Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «День Победы»

Десять хороших фильмов о войне

Пожалуй, лучшее военное кино снимали в СССР. Ведь главная трагедия 20 века — Вторая мировая война — стала в первую очередь глобальной трагедией советского народа. Лишь на наших землях кровопролитные сражения с фашистами не прекращались в течение четырех лет. В роковые 1940-е мужское население Союза воевало почти поголовно.

Воевали и многие будущие знаменитости — писатели, режиссеры, актеры. Лучшие образцы литературных и кинематографических произведений военной тематики зачастую создавались именно фронтовиками. Подобного в таком масштабе больше не было ни в одной стране мира.

В праздник 70-летия Великой Победы мы предлагаем вспомнить прославленные русские фильмы на тему Великой Отечественной. Очевидно, что ничего более выстраданного, правдивого, эмоционально и художественно убедительного о той войне не снимут уже никогда.

«Баллада о солдате», 1959 год

Режиссер: Григорий Чухрай

Юный солдат Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) совершает подвиг, и за это ему дают двухдневный отпуск, в который он решает съездить к матери. По пути в родную деревню Алеша выручает из большой беды милую девушку Шуру (Жанна Прохоренко) и по-разному помогает многим другим людям.

«Баллада о солдате» — абсолютная классика не только советского, но и мирового кинематографа. И по сей день эта пронзительная лирическая драма для каждого киномана планеты остается столь же хрестоматийным и обязательным к просмотру русским военным фильмом, как «Летят журавли», «Иваново детство» и «Иди и смотри!». Но по части чистой кинематографической поэтичности всем перечисленным лентам далеко до второго и лучшего фильма фронтовика Григория Чухрая.

«Судьба человека», 1959 год

Режиссер: Сергей Бондарчук

Солдат Иван Соколов (Сергей Бондарчук) полвойны провел в плену, а когда вернулся домой, в живых уже не было ни жены, ни детей. Но он не отчаялся, а нашел в себе силы жить дальше и даже усыновил случайно встреченного маленького сироту.

«Судьба человека» — редчайший в кинематографе случай, когда экранизация шедевра (в данном случае самого знаменитого и лучшего рассказа Михаила Шолохова) оказалась ничуть не менее шедевральной. Дебют народного артиста СССР Сергея Бондарчука в режиссуре состоялся в год выхода «Баллады о солдате». И хотя «Судьба», в отличие от фильма Чухрая, не больно-то прославилась за рубежом, она моментально стала абсолютным народным кинохитом в нашей стране.

«Вызываем огонь на себя», 1963—1964 годы

Режиссер: Сергей Колосов

В 1941 году разведчица Аня Морозова (Людмила Касаткина) по собственному почину организует на оккупированной врагом территории женскую разведгруппу, которой в итоге удается совершить ряд крупных диверсий супротив немчуры.

«Вызываем огонь на себя» — первый многосерийный телевизионный фильм в СССР. Мастеровитый Сергей Колосов, оказавшись первопроходцем отечественного сериала (вскоре он снимет еще и не менее популярную «Операцию „Трест“»), задал необычайно высокий уровень многосерийного кино. В результате советский кинематограф и приобрел эту уникальную характеристику: сериалы для телевидения, сделанные ничуть не хуже, чем ленты для полноценного проката. Заслуга того, что четырехсерийный фильм о доблестной девушке оказался столь успешным, во многом лежит также на верной супруге Колосова и звезде его фильмов Людмиле Касаткиной.

«Щит и меч», 1967—1968 годы

Режиссер: Владимир Басов

Разведчик Александр Белов (Станислав Любшин) работает в германском управлении разведки и контрразведки под именем Иоганна Вайса. После долгих сомнений он решает пойти на риск и завербовать своего друга, вращающегося в высших фашистских кругах, Генриха Шварцкопфа (Олег Янковский).

Еще один четырехсерийный фильм, но на этот раз самый настоящий военный блокбастер, снятый для большого экрана. В списке лидеров советского кинопроката за «Щитом и мечом» навек утверждено почетнейшее восьмое место. Есть, впрочем, ощущение, что после «Семнадцати мгновений весны» тетралогия Басова отошла на второй план — и это, конечно, более чем незаслуженная участь.

На самом деле любшинский Вайс был и остается той единственной альтернативой тихоновскому Штирлицу, которая едва ли ему в чем-нибудь уступает. Недаром во всех четырех сериях Иоганну сопутствует знаменитый патриотический шлягер «С чего начинается Родина», специально написанный, если кто не знал, именно для этого фильма.

«Освобождение», 1968—1971 годы

Режиссер: Юрий Озеров

Капитан-артиллерист Сергей Цветаев (Николай Олялин) и его невеста — медсестра Зоя (Лариса Голубкина) — теряют друг друга на полях сражений, чтобы вновь встретиться лишь в долгожданный День Победы.

«Освобождение» — несомненно, масштабнейшая из всех когда-либо снятых картин о Великой Отечественной войне. Это даже не тетралогия, а целая пенталогия — пять монументальных фильмов, последовательно охватывающих все важнейшие события четырех военных лет.

Любовная линия, соединяющая друг с другом пятерку разрозненных серий, введена сюда лишь формально; видно, что воевавшему Озерову хотелось прежде всего максимально выразительно воссоздать на экране поразившую его в свое время фронтовую действительность. И уж наглядность удалась режиссеру безоговорочно — даже маршал Жуков после этой эпопеи вспоминается не иначе как великий полководец с лицом артиста Михаила Ульянова.

«На пути в Берлин», 1969 год

Режиссер: Михаил Ершов

В мае 1945 года, за несколько дней до окончания войны, простого связиста Ивана Егоровича Зайцева (Николай Трофимов) неожиданно назначают комендантом одного из городов-спутников Берлина. Зайцеву предстоят немалые хлопоты с решением проблем местного населения. В частности, Иван Егорыч ума не приложит, как поступить с кафешантанными танцовщицами и со слоном, вывезенным немцами из киевского зоопарка.

Один из самых необычных и вместе с тем реалистичных фильмов о Великой Отечественной. Не столько сюжетная картина, сколько коллекция кинозарисовок, дающая наглядное представление о том, как протекали последние предпобедные дни на территории врага. Мягкий юмор удивительно хорошо уживается здесь с необходимой трагедийностью.

«Проверка на дорогах», 1971 год

Режиссер: Алексей Герман

Бывший военнопленный Александр Лазарев (Владимир Заманский) сотрудничал с фашистами. А когда сбежал от них, то сразу сдался в плен партизанскому отряду Ивана Локоткова (Ролан Быков). Лазарев выражает готовность искупить свою вину в бою, но партизаны решают сперва устроить ему проверку.

В первом самостоятельном фильме выдающегося постановщика Алексея Германа сыграл, без сомнения, свою лучшую роль крупный актер (и бывший фронтовик-танкист) Владимир Заманский. К сожалению, широкий зритель впервые увидел этот великолепный драматический боевик лишь в конце 80-х, ибо в 1971 году в советском кино ни под каким предлогом не мог возникнуть положительный персонаж с такой биографией, как у Лазарева.

Всякий коллаборационист, появлявшийся тогда на экране, подлежал расстрелу, а не какой-то там «проверке». Так что германовская установка на правду и разнообразие жизни опередила свое время.

«…А зори здесь тихие», 1972 год

Режиссер: Станислав Ростоцкий

Старшина Федот Васков (Андрей Мартынов) и пять девушек-зенитчиц противостоят фашистским диверсантам.

«А зори здесь тихие» — самый популярный у массового зрителя фильм интеллигентного режиссера Станислава Ростоцкого, потерявшего на войне стопу, но уверенно вставшего в своем творчестве на позиции гуманизма. Эта военная драма по культовой повести Бориса Васильева стала лидером советского кинопроката 1973 года и к тому же прославилась на весь остальной мир.

Кто еще мог раскрыть заведомо сенсационную тему «На войне только девушки», как не советский режиссер? Но дело, естественно, не в теме, а в ее воплощении. Печальную историю о женской доле на фронте Ростоцкий превратил в филигранный триллер, который по сей день никого не оставляет равнодушным.

«Тегеран-43», 1980 год

Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов

В 1943 году гитлеровцы задумали сорвать Тегеранскую конференцию и убить ее участников — первых лиц СССР, США и Великобритании. Разведчик Андрей Бородин (Игорь Костолевский) успешно срывает эти гнусные планы, но в хаосе событий теряет связь с полюбившейся ему француженкой Мари (Наталия Белохвостикова).

«Тегеран-43» снимался совместно с Францией — отсюда участие Алена Делона в одной из не самых главных ролей, песня Шарля Азнавура «Une vie d’amour» («Любовь всей жизни») и общая мелодраматичность, обеспечившая картине грандиозный успех как минимум в нашей стране. К тому же к 1980 году народ избаловался и уже не желал смотреть военное кино, если в нем не было детективного или любовного сюжета. Что ж, дуэт Алова и Наумова щедро предоставил зрителям в «Тегеране» элементы и того, и другого: по части занимательности их фильм не уступает «Пиратам 20 века», вышедшим годом ранее.

«Военно-полевой роман», 1983 год

Режиссер: Петр Тодоровский

Вскоре после войны киномеханик Саша (Николай Бурляев) встречает на улице Любу (Наталья Андрейченко), которая еще недавно считалась первейшей фронтовой красавицей, а ныне превратилась в никому не нужную продавщицу пирожков. Саша снова влюбляется в Любу и даже временно забывает о своей жене Вере (Инна Чурикова).

Еще один суперхит с мелодраматическим сюжетом, однако более близкий к суровой и неприглядной действительности. По сути, это уже не совсем военный фильм — фронт показан только в немногочисленных флешбэках.

Но слово «военно-полевой» недаром вынесено в заголовок: картина Тодоровского — одна из лучших, рассказывающих о советском «потерянном поколении». Война стала горем и катастрофой для миллионов, но были и люди, которым только в военные годы как раз и удалось пожить по-настоящему — заниматься нужным делом, выкладываться по полной на всяком поприще, влюбляться всерьез и надолго. В общем, на войне как на войне, а после войны как после войны.

Фотографии с сайта www.kinopoisk.ru

Евгений Новицкий, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Виктор Вит 3 марта 2020 в 15:58

    Мой первый комментарий!

    Согласен со всеми написавшими выше (или ниже), но дело в том, что тогда пошлятину на экран не выпускали и были настоящие Мастера. Поэтому и и ставшие классикой перечислить не так просто. Да и у каждого, кто жил тогда были свои любимые фильмы. Но именно Фильмы, а не отсебятина, о которой сами…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля