Тренд сезона «Лето-2015» — критиковать Игоря Наумова и, заодно, всю администрацию Иркутского района. В конце концов, не каждый день в нашей провинции мэров арестовывают. Можно даже особо не вдаваться в подробности, не вникать в суть дела — зачем? Народ до того устал от произвола отдельных чиновников и олигархов, что уже любого, занимающего сколько-нибудь важный пост, считает априори виноватым во всех проблемах.
Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
Все ведь понимают, что деятельность мэра — это не только выделение участков, охрана лесов и ремонт дорог? Это большая комплексная работа в сфере образования, экономики, сельского хозяйства, культуры и так далее. Тут мы можем посмотреть цифры и сделать свои выводы. Так, по данным центра занятости, в Иркутском районе один из самых низких показателей уровня безработицы — 0,48 % (данные за 1 июля). Для сравнения, уровень в Иркутской области — 7,5%.
Юрий Ширяев, депутат районной думы, почетный житель Иркутского района:
— При Игоре Наумове Иркутский район получил новый толчок к развитию: стали открываться новые сельхозпроизводства, строиться социальные объекты, получил поддержку малый и средний бизнес. В районе успешно действуют более десяти целевых муниципальных программ, направленных на развитие молодежной политики, спорта, культуры, образования, предпринимательства. Как депутат могу сказать, насколько сложно решать насущные вопросы при дотационном бюджете, но Иркутский район, несмотря ни на что, всегда был в области показательным и передовым. И в этом заслуга, прежде всего, руководства района.
Как уже говорилось выше, Иркутский район из-за событий последних месяцев теперь почему-то ассоциируется с пожарами и вырубками леса, а, между тем, это, в первую очередь, аграрная территория, и здесь показатели очень даже неплохи. Например, картофеля за 2014 год выращено более 235,3 тысячи центнеров, зерна намолочено 297,5 тысячи центнеров, это больше урожая 2013 года на 23,7 % и 8,7 % соответственно. Выручка от реализации сельхозпродукции тоже выросла, хоть и не намного: в прошлом году она составила 783,9 миллиона рублей — это на 3,1 % больше, чем в позапрошлом. А если брать показатели за несколько лет, то получается, что с 2007 года посевные площади увеличились на 110 %, производство молока и мяса на 197 %, и поголовье крупного рогатого скота выросло более чем в 2,5 раза — с 571 до 1578.
В Иркутском районе реконструируются и открываются различные сельскохозяйственные объекты. В прошлом году в Хомутовском муниципальном образовании был открыт животноводческий комплекс, построен выгульный зал с площадкой для содержания коров и кормовым столом, реконструированы два коровника и картофелехранилище, сейчас проводится реконструкция телятника, телятника-профилактория и родильного отделения для коров. В Мамонах введен в эксплуатацию зерноочистительный комплекс, в Смоленщине реконструированы здания под овощехранилища, в Ревякина также построено овощехранилище на 1500 тонн. В 2013 году построено четыре коровника в Ревякина, Хомутово и Лыловщине, в Горохово запущен в эксплуатацию телятник и построена откормочная площадка, в Ширяева построен и введен в эксплуатацию зарноочистительный пункт с сушилкой.
Также в районе регулярно реализуются инвестпроекты, направленные на развитие отраслей сельского хозяйства. В 2014 году из областного бюджета получено более 29,7 миллионов рублей, в 2013 году – более 83,3 миллиона рублей. Главы двух крестьянских фермерских хозяйств получили грант из федерального и областного бюджета на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств в объеме 2,99 миллиона рублей.
Сфера образования
В 2014 году в район прибыли на постоянное место жительства 6737 человек, и численность населения продолжает расти. В Иркутский район переезжают все больше и больше семей, соответственно растет потребность в детских садах. За последние годы их было построено десять и еще шесть сейчас находятся на этапе строительства.
Нина Иванова, председатель районной организации профсоюзов работников образования:
— Игорь Викторович Наумов помог педагогам Иркутского района отстоять их право на достойно оплачиваемый труд, всегда открыто выступал против сокращения им заработной платы. При переходе на новую систему оплаты труда в 2011 в нашем районе были сохранены все гарантии педагогическому и техническому персоналу оплаты труда в части сельской надбавки, повышенной оплаты труда молодых специалистов, в части повышающих коэффициентов за квалификационную категория для всех педагогических работников. В тот период (до 2010 года — прим. авт.), когда коммунальные услуги финансировались из районного бюджета, все проблемы решались оперативно и в пользу педагогических работников.
В Иркутском районе стабильно повышается заработная плата педагогам. Речь идет об эффективном выполнении «майских указов» президента. Не до небывалых высот, будем реалистами, однако, по данным районного управления образования, учителя в школах района сейчас получают в среднем 32,5 тысячи рублей в месяц, это больше на 3,2 тысячи, чем в прошлом году, и на 8,8 тысячи, чем в 2012 году. Понятное дело, что это «средняя температура по палате», но, тем не менее, показатель довольно достойный. В целом на сферу образования в Иркутском районе приходится более 80% расходов районной казны.
Кроме детских садов за прошедшие годы в районе было введено в эксплуатацию десять новых Домов культуры, четыре фельдшерско-акушерских пункта, подстанция скорой помощи, два выносных поста скорой медицинской помощи, открыто около 50 дополнительных групп в дошкольных учреждениях, восстановлен физкультурно-оздоровительный комплекс в Хомутово.
Дорогие дороги
Разумеется, далеко не все в Иркутском районе идет хорошо. Как было бы здорово, если б все дороги района были заасфальтированы, правда? Но, к сожалению, на это просто-напросто не хватает средств, и ситуация здесь не так проста, как кажется.
В районе, как и в других муниципальных образованиях Иркутской области, в соответствии с требованиями законодательства, создан районный дорожный фонд (плюс к этому есть дорожные фонды в каждом муниципальном образовании). За 2014 год в дорожный фонд зачислено около 1,86 миллиона рублей, из них акцизы на топливо — менее 1,5 миллиона рублей. Сколько поступит доходов от акцизов, устанавливается законами Иркутской области. Соответственно, возникает вопрос, а много ли можно отремонтировать дорог на эту сумму? Следует учесть, что прежде, чем проводить ремонт дороги, необходимо за эти же деньги изготовить техническую документацию, а также осуществлять текущее содержание всех муниципальных дорог — то есть уборку и вывоз снега, работу грейдера, отсыпку и так далее. Сами понимаете, этих денег категорически недостаточно. А иные средства в сферу дорожного хозяйства направить невозможно. То есть, возможно, конечно, если урезать затраты на сферу образования и предоставление муниципальных услуг населению, что, конечно, не вариант.
В 2014 году губернатором было принято решение выделить средства областного бюджета на ремонт подъездов к садоводствам, причем, строго целевым образом. В августе 2014 года министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области выделило Иркутскому району около 21,8 миллиона рублей на ремонт подъездов к садоводствам «Строитель» и «Дорожник». По закону для заключения такого крупного контракта необходимо провести еще и публичные торги. Торги выиграл подрядчик, который в сроки не выполнил работы — они до сих пор не приняты. Сейчас по этому поводу идут судебные тяжбы.
Какие-либо иные деньги на содержание дорог, в Иркутском районе не выделялись. Вопреки распространенному мнению, бюджет района является дотационным. Большая часть населения района работает на предприятиях Иркутска, соответственно, доходы от налогов идут в бюджет города, а не района.
Какие именно дороги будут отремонтированы внутри населенных пунктов, решают депутаты местных (поселенческих) дум. Плюс ко всему, многие дороги, такие как в деревне Новогрудинино Марковского муниципального образования, находятся в ведении дорожной службы Иркутской области. Средства дорожного фонда Иркутского района направить на их ремонт было бы противозаконно.
Выключить эмоции
На многих сочетание слов «земли сельхозназначения», «лес», «пожар» и «мэр Иркутского района» действует как красная тряпка на быка. Автоматически включается функция «праведный гнев» — и понеслась! «Земельные махинации, лес вырубают, ах он негодяй, кругом пожары, нас обокрали, а еще дороги не ремонтируют». И, на первый взгляд, это все очень убедительно, особенно, если не заострять внимания на подробностях и пару-тройку раз случайно подменить понятия.
Но давайте все-таки отвлечемся от эмоций и посмотрим на факты. Вот дачное некоммерческое товарищество «Ангара» на территории Ершовского водозабора, вот санитарно-эпидемиологическое заключение от 26 июня 2008 года о соответствии государственным правилам и нормативам использования данной земли под ДНТ, вот постановление правительства Иркутской области от 3 ноября 2010 года о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. А вот земельное законодательство РФ, согласно которому администрация Иркутского района по всем правилам предоставила этот участок дачному товариществу.
Что касается продажи этих участков и перевода некоторых из них в категорию земель под ИЖС, то это вопрос, скорее, к председателю «Ангары», а не к мэру. Администрация передала эти участки ДНТ? Передала. Теперь собственники данных земель — дачники, и, соответственно, все, что происходит дальше, исключительно на их совести.
Или вот ситуация с незаконными вырубками. Борьба с «черными лесорубами» в Иркутском районе — это все-таки, скорее, прерогатива Агентства лесного хозяйства Иркутской области, а не районной администрации. Однако еще в 2008 году администрация обратилась к губернатору региона с ходатайством о запрете на проведение промышленной рубки леса в Иркутском районе. Такой запрет до сих пор не введен. На территории района находится большое количество пилорам, и на данный момент действует более 120 пунктов приема леса, многие из которых незаконны. Но ни администрация, ни главы поселений не наделены полномочиями по их контролю. Единая база данных существенно облегчила бы отслеживание пути древесины с момента ее заготовки до реализации.
Одно из самых нашумевших дел о незаконной вырубке в Иркутском районе — это уничтожение леса возле реки Кая. «Однажды жители района узнали, что лес возле Каи является сельскохозяйственными угодьями некоего господина Стелькина, — пишет журналист Надежда Гусевская. — Оказалось, что в 2009 году Наумов подписал постановление о выделении участка земли в 200 с лишним гектаров. Документы на это гигантское „подсобное хозяйство“ были оформлены по всем правилам. После протестов вырубки приостановили, но по прошествии некоторого времени возобновили» (прим. ред. —при подготовке материала «Идите лесом!» журналистом был сделан запрос в администрацию Иркутского района о том, каким образом в собственности Стелькина оказался участок не в 19,5 гектара и даже не в 75,3, а в 203,86. Вопрос остался без ответа). Было бы нечестно не дать противоположной стороне высказаться.
Дмитрий Кокунов, руководитель аппарата администрации Иркутского района:
— Все было не совсем так, как описывает пресса. Начать с того, что выделено не 200, а около 20 гектаров земли, всего-то в десять раз ошиблись. И не в 2009 году, а в 1992, следовательно, это никак не мог быть Игорь Наумов, который на посту мэра с 2007 года. На данный момент идет процедура обжалования, это процесс долгий. Только после нашего иска по отношению к Сергею Стелькину в пойме Каи прекратились вырубки, так что, по сути, это результат совместной работы администрации, прокуратуры, Агентства лесного хозяйства и полиции. Агентство лесного хозяйства выставляло посты на территории, оперативно выезжала полиция, была правовая поддержка прокуратуры.
Говорим «лесные пожары» — и сразу думаем про Иркутский район. Оно и не удивительно, ведь он — внезапно! — окружает город Иркутск, так что здесь все на виду. Между тем, сейчас леса горят, в основном, на севере области, а Иркутский район по пожароопасной обстановке занимает одно из последних мест.
Олег Федотов, руководитель службы ГОиЧС Иркутского района:
— По статистике все лесные пожары, которые в этом году начались, были в землях лесного фонда, соответственно, ими занимается Агентство лесного хозяйства, и вопросы по поводу охраны земель задавать нужно им, а не администрации Иркутского района. Мы с пожарами боремся, но это не совсем к нам вопрос.
Немного странно обвинение, озвученное общественным активистом Любовью Аликиной о том, то леса поджигают намеренно, чтобы перевести участки из категории сельскохозяйственных. Так говорит тот, кто либо некомпетентен в вопросе, либо намеренно запутывает людей. Ведь случаи перевода участков в земли сельхозназначения установлены законом, перечень ограничен, и сжигание леса в него не входит. Если бы все было так просто, то у нас уже большая часть тайги сгорела бы.
Право слово, даже удивительно, что мэра никто не обвинил в недавно случившемся пожаре в Ново-Разводной из-за удара молнии. А что? Под любое абсурдное обвинение можно, при желании, подвести доказательную базу. Это ведь на территории Иркутского района произошло, значит, мэр виноват. Не обеспечил население громоотводами. А, может, даже сам лично эту молнию нашаманил.
Кстати, тут можно запросто перепутать причины и следствия. Именно незаконная вырубка может стать причиной пожара, а не наоборот. Ведь «черные лесорубы» либо стараются уничтожить следы преступления, то есть сжечь, либо оставляют все как есть. И вот лежат на солнце все эти сучья, кора, опилки, сохнут. Малейшая искра — и вот он, новый очаг возгорания.
Просто и незаметно
За всяческими бурными событиями, зачастую, можно не замечать стандартной, даже, рутинной работы, которую ведут те, кто ответственен за рядовой функционал. Еще немного фактов: за прошлый год в Иркутском районе стало на 313 субъектов малого бизнеса больше, теперь, по данным Иркутскстата, их насчитывается 3513. В этой сфере занято около пяти тысяч человек — это 27,2 % от всех занятых в экономике района граждан. А это увеличение налоговых поступлений в казну и, следовательно, повышение уровня жизни. В целом доходы районного бюджета в 2014 году составили более 1,7 миллиарда рублей, что составило 98,9 % от планового показателя, расходы — более 1,9 миллиарда или 95,2 % от плана. Также согласно плану в прошлом году были отремонтированы инженерные, тепловые, водопроводные и канализационные сети на 13 муниципальных объектах и проведены энергетические обследования в 22 школах и детских садах.
Но хватит уже скучных цифр. Многое могут сказать и представители общественных организаций.
Геннадий Усов, руководитель межрегиональной общественной организации инвалидов войн, военной и государственной службы:
— Наша организация уже не первый год при поддержке Игоря Викторовича работает по воспитанию молодежи в Иркутском районе. Мы регулярно организовываем встречи со школьниками и ветеранами, которые проходят в ДК, школах, музеях, оказываем социальную помощь инвалидам, активно помогаем в подготовке праздничных мероприятий к 9 Мая, декаде инвалидов, Дню матери и других.
Светлана Овчинникова, председатель Совета ветеранов Мамонского муниципального образования:
— Игорь Викторович Наумов всегда поддерживал общественников. Именно при нем была разработана и принята районная программа поддержки некоммерческих организаций и создан отдел по работе с общественностью в администрации района. Результатом этого стало развитие общественного движения в Иркутском районе. В этом году Иркутский район был отмечен как лучший в области по организации физкультурно-спортивной работы среди ветеранских организаций и подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы.
Несомненно, в работе мэра и администрации, есть и достижения, и недоработки это неизбежно. Но судить о многогранной деятельности человека лишь по скандалам — это, как минимум, необъективно.
P.S. О деле, по которому сейчас идет следствие, тут намеренно ничего не упоминается. Просто делать выводы, имело ли место незаконное выделение участков под ДНТ «Листопад» и «Мысовое», решать не нам, а суду.
Дина Валишина
Свободу Юрию Деточкину!