Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«В Иркутске о менструальных чашах не знает никто, а в Германии они продаются в каждой аптеке»

В феврале два иркутских проекта стали победителями Школы краудфандинга, которую организовала платформа Planeta.ru совместно с берлинской школой социальных инноваций SOIN. Победителей пригласили принять участие в международном бизнес-акселераторе в Германии, который пройдет с марта по сентябрь 2019 года. Одна из победительниц, иркутянка Анастасия Овсянникова, рассказала IRK.ru о своем проекте социального бизнеса по продаже и производству менструальных чаш.

В борьбе за права человека

Я родилась в Бурятии, училась в иркутском инязе, изучала английский, корейский и испанский языки. После окончания ИГЛУ и работы в Москве я решила продолжить образование, но уже в области политологии. Выиграла грант на обучение в Южной Корее по магистерской программе с уклоном на права человека. Здесь я стала работать с правозащитными организациями, сначала — местными, которые помогали северным корейцам, перебежавшим через границу. Затем — с межнациональными.

По личным причинам мне пришлось вернуться в Иркутск. Здесь я стала исследовать возможности для создания своего проекта, направленного на решение какой-либо одной проблемы и помощь именно в регионе.

В Иркутске помогала нескольким организациям, в том числе «волонтёрила» в благотворительном магазине «Вторник». И недавно мне друг из Берлина отправил ссылку на информацию о трёхдневном семинаре Берлинской школы социальных инноваций SOIN и Planeta.ru. Я подала заявку и получила приглашение.

На международном форуме по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии, 2010 год
Во время акции за свободу ассоциации и собрания вместе с активистами международной правозащитной организации Amnesty International
У знаменитой скульптуры «Нет насилию» у здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке во время работы в Human Rights Watch

На международном форуме по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии, 2010 год

Во время акции за свободу ассоциации и собрания вместе с активистами международной правозащитной организации Amnesty International

У знаменитой скульптуры «Нет насилию» у здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке во время работы в Human Rights Watch

«Не ожидала, что будет такой ажиотаж»

Семинары проходили в нескольких городах России, в том числе и в Иркутске, не нужно было никуда ехать. В течение двух дней участники изучали теорию, учились представлять проект, находить потенциальных клиентов и поставщиков. На третий день нужно было представить свой проект перед организаторами семинара и другими участниками.

У меня было три проекта, и до самого последнего момента я не знала, какой из них выберу. Один был посвящен экологически устойчивому туризму. Надо сказать, что я открывала свою студию экскурсий, водила иностранцев по Иркутску и Байкалу. Второй проект — это социальное предприятие по продаже менструальных чаш. И о третьем я пока не буду рассказывать, возможно, в будущем его реализую.

Накануне дня, когда нужно было представлять проект, я поняла, что хочу озвучить именно идею социального бизнеса. Я не ожидала, что будет такой ажиотаж. Я просто хотела проверить, насколько корректно смогу донести свою информацию.

На семинаре Школы краудфандинга
На семинаре Школы краудфандинга

Табуированная тема

Передо мной стояла задача объяснить бизнес-модель. Я переживала, зная, что тема менструации, по большому счету, табуирована. Главное, что я хотела донести — это то, что есть такая проблема, как слабая обеспеченность средствами личной гигиены среди девочек из неблагополучных семей, воспитанниц детдомов, социально-реабилитационных центров, колоний для несовершеннолетних.

В моем детстве, которое прошло в 90-х годах, многим семьям действительно не хватало денег, и порой было не до средств гигиены. Мои сверстницы часто использовали подручные средства, и это приводило к дискомфорту, бытовым затруднениям. Девочки пропускали занятия в школе, переживая, что может произойти какой-то конфуз, и их «загнобят».

Я проводила предварительные исследования и знаю, что в детских домах экономят на качественных женских средствах гигиены, там есть потребность. Существует и общемировая статистика, которая свидетельствует о том, что многие девочки именно из-за менструального цикла имеют пробелы в образовании. Моя первоочередная задача — привлечь внимание к вопросам гигиены девочек и тем проблемам, которые следуют из недостатка гигиенических средств.

Кроме того, цель моего бизнес-проекта — сократить нагрузку на окружающую среду.

Женщины, девочки ежемесячно используют огромное количество средств гигиены — тампонов и прокладок, которые оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. В то время как одна менструальная чаша может использоваться пять лет без вреда для здоровья.

Чаша может сохранить не только окружающую среду, но и личный бюджет. Одно качественное изделие стоит 1000 рублей. В то же время на тампоны и прокладки в среднем в год уходит более 1200 рублей.

В обществе замалчивается тема менструации, а я хочу донести, что это вообще-то нормальный физиологический процесс. Параллельно с развитием бизнес-проекта планирую вести просветительскую деятельность.

Менструальная чаша. Фото Getty images
Менструальная чаша. Фото Getty images

Один плюс один

На презентации проекта я старалась подать информацию в позитивном ключе. Берлинская школа SOIN фокусируется на достижении целей устойчивого развития ООН. Их 17, они разделены на 169 задач. Я показала, что я решаю три цели, которые Организация объединенных наций признала первоочередными до 2030 года. Это здоровье и благополучие, гендерное равенство и ответственное потребление и производство.

Все присутствовавшие позитивно восприняли мой проект, задавали вопросы. В многом благодаря тому, что я предложила конкретную бизнес-модель, а именно «Один плюс один». То есть вы покупаете один товар по цене двух, вторая чаша направляется тому, кто не имеет возможности её купить.

Такая же модель используется всемирно известной компанией Toms Shoes, они производят обувь из вторсырья. Когда вы покупаете одну пару, часть денег от вашей покупки перечисляется для детей из бедных стран. Бизнес-модель показала себя, она работает.

По итогам презентации организаторы семинара пригласили меня в шестимесячный бизнес-акселератор. В марте пройдут вебинары, в апреле состоится встреча в Берлине. Планируются экскурсии на успешные бизнес-предприятия социальной и экологической направленности. Затем следует индивидуальный коучинг проектов. В сентябре участники будут представлять отчеты о проделанной за шесть месяцев работе.

150 тысяч рублей на запуск

Я поставила себе цель посетить два предприятия в Германии. Дело в том, что в этой стране находятся две компании, которые производят одни из лучших в мире менструальных чаш. И если удастся попасть на производство, хочу увидеть весь процесс и узнать тонкости, например, как выбирать материал. Ведь менструальные чаши производятся не из обычного силикона, а из медицинского.

В Германии планирую закупить 100-200 чаш и отработать бизнес-модель. Если всё получится, то в перспективе — приобрести оборудование и запустить производство и поставки по России. Вообще, в нашей стране сложно найти менструальные чаши в свободном доступе, их нужно заказывать через интернет. В Германии же этот товар продаётся в каждой аптеке.

Я спросила близких подруг — и из трёх не знает о чашах ни одна. Мало знать об их существовании, нужно еще уметь выбирать и использовать, это многих останавливает. В то время как прокладки — универсальный продукт, чашу нужно подбирать индивидуально.

Необходимо ответить на несколько вопросов медицинского характера, выбрать размер, опираясь и на личные ощущения. Однако когда вы найдете свою идеальную чашу, терпение будет вознаграждено: вы будете надолго обеспечены комфортным, экоустойчивым и сохраняющим ваш бюджет продуктом.

Многие женщины покупают чашу неподходящего размера, выбрасывают и забывают, не хотят дальше пробовать. Я ставлю себе задачу рассказать иркутянкам не только о существовании этого товара, но и об особенностях его использования.

Я не говорю, что нужно полностью исключить прокладки и тампоны. Кому-то менструальная чаша не подходит по медицинским показаниям. Например, не рекомендуется её носить в послеоперационный период.

Пока не представляю объём финансовых затрат на запуск производства. Ведь это и аренда помещения, и закуп дорогостоящего оборудования, материалов, получение лицензий. Отработка бизнес-проекта на начальном этапе предусматривает только закуп менструальных чаш, затраты на рекламу и маркетинговые исследования. По моим предварительным подсчётам, на это потребуется до 150 тысяч рублей.

Я хочу закупить несколько сотен менструальных чаш и реализовать их с акцентом на то, что клиент покупает одну, а вторая уходит девочкам в детский дом или колонию для несовершеннолетних. Мой проект — на стадии задумки, и, я надеюсь, немецкий бизнес-акселератор даст мне знания о том, как воплотить её в жизнь.

Екатерина Орлова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • zola 9 апреля 2019 в 07:18

    Да смешной заголовок))) наверное многие прочитав его, как и я, возмутились Как это никто не знает? Да их на алиэкспрессе даже продают Тоже мне новинка))) может никто не пользуется так это уже другой вопрос

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля