Выстоять несмотря ни на что
2016 год. Иркутск. Очередь за талонами на общественный транспорт. Чтобы получить свою льготу, пожилые люди вынуждены стоять на улице по несколько часов. Температура утром ниже нуля, но пенсионеры терпеливо ждут своей очереди, возмущаются, но не уходят.
— По два-три часа приходится стоять в очереди. Кто знает, может, у кого-то давление поднимется на 220 и инсульт произойдет. В последний путь талон получишь, — говорит пенсионерка Татьяна Александровна. — Люди же все по-разному реагируют, это очень нервное состояние.
Татьяна Александровна живет на улице Трилиссера. Ближайший к ее дому киоск, где продают проездные, расположенный на остановке «Пискунова», с утра был закрыт. Пенсионерке пришлось специально ехать на Декабрьских Событий.
В очереди довольных нет. До введения талонов люди ездили с проездной карточкой, её предъявляли в транспорте кондуктору или водителю, учёт поездок как таковой не велся. Фактически в проездной старого образца тоже было заложено 30 поездок, но многие открыто говорят, что ездили чаще.
— Этих 30 поездок хватит на 15 дней. Раньше мы ездили по проездному целый месяц, а сейчас всё: подумаешь, пешочком пройти или проехать. Ведь и в поликлинику надо, и на рынок, и в аптеку, и к внукам, правнукам понянчиться, помочь; поездок-то много. Хоть мы и на пенсии, но не сидим, нам отдыхать некогда, — объясняет 86-летняя Татьяна Ивановна.
Потихоньку очередь движется, но со стороны это не особо заметно: постоянно подходят новые люди. Талоны на Декабрьских Событий отпускает один киоскёр. Заполнение документов занимает по 10 минут. Процесс замедляет вписывание в каждый из 30 талонов фамилии и инициалов льготника.
Едем на Центральный рынок. Очередь здесь в три раза длиннее, чем на улице Декабрьских Событий. Пенсионеры жалуются, что не смогли купить талоны в Студгородке, на вокзале и на Степана Разина, киоски были закрыты, пришлось ехать сюда.
Иван 30 лет проработал в шахте. Сейчас продолжает трудиться, хотя мужчина уже на пенсии. К введению талонов на проезд иркутянин относится отрицательно, считает ограничение в 30 поездок издевательством над пенсионерами и ветеранами труда.
— Я езжу с пересадкой, 30 талонов мне хватит на неделю. Считаю, как минимум 60 поездок должно быть, чтобы туда-обратно. С какого расчета их 30? Мы же не ездим, как молодые мальчики, сели и катаются целый день, ездим по потребности. Кому-то в больницу надо съездить и не раз, кому-то в соцзащиту, — делится Иван.
После 1 октября очереди возле киосков с проездными стали меньше. Но говорить о том, что переход на новую систему льготных поездок в регионе проходит гладко, — преждевременно.
Первая ласточка: конфликт с ангарскими перевозчиками
Постановление, регулирующее количество и порядок бесплатных перевозок, принято в Иркутской области еще в 2006 году. По нему ветераны войны и труда, инвалиды имеют право на бесплатные поездки. Тогда же установлена и стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ) — 150 рублей.
— Наша область — один из немногих субъектов России, где его цена не повышалась ни разу за 10 лет, что действует постановление. А количество поездок — 30 в городском сообщении и 20 в пригородном, траты за которые компенсируются перевозчикам из регионального бюджета, — остается неизменным с 2010 года, — сообщила заместитель министра социального развития, опеки и попечительства региона Светлана Иевлева.
Однако за позитивной статистикой скрываются проблемы, возникшие не сегодня. Зимой прошлого года в центре внимания оказался Ангарск. Местные транспортники отказались перевозить льготников, объяснив, что минсоцразвития Иркутской области не выплатило им компенсацию по ЕСПБ. В ответ ведомство пояснило, что выплаты не прекращены, есть лишь задержки. Они связаны с нарушениями, выявленными при проверке реестров проданных билетов.
В качестве пилотного проекта в декабре 2015 года в Ангарске ввели электронный учет льготных поездок. Но в августе конфликт ангарских перевозчиков и минсоцразвития Иркутской области возобновился. Стороны не смогли договориться о количестве пассажиров, перевезенных по ЕСПБ. В итоге ангарские перевозчики все-таки согласовали реестры за июль и добились компенсации за льготников.
Протест нарастает
Как рассказала Светлана Иевлева, с сентября в системе работы с льготными перевозками поменялась только форма отчетности. С 1 октября транспортные предприятия будут отчитываться по количеству поездок, зафиксированных электронным билетом, либо по количеству отрывных талонов. Всё остальное не изменилось: стоимость ЕСПБ и количество поездок по нему сохранились на прежнем уровне. В бюджете Иркутской области никакого уменьшения финансирования не предусмотрено — 400 миллионов пойдёт на компенсации перевозчикам.
По словам замминистра, принятое постановление позволит ужесточить контроль над перевозчиками. Зачастую сведения, подаваемые ими в реестрах, существенно отличаются от реальности. Проверка в Ангарске показала, что из 27 тысяч проездных реально ими пользовались около 20 тысяч человек. Остальные либо не активировали электронный билет, либо воспользовались им пару раз.
Депутаты думы Ангарска первыми попросили губернатора Иркутской области увеличить количество поездок до 50 на городских маршрутах и до 30 в пригородных. Инициативу поддержали иркутские народные избранники, а затем и братчане, предложили сделать поездки льготников безлимитными.
В своих обращениях депутаты не раз повторяют: правительство с 1 октября ограничивает количество поездок. В правительстве настаивают, что никаких ограничений введено не было, власти просто продлили действие документа, регулирующего перевозки.
Первые результаты проверки льготников в Иркутске показали, что пять из 10 человек не пользовались проездным билетом, хотя значились в реестрах. Минсоцразвития региона передаст эту информацию в правоохранительные органы.
— Надо отметить, что этим людям более 80 лет. Это маломобильные пенсионеры, которые с трудом передвигаются по квартире или совсем не выходят из дома. Но если верить транспортному предприятию, то в месяц они совершают 30 или более поездок, – рассказывает Светлана Иевлева.
Мэрия Иркутска пояснила, что компенсация из областного бюджета поступает перевозчикам по факту продажи льготного проездного, а не его использования. В администрации заявили, что никаких жалоб правительство не направляло, а новые правила, вступающие в силу с 1 октября, позволят минсоцразвития не доплачивать перевозчикам.
4 октября пенсионеры передали коллективное обращение с тремя тысячами подписей губернатору с требованием вернуть прежнюю систему поездок. Льготники готовы выйти на митинги. Люди уверены: ситуацию еще можно переломить, главное — не молчать, а действовать.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Валерия Алтарева
Постоянные электронные социальные проездные билеты начали получать ангарчане" - январская новость - а вот в Иркутске все по 30 бумажкам ездить будем! хотя эксперимент с внедрением этих билетов в городе проводили месяца 2 или 3, но видно по бумажкам ездить проще, да и народу надо создать побольше…