Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутская область будет развиваться «вахтовым способом». Экспорт сырья растет, а производство сокращается

Политический обозреватель Галина Солонина размышляет о курсе развития Иркутской области.

Существует две основные модели развития сибирских регионов, назовем их для простоты «оседлой» и «вахтовой». При оседлой модели государство и бизнес вкладываются в развитие муниципалитетов, создание хороших условий жизни на местах, закрепление специалистов, в инфраструктурное развитие региона — новые автомобильные и железные дороги, авиационное, водное сообщение и так далее. Вахтовый метод требует создания сети перевалочных баз, всю инфраструктуру могут заменить вертолетные площадки, технологические дороги (лесовозные, ледовые), а также трубопроводный транспорт.

Вопрос, который я всегда задаю политикам во время интервью — какой модели они придерживаются? И потом — еще один: а чем докажете? Потому что большинство политиков говорят одно, а делают — другое. По делам и судим.

Если не конкретизировать, кто в Иркутской области за что отвечает, а взять ситуацию в целом, то сейчас наш регион изрядно уклоняется в «вахтовый» метод развития. Да, у меня есть доказательства. Их мы получили как раз на этой неделе. Данные Иркутскстата. Куда уж точнее?

Вот эти две цифры, которые обесценивают тысячи слов политиков: в 2018 году в Иркутской области добыча полезных ископаемых увеличилась на 5,4%, а обрабатывающее производство сократилось на 8,1%. Мы развиваемся как сырьевой придаток и деградируем — как индустриальный регион. В не слишком отдаленном будущем главными секторами экономики станут выкачка всего сырья, что можно продать за кордон, и сокращение рабочих мест на промышленных предприятиях.

Уже сейчас объявления о наборе рабочих на вахту — основной тренд рекрутинговых агентств. Да и зарплаты там существенно выше, чем у производителей.

По данным статистики, почти на треть сократился объем выполненных строительных работ (он оценивается в 10 миллиардов рублей, в сопоставимых ценах это на 30% меньше прошлогоднего). Снизился выпуск мебели, автотранспортных средств и оборудования, нефтепродуктов, металлоизделий, сократился объем работ по ремонту и монтажу машин и оборудования.

На протяжении последних лет снизилось число занятых в экономике. В государственной службе занятости на учете стоят 17,5 тысячи незанятых трудоспособных жителей — на 2% больше, чем годом раньше.

Зато растет вывоз леса в Китай. По данным Сибирского таможенного управления, на Иркутскую область приходится половина всего сибирского экспорта древесины. Это 10,9 миллиона кубометров леса. Из Красноярского края, а он второй в списке сибирских экспортеров, вывозят вдвое меньше — всего 5,6 миллиона кубометров. Так что нам самим решать — гордиться рекордом или стыдиться его.

Да, возникает много вопросов, почему мы идем не туда, куда собирались? Где наши инновации, передовая продукция, принципиально новые сервисы?

Прошедшая неделя дала нам намек. На счетах Иркутской области лежит 14 миллиардов рублей, которые планировалось израсходовать в 2018 году, но «что-то пошло не так». Это деньги недофинансирования социальной сферы — не построенные новые детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты, спортивные сооружения, дворцы культуры и так далее. Конечно, чиновники нам объяснят, что это они героически сэкономили бюджетный счет. Но мы-то знаем, что вахтовый метод освоения территорий не требует социалки. А если мы не правы — докажите делом!

Галина Солонина, IRK.ru

  • misa25 29 января 2019 в 14:23

    а где ещё цифры, графики? Какое-то бла-бла накануне выборов!!!!! Опять политический вброс ни о чем. Согласен что регион не развивается, сам уже перестал верить в наш регион и перебираюсь в Спб, но нужны сухие факты, а не потерянные миллиарды….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля