Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Четыре дня апелляции: репортаж из областного суда и #свободуКопылову

С 24 сентября в Иркутском областном рассматривали апелляцию по делу бывшего мэра Ольхонского района Сергея Копылова. Почти 13 часов судебного заседания – кратко в материале IRK.ru.

С 24 сентября по 11 октября в Иркутском областном суде проходило слушание апелляции приговора бывшего мэра Ольхонского района Сергея Копылова. 3 июня 2019 года его приговорили к трем годам лишения свободы, признав виновным в совершении преступления по части 2 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Судом установлено, что с 2013 по 2015 год мэр незаконно предоставлял в аренду земельные участки на территории нацпарка. Затем по акту приема-передачи Копылов передал землю в пользование строительной фирме, проводящей работы по реконструкции автодороги в Ольхонском районе. В январе 2016 года чиновник разрешил руководству компании незаконно добывать грунт на особо охраняемой территории. По данным на 2016 год, ущерб государству составил 29 миллионов рублей.

В январе 2016 года в отношении мэра Ольхонского района возбудили первое уголовное дело. Ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». А в апреле 2016 в отношении него возбудили еще два уголовных дела по той же статье. Бизнесмены и общественники не согласились с вынесенным решением и развернули в соцсетях кампанию.

24 сентября

В 15:30 во второй зал заседаний зашел судья Евгений Серебренников и его коллеги Владимир Жданов и Николай Кастрикин. Наконец, начинается слушание. Апелляция была заявлена на 10:30 в зале номер шесть, но так как адвокаты Сергея Копылова не могли присутствовать, суд разрешил отложить заседание на несколько часов.

Все три адвоката осужденного на месте – Николай Змановский, Сергей Бартель, Дмитрий Дмитриев, также сторона обвинения – прокурор Оксана Ушакова, прокурор Эхирит-Булагатского района Арзу Айдынович и представитель ФГБО «Заповедное Прибайкалье» Денис Елисеев. Сергей Копылов, находясь в СИЗО на Баррикад, участвует в суде по видеосвязи.

Перед оглашением апелляционной жалобы сторона защиты ходатайствует о разрешении представлять интересы Сергея Копылова депутату законодательного собрания Иркутской области Александру Битарову. Прокуратура – против. Суд отклоняет прошение, потому что у парламентария нет юридического образования, и он не сможет оказать грамотную помощь осужденному.

Затем судья дает слово Копылову. Осужденный начал свою речь с утверждения, что в его действиях никогда не было прямого умысла. Более того, он считает, что вред почве на участке, принадлежащему «Заповедному Прибайкалью», нанесла старая овцеводческая ферма, которая находилось в поселении Кутул. А территория не является нетронутой, ведь наличие былого поселения Кутул уже говорит о деятельности человека на этих землях.

«Я был уверен, что не нарушаю законодательство, а мэр Ольхонского района имеет право распоряжаться этой землей» — уверенно заявил он.

В зале раздаются аплодисменты. Судья немедленно реагирует:
– Уважаемые слушатели, просим вас соблюдать правила поведения на судебном заседании, вы не на представлении. Помните, что при несоблюдении норм поведения вы будете удалены из зала заседания.

Приставы грозно подходят ближе к сиденьям. Слушатели замолкают.

Адвокаты осужденного озвучивают свою позицию. По их словам, обозначенная территория нацпарка на момент размещения строительного городка и асфальтно-бетонного завода была лишь проектной и дорабатывалась. Из-за большого количества представленной информации судьям потребуется время для изучения материалов. Объявили перерыв на неделю.

Судьи удалились, защита и обвинение тоже молча покинули зал. А слушатели толпой вышли в центр и стали махать Сергею Копылову.

— Он вас все равно не видит – камера отключена, – попытался объяснить бесполезность их действий пристав.
— Сергей Николаевич, мы с вами! – продолжали его сторонники.

27 сентября

Слушания апелляции по делу Сергея Копылова в зале номер два продолжились. Николай Змановский ходатайствует о приобщении к материалам дела ряда вещественных доказательств. Адвокат предоставляет данные о семье осужденного, их финансовом положении, резолюцию митинга с просьбой аннулировать решение суда, собранные подписи, обращения законодательного собрания и характеристики Сергея Копылова. Приставы передают стороне обвинения, затем судьям папку внушительной толщины.

— Вы предлагаете звонить каждому по указанному номеру телефона, чтобы подписавшиеся подтвердили, что действительно подписали именно это ходатайство? – спрашивает у защиты судья Николай Кастрикин.

Слушатели возмущаются. В итоге большую часть документов суд отклоняет – не везде есть печати, подписи собраны без указания паспортных данных. По мнению суда, подлинность документов сомнительна. С этим согласилась и прокурор Оксана Ушакова.

Тем временем среди слушателей слышен женский шепот:
— Как ей не стыдно-то в глаза потом людям смотреть (имеет в виду прокурора Оксану Ушакову – Прим. Ред.)! Невиновного на три года садят.
— Это же просто ее работа, – раздается другой женский голос.
— Интересно, а если бы эту гражданочку осудили, за нее бы хоть кто-то вышел?
— А может крикнем: «Свободу Копылову!»?

На вопрос прокурора, почему документы о состоянии семьи осужденного защита не предоставила ранее, во время слушания дела судом первой инстанции, адвокат Николай Змановский отвечает:

— Эти доказательства нужны для смягчения приговора. В суде первой инстанции мы доказывали невиновность Сергея Копылова.

Адвокат подходит к судьям и разворачивает документы, показывает разницу в нанесении границ территорий нацпарка в разные годы. На вопросы суда прокурор отмечает, что не оспаривает былое существование поселения Кутул, на месте которого сейчас развалины, но все карты приобщили к делу.

Очередь обвинения. Оксана Ушакова, выступая с общей прокурорской позицией, представила скриншоты фрагмента карты территории нацпарка, который бывший мэр сдал в аренду. По словам прокурора Эхирит-Булагатского района Арзу Каримова, эти снимки из космоса опровергают невиновность Копылова: виден ущерб и примерная дата размещения асфальтобетонного завода — 2013 год. Защита ранее заявляла, что АБЗ появился в 2011 году.

Стороне защиты оказалось необходимо изучить новые материалы и обсудить дальнейшую стратегию с Сергеем Копыловым, а так как он находится в СИЗО, защита попросила коллегию судей перерыв до следующей недели. Ходатайство одобрили.

4 октября

10:00, коридор Иркутского областного суда. У зала заседаний снова аншлаг.

— Он же мерзнет там, холодно. Я звонила ему вчера, говорила надеть под рубашку свитер, видно-то не будет, – делится с собравшимися жена Сергея Копылова Наталья.

Приставы усмиряют шумящих посетителей в коридоре и запускают слушателей в зал. Как и в прошлый раз, не всем хватает места.

— Можете пройти в аудиторию номер три, там вам будет комфортнее, места больше и будет вестись трансляция, – рассказывает слушателям пристав.
— Нет, мы останемся тут, чтобы смотреть всем им в глаза, – заявляют присутствующие, обращаясь к стороне обвинения.

«Всем встать, суд идет», — объявляет секретарь. Заседание продолжается.

Представитель потерпевшей стороны Денис Елисеев ходатайствовал о приобщении к уголовному делу отчета «Заповедного Прибайкалья» об обследовании земель после рекультивации, проведенной на спорной территории. Сторона защиты выступила против, так как дата на документе – 3 июля, а суд первой инстанции закончился только 4 июля. Но суд согласился с прокуратурой.

Согласно документу, рекультивация оказалась недостаточной и не соответствовала стандартам. Затем коллегия судей задала уточняющие вопросы Сергею Копылову. Ходатайств у сторон не было. Начались прения.

Первым выступил Сергей Копылов, рассказав, что с 2012 года он был уверен: земли площадью 112 тысяч квадратных метров не находятся в федеральной собственности и являются не разграниченными, а у него есть возможность ими распоряжаться. Закончил свою речь фразой: «Преступление я не совершал». В зале — снова аплодисменты и грозные взгляды пристава.

Со стороны защиты в прениях выступил Николай Змановский и попросил возобновить судебное следование, так как ему предоставили некую новую карту, на которой видно, что у нацпарка указаны другие границы. Карта датируется 27 апреля 1989 года, автор – Госагропром РСФСР. Коллегия судей решает, что карта не вносит ничего существенно нового, а доказательств в деле достаточно.

Следующим со стороны защиты выступил Сергей Бартель. Он согласился со словами коллеги и добавил, что весьма странным является тот факт, что потерпевшим по факту является Российская Федерация (ведь ущерб нанесен природе), а представляет ее Денис Елисеев, у которого есть доверенность от руководства нацпарка.

Затем выступил третий адвокат осужденного Дмитрий Дмитриев, указав, что сам текст уголовного дела не соответствует нормам уголовно-процессуального права, содержит ошибки в формулировке вины Копылова. Он просит суд оправдать осужденного из-за абсурдности и несоответствии в изложении обвинения.

Очередь представителя потерпевшего – Елисеева: он объясняет, что в деле уже предоставлены документы, подтверждающие, что это земли национального парка, рекультивация этих земель не производилась. Прокурор Оксана Ушакова попросила время на ознакомление с делом.

«Я не готова к прениям сторон, так как сегодня адвокат Дмитриев представил аргументы, которые ранее не излагались. Прошу принять во внимание, что я лично не участвовала в суде первой инстанции. Поэтому я могу судить о том, что происходило, только исходя из протокола судебного заседания, представленном в письменном виде», — объяснила она.

Суд удовлетворяет ходатайство. В зале – возмущение. После заседания жена осужденного сообщила, что будет писать жалобу на Ушакову.

11 октября

Снова утро, снова коридор суда, снова толпа у зала номер два. На этот раз слушателей меньше – все помещаются в один зал. Прения продолжаются.

Прокурор Оксана Ушакова излагает около часа подлинность доказательств вины осужденного и соответствие текста уголовного дела нормам законодательства. По ее словам, Копылов знал, что нарушает закон, размещая строительный городок на территории нацпарка. Она доказывает, что один из основных доводов защиты – существование на спорном участке овцеводческой фермы до строительного городка, деятельность которой и нанесла ущерб почве – несостоятелен:

— Федеральный закон об ООПТ допускает расположение на территории национального парка населенного пункта и не исключает ведение хозяйственной деятельности, что само по себе невозможность такой деятельностью человека причинить территории значительный ущерб, –поясняет она.

Адвокаты напряженно слушают слова обвинения: Змановский перечитывает документы, Бартель подался вперед. Дмитриев листает дело осужденного, оставляя закладки. Наталья Копылова, сидя в первом ряду, нервно рисует на листе бумаги. Сам Копылов что-то пишет.

Защита использует свое право на реплику в полной мере. Каждый из адвокатов высказывается, вновь обращая внимание суда на несостоятельность обвинений.

— Гособвинение увлеклось доказыванием вины во чтобы то не стало, не обращая внимания на правду и очевидные доказательства, которые предоставляет защита, – заявил Сергей Бартель.

По его словам, существование поселения Кутул сторона обвинения признала только сейчас. А все обвинения носят синтетический характер и основаны на информации, появившейся уже после 2016 года.

— Даже с учетом характеристик прокуратура считает, что Сергей Копылов – личность общественно опасная, достойная возмездия. Но посмотрите на всех тех, кто присутствует сегодня, кто его поддерживает, приходя на митинги. Разве непонятно, что это не так?

Действительно после того, как суд Эхрит-Булагатского района огласил свое решение сторонники провели множество акций и митингов, выражая полное несогласие с приговором. На Ольхоне установили бюст Владимира Путина, чтобы привлечь его внимание к проблеме, активисты провели субботник на Байкале, 100 автомобилей сформировали надпись «Свободу Копылову», устроили автопробег и молебен – все в поддержку осужденного. А 30 сентября на стадионе Труд собралось около тысячи человек, многие приехали на митинг из Ольхонского района.

Сторона обвинения отказывается от права реплики. Сергею Копылову дали последнее слово.

Cергей Копылов:
— Уважаемый суд, я хочу сказать, что та поддержка населения, коллег, она в трудную минуту нашла воплощение и выразила оценку моей работе. Думаю, что вы видите это сами. Я всегда верил силе закона и верю. И вторую половину своей жизни хочу посвятить воспитанию своих детей, — завершил этим он свою речь. Наталья Копылова сняла очки, не глядя на говорящего, закрыла лицо руками. В зале – очередные аплодисменты слушателей. Суд удалился, а присутствующие, встав со своих мест, вышли в центр зала, чтобы попасть под видение камеры. Они снова машут Копылову, но на этот раз он их видит и в ответ сжимает руки, поднимая к голове.

«Молодец, не заплакала!» — подошел кто-то из них к Наталье.

Через 15 минут все вернулись в зал номер два. Решение суда первой инстанции оставили без изменения – три года колонии. Защита будет обжаловать это в суде следующей инстанции.

Ксения Хабибулина, IRK.ru

  • Кащщев Ульв 17 октября 2019 в 22:06

    «нанесла старая овцеводческая ферма, которая находилось в поселении Кутул» ржунимагу Свободу Копылову! Рады видеть всех овец )

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля