинский, в отличие от Жигарева, был абсолютно здоров и на психиатрическом учете не состоял.

Горожане, наоборот, выступили с критикой правоохранительных органов. Прозвучали предложения увековечить в доброй памяти горожан и сохранить в упрек вороватым чиновникам и силовикам имя Александра Ходзинского, переименовав одну из улиц Тулуна или установив монумент. В числе вариантов для установки памятника предлагалось место торгового центра «Созвездие», против которого Ходзинский боролся своими разоблачительными публикациями.

— На прощальной церемонии собралось огромное количество людей, — рассказала Светлана Баженова. — Тогда они, можно сказать, устроили митинг, на котором все говорили, что в смерти Александра Ходзинского виноваты власти, виноват произвол, в том числе прокурорский.

Впрочем поднявшаяся волна народного недовольства и публичное осуждение приговора Тулунского суда коллегами Ходзинского сложную ситуацию в самом Тулуне не изменит. По мнению Светланы Баженовой, в городе уже два десятка лет бесконтрольно процветает коррупция и кумовство, а тесное сращение и панибратство местного бизнеса, прокуратуры, судов, полиции и власти — давно свершившийся факт. И все это стало закономерным результатом многолетнего невнимания к городу со стороны вышестоящих властей, до сих пор не замечающих глубоко укоренившихся в городе криминальных нравов и законов.

— В Тулуне сейчас ситуация очень нездоровая, — с горечью признает Светлана Баженова. — На сегодняшний день как мошенник снят мэр города, еще один мошенник, дело которого доведено до суда, возглавляет думу. Город чудовищно криминализирован, возрос уровень преступности. Нет работы, не исполняются законы, земли раздаются «своим» бесконтрольно. И сегодня все открыто говорят, что до тех пор, пока у нас будет такой прокурор, когда таким образом у нас будет вершиться правосудие, то есть вероятность, что смерть Ходзинского — не последняя.

Элита нас не замечает

Журналист Андрей Фомин, возглавляющий в благотворительном фонде имени Юрия Ножикова комитет по защите гласности, отметил, что 92 журналиста и общественника, подписавшиеся под открытым письмом к представителям медиа-сферы — это мизер, и столь незначительная поддержка коллег и слабое, бессистемное освещение проблемы не способно повлиять на судей, а также представителей властных и силовых структур, чтобы они работали качественно и непредвзято. Причем это проблема не одного только Тулуна, но и всех районов и городов области, да и всей страны.

Несмотря на жестокие неутешительные выводы, Андрей Фомин призывает журналистов не впадать в уныние, а все же создавать столь нужное сейчас дееспособное сообщество. Причем коллективная профессиональная активность должна быть направлена не только на защиту своих коллег от необоснованных нападок, притеснения и цензуры. Журналисты должны показать всем силовикам и чиновникам, привыкшим к безнаказанности и легкому достижению своих корыстных целей, что коррупционеры и преступники, даже самые высокопоставленные, не должны спокойно спать.

Журналисты Приангарья наконец должны «вытравить из себя раба».

— Приговор такой, какой он есть, — высказывается Андрей Фомин. — Я думаю, конечно же, журналистскому сообществу нужно объединяться, демонстрировать свою позицию по делу Ходзинского, как-то остудить пыл той силы, что сейчас можно именовать так называемой новой элитой. Под элитой я подразумеваю представителей бизнеса, власти и силовых структур. Эта сила спаянная, в том числе бизнес-интересами, криминализованными до невозможности. Я не знаю ни одного бизнесмена, силовика, чиновника, который бы не нарушал закон. И журналистское сообщество своими действиями должно наконец показать, что с рук им это сходить не должно.

***
Под открытым письмом по делу об убийстве корреспондента газеты «Компас» Александра Ходзинского подписались уже 92 человека. В их числе — коллеги убитого журналиста, а также политики и общественные деятели областного и федерального уровней.

Напомним, ранее за это преступление Тулунский городской суд назначил экс-заместителю мэра города Тулуна Геннадию Жигареву наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 10 месяцев по части 1 статьи 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта». На несправедливость и чрезмерную мягкость приговора неоднократно указывал уполномоченный по правам человека Иркутской области Валерий Лукин. С открытой критикой судебного вердикта выступили также общественная палата Иркутской области и губернатор Сергей Ерощенко. Коллектив сайта IRK.ru призывает поддержать нашу позицию и подписаться под данным обращением.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • hina 2 марта 2014 в 12:28

    Законы должны выполняться одинаково для всех. Сейчас конечно и приговор пересмотрят и статью, возможно, но это произойдет из за народного недовольства и политической воли, а не потому что у нас все законы для всех одинаковые. Под каждое громкое дело законы либо переписывают, либо придумывают новые.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля