На письмо председателю Законодательного собрания Иркутской области от мэров, которые изложили претензии к руководителю аппарата губернатора Дмитрию Чернышову по фактам организации «переворота» в Ассоциации муниципальных образований, область ответила массированной информационной кампанией против мэров. На борьбу с недовольными мобилизовали глав администраций, лояльных к Чернышову. Вполне возможна попытка устроить внеочередное собрание ассоциации, главным вопросом которого станет переизбрание руководства АМО.
На федеральном уровне конфликт видится нецелесообразным, поскольку в преддверии политической кампании 2018 года по выборам депутатов Законодательного собрания Иркутской области может перерасти в открытое политическое противостояние и расколоть общество. Это деструктивно влияет на развитие региона и снижает инвестиционную привлекательность.
— На мой взгляд, эта ситуация — продолжение внутриэлитных и межполитических конфликтов. Своего рода новый виток, когда коммунистическое правительство Иркутской области и правящая партия «Единая Россия», которая представлена большинством в региональном Заксобрании и на уровне глав муниципалитетов, не могут договориться, найти общий язык, — рассуждает политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Ситуация, когда губернатор вмешивается в деятельность муниципалитетов, широко распространена в стране. Это нормальный процесс выстраивания вертикали власти. Глава региона не может пускать на самотек политические процессы в субъекте. При этом зачастую интересы муниципалов вторичны по отношению к региональной политике. В этом случае, правительство работает на губернатора, а муниципалы ищут поддержку в Заксобрании.
По мнению эксперта, необходимы компромиссы. «Во главе угла должны быть интересы жителей. Это основная задача главы любого субъекта. Губернатор должен уметь договариваться», — считает Калачев.
Такой же точки зрения придерживается и депутат Госдумы Николай Николаев. По его словам, конфликт между региональным правительством и Ассоциацией муниципальных образований не новый.
— Правительство Иркутской области, члены Ассоциации муниципальных образований и другие заинтересованные стороны должны просто собраться и обсудить проблемы. Закономерно, что губернатор говорит о недовольстве работой на местах, мэры — о том, они что-то недополучают от региональных властей. Я еще год назад предлагал собраться всем вместе — губернатору, мэрам, депутатам Заксобрания и Госдумы — и обсудить спорные вопросы. В конечном счете, губернатор на мое письмо с таким предложением отреагировал, приехал в Москву и пообщался с депутатами Госдумы от региона. Однако остальные стороны при встрече не присутствовали, не хватало мэров и депутатов областного парламента.
Николай Николаев полагает, что поводов поговорить — множество. Например, подготовка к зиме. Это вопрос, находящийся на стыке полномочий региональной и муниципальной власти, который невозможно решить без диалога.
— Если в прошлом году были кризисные ситуации в Вихоревке, Эдучанке, есть ли гарантии, что сейчас эти вопросы решены? Необходимо обсудить существующие проблемы в этой сфере, при необходимости — привлечь депутатов Госдумы и сенаторов, и начинать решать задачи, — считает парламентарий. — Нужно садиться за круглый стол переговоров и налаживать именно всесторонний диалог. Причем разговор должен вестись не в политической плоскости, а исключительно в направлении решения хозяйственных проблем.
Скорее всего, в преддверии выборов президента России федеральные власти постараются усмирить противоборствующие стороны. И это будет, по сути, проверка на вменяемость власти Иркутской области и муниципалитетов накануне «большой политической перезагрузки», которую прогнозируют на период «2018+».
Тамара Сомова, IRK.ru
Центр поддерживает тех, кто что-то делает, а не языком чешет. Отсюда все следствия…