Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Трудности перевозок: частники о цене на проезд, автобусах и пассажирах

После того, как мы изучили работу общественного транспорта Иркутска после введения вечернего тарифа, решили взглянуть на проблему с другой стороны. Представители транспортных компаний рассказали об оптимальной цене за проезд, о том, что мешает развиваться иркутскому общественному транспорту и почему частники не любят отечественные машины.

Постоянный рост цен

В комитете по городскому обустройству (управление транспорта — структурное подразделение КГО) встретились с представителями семи частных перевозчиков. Пришел и исполняющий обязанности начальника управления транспорта администрации Иркутска Николай Лановенко, отвечающий разом за все муниципальные маршруты.

Первые вопросы к собравшимся — по следам недавних нововведений: рост стоимости проезда до 20 рублей и введение вечернего тарифа. Тема наболевшая для перевозчиков. Первым заговорил Сергей Ошурков (компания «Транс-ЛСО», маршруты 66, 30,10):

— В 2015 и 2016 году мы пытались через службу по тарифам поднять цену. У нас уже тогда себестоимость проезда в среднем была от 23 до 28 рублей. Потом мы собрались, решали, до какой цены поднять. Сошлись на 20 рублях, решили, что это оптимально, — сказал он, но после паузы добавил: «Пока что».

Сергей Ошурков
Сергей Ошурков

— После того разговора цена на топливо опять повысилась, — подхватил мысль Сергей Черепанов (ООО «Бригада», маршруты 5к, 10т, 23, 27, 11к). — Топливо поднимается, за ним ГСМ, запчасти. С апреля, когда мы подавали документы, топливо поднялось с 41 до 44 рублей!

При этом минимальная зарплата водителей, как у частников, так у муниципального перевозчика, составляет всего 18 тысяч рублей — для этого нужно наработать 150 часов в месяц.

Однако топливо и зарплаты водителей — лишь часть расходов. В них входит медицинское обслуживание (водителей перед выходом на рейс обязательно проверяют), работа механиков в случае поломки (они случаются нередко). Дополнительно оплачиваются ремонтные боксы и теплые стоянки. Чтобы один автобус в зимнее время мог отстоять ночь и выйти на рейс, в месяц уходит 13-14 тысяч рублей.

Николай Лановенко
Николай Лановенко

Переход на вечерний тариф

Как показал эксперимент журналиста IRK.ru, который провел три вечера на остановках, интенсивность движения автобусов в вечернее время по-прежнему заметно падает к 22 часам. Позже встречаются лишь редкие маршруты, которые удовлетворяют потребности далеко не всех горожан.

Вечерний тариф пришел коллегиально, говорит Николай Лановенко. Идею одновременно продвигали городские депутаты и представители перевозчиков. Нововведение, по его мнению, оказалось полезным для перевозчиков.

— В настоящее время перевозка до 23 часов обслуживается. Сам иногда езжу, в 22 часа, в 22:30. Напряженность ушла. Конечно, мы продолжим оптимизировать определенные маршруты и дальше. Мы встречаемся и обсуждаем, как можно лучше работать в вечернее время. Сейчас смотрим на Ленинский округ — там график очень своеобразный.

Перевозчики отмечают, что горожанам с введением вечернего тарифа не следовало ожидать сохранения прежней интенсивности движения вплоть до 23 часов. Это экономически невыгодно.

— Сокращение состава автобусов на маршруте начинается после 19 часов, но не резко, — говорит Андрей Забанов (ООО «Грааль» маршрут 80). — Один выходит в 6 утра, другой с интервалом. И также вечером, по завершении маршрута они уходят. Все работают по своему графику.

Николай Лановенко подтвердил, что интенсивность движения транспорта в течение дня неравномерна. Наибольшее количество автобусов выпадает на час пик — утро и конец рабочего дня. Ощутимый спад начинается после 20 часов вечера. Это, считают в администрации, вполне приемлемо, учитывая сопоставимое сокращение числа пассажиров.

Андрей Забанов
Андрей Забанов

Оплата на входе

Первое время условия оплаты по вечернему тарифу были понятны не всем — когда именно следует платить 25 рублей? В администрации города пояснили, что вечерний тариф действует для пассажиров, вошедших в салон после 20:00. Получается, что те, кто вошел, например, в 19:59, вне зависимости от времени высадки должен отдать лишь 20 рублей. Но как пассажир докажет водителю, что зашел в салон до 20 часов? Как избежать недопонимания и конфликтов на выходе? Ответ таков: оплачивать проезд следует на входе.

— Скандальные ситуации были, да, — заметил Сергей Черепанов. — Но кто-то уже понимает, как надо. Платит на входе, берет билет. Потом выходит, допустим, в половину девятого, билет показал — вышел. А если зашел, билет не показал, то, конечно, начинаются разногласия…

Вместе с тем мэрия Иркутска попытается вновь приучить горожан к оплате проезда на входе, хотя предыдущая попытка (осенью 2017 года) провалилась. Новую кампанию по «перевоспитанию» иркутян в администрации запланировали на осень 2018 года.

— В постановлении правительства №112 о правилах пассажироперевозок сказано, что пассажир обязан приобрести билет, — объясняет Николай Лановенко. — Соответственно оплата — это договор. При несчастном случае билет будет подтверждением заключенного договора. Поэтому сейчас неправильно, что пассажир оплачивает на выходе. Оплативший проезд — застрахован, не оплативший — нет.

При этом, добавляет он, билеты обязательно должны быть на каждом рейсе. Если их нет — водитель перевозить людей не имеет права.

Сергей Черепанов
Сергей Черепанов

Приложения для наблюдения

Для решения проблемы ожидания автобусов на остановках существуют специальные сервисы, которые с помощью ГЛОНАСС указывают передвижение транспорта на маршруте. В Иркутске такой был — сайт irkbus.ru — но он не работает на смартфонах, а на персональном компьютера доступен далеко не весь функционал, многих маршрутов нет вовсе.

Когда речь зашла о контроле владельцев транспортных предприятий за тем, соблюдают ли водители график движения, Николай Лановенко прояснил ситуацию:

— Все перевозчики подключены к системе навигации. У каждого руководителя есть возможность следить за движением с персонального компьютера и со смартфона. Для этого им нужно авторизироваться, — рассказал он.

Оказалось, эта персональная система навигации и есть тот самый сайт. Он лишь изменил свое назначение, став сервисом внутреннего пользования. Тем не менее, заявил Николай Лановенко, в администрации планируют восстановить общий доступ. Нормативную базу для этого вскоре должны подготовить.

Интересно, что существует также и сервис «Go2Bus», где отображается только муниципальные автобусы и электротранспорт. И, хотя одновременное сосуществование двух сервисов с разной информацией неудобно для пассажиров, администрация не в состоянии решить эту проблему.

— Муниципальные учреждения разыгрывали конкурс, и, по условиям госзакупок, заключили договор с сервисом, который предложил наиболее выгодную цену контракта — это «Go2Bus». А перевозчики могут заключить договор с тем оператором, которого считают нужным. Мы их принудить не можем, — пожал плечами глава управления транспорта.

Муниципальный — принципиальный

Муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи цены не поднимали — за проезд в них платят 15 рублей в любое время. Эта позиция руководства МУПа создала неудобство для пассажиров — теперь, чтобы не перепутать цену, во время поездки надо искать информацию о стоимости или перевозчике.

Николай Лановенко признает, что первое время такие проблемы действительно возникали, но за прошедшее время горожане, кажется, привыкли. Кто-то ориентируется на цвет автобуса (большинство муниципальных автобусов — зеленые), другие уже выучили номера муниципальных маршрутов или ищут на автобусе наклейку «Иркутскавтотранс».

Интересно, что несмотря на прежний уровень цены проезда, доходы муниципального транспорта выросли на несколько процентов.

Дело в том, что многие пассажиры теперь готовы подождать муниципальный автобус, чтобы сэкономить 5 рублей днем и 10 — вечером. При этом в дачный сезон муниципального транспорта на дорогах города становится меньше.

— Сейчас автобусы производят межсезонные перевозки по садоводческим маршрутам. Их около двадцати. Сейчас персонал задействован там, но мы эту работу оптимизируем. В этом году выйдем в областное министерство транспорта, чтобы в следующем это уже не шло в ущерб городским перевозкам, — пообещал Николай Лановенко.

Лучше автобусы — выше цена

Стереотип, что перевозчики не хотят покупать новые автобусы и «выжимают» последнее из старых машин, в корне не верен, утверждают они. Ведь чем больше лет автобусу — тем больше денег тратится на его содержание из-за частых ремонтов и простоев.

К тому же на перевозчиков влияет федеральное законодательство. С недавних пор все автобусы должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-3». Тем не менее, поскольку год выпуска автобуса по-прежнему не регламентируется, транспортные организации поступают иначе — закупают бывшие в эксплуатации автобусы, но поновее. Так, по словам Андрея Забанова, в подвижном составе маршрута №80 находятся машины преимущественно 2009-2012 года выпуска.

Рост стоимости проезда до 20-25 рублей, по замыслу администрации и перевозчиков, должен стимулировать процесс обновления состава. Однако с этим согласны не все.

— Повышение, конечно же, пошло на пользу. При 20 рублях все-таки уже можно приобретать автобусы в лизинг, через банки… — говорит Мария Свидерская (ООО «Таксополь», маршрут 90).

Мария Свидерская
Мария Свидерская

— При 20 рублях вы, извините, можете купить только эти «малявки». Большой автобус стоит 8 миллионов, — перебил ее Андрей Забанов. — И в реальности тогда стоимость проезда должна быть где-то 45-50 рублей. Это та цена, при которой через год вы везде увидите новые автобусы. Сегодня, после повышения до 20 рублей, я могу купить металл, покрасить, «капиталку» сделать. И все!

По информации Николая Лановенко, в 2018 году руководители частных предприятий обновят 51 автобус разной вместимости, в том числе благодаря повышению цены на проезд. У муниципального предприятия с прежними ценами пополнение поменьше — всего пять автобусов, но все большие.

Частники предпочитают «корейцев»

Даже в случае двукратного увеличения стоимости проезда, иркутяне вряд ли увидят среди новых автобусов у частных перевозчиков машины отечественного производства. Дело здесь не в цене.

— Отечественный подвижной состав гораздо хуже, чем старые корейские автобусы, — это проверено временем, — сетует Мария Свидерская. На последовавший вопрос «чем именно корейские лучше?» ее ответ слился с хором всех присутствовавших: «Качественнее сделано».

— Те старые корейские машины приспособлены работать, — уверенно сказал Андрей Забанов. — А эти новые можно только…
— …Продавать, — закончил за него Василий Грабельных (ООО «Таксополь», маршрут 90).

— Есть у меня человек, на ЛиАЗах 2 тысячи километров до Тынды боится ехать. Поменяли четыре турбины, 40 тысяч пробега, рама лопнула. — Владимир Забанов (ИП, маршрут 80). — А на корейских можно смело миллион давать.

Владимир Забанов
Владимир Забанов

Ситуация усугубляется тем, что в Иркутске для отечественных автобусов нет ремонтной базы. С этим сталкиваются все, но если частники вправе приобрести транспорт зарубежного производства, то «Иркутскавтотранс» работает по закону о госзакупках, а значит, закупать лишь российские автобусы.

Срок исполнения условий госконтракта с заводом-изготовителем по ремонту и доставке запчастей — целых два месяца. Итог: простой и убытки. С другой стороны, частникам, владеющим отечественными автобусами, приходится импровизировать. Например, некоторые местные умельцы адаптируют под отечественные автобусы китайские детали.

— Даже на старые ЛиАЗы нет запчастей в Иркутске, — возмущается Андрей Забанов. — Этот транспорт у нас не эксплуатируются. У меня есть два ЛиАЗа, оба стоят. Что-то случилось — месячный простой.

Кому звонить?

Последняя «горячая» тема встречи — жалобы пассажиров и их поведение. К сожалению, единого сервиса, куда можно было бы обращаться по любой проблеме, нет. Однако собравшиеся представители компаний-перевозчиков утверждают, что в каждом автобусе можно найти контакты (есть номер телефона, указаны мессенджеры), куда пассажиры могут сообщать о нарушениях. Достаточно знать госномер автобуса.

Правда, к подавляющему большинству жалоб руководители транспортных предприятий относятся скептически.

— Была жалоба, что с рынка не могли в Ново-Ленино уехать 40 минут. Я потом поднял информацию по ГЛОНАСС, там выяснилось, что за это время проехало шесть автобусов только моих, — разводит руками Сергей Ошурков.

— В день по 50-60 жалоб у меня, — продолжил Андрей Забанов. — Мы их все рассматриваем, все храним. Но жалобы необоснованные, вот из недавнего: зачем вы возите цыган? Два человека не заплатили, из-за того, что мы везли цыган. А цыгане все заплатили, кстати.

Другая частая жалоба — продолжительная остановка. Стоять больше 5 минут (если это не конечная остановка) нельзя, но от пассажиров регулярно приходят жалобы о стоянке по шесть и даже восемь минут. Перевозчики эту информацию решительно опровергают: irkbus.ru хранит информацию обо всех передвижениях и стоянках. Именно поэтому, как утверждает Андрей Забанов, еще ни одного решения в пользу пассажиров не было.

— Понятно, что те, кто опаздывает, им будет казаться, что время медленно ползет, — соглашается он. — А жалобы — так пусть пишут! Главное, чтобы это было обоснованно и с доказательствами.

Вадим Палько, IRK.ru

  • Сергей Владимиров 9 июля 2018 в 23:15

    Мой первый комментарий!

    уважаемые! вы аппетиты свои умерьте немного!!может тогда и будут новые машины у вас.. корефан вторую машину купил за наличку за пол года на вашем бизнесе!! вот и делайте выводы сколько здесь люди зарабатывают

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля