Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Будет ли вырубка лесов при расширении БАМ и Транссиба?

В июле 2020 года Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект о расширении Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Основная суть в том, что для проведения работ будет разрешена вырубка леса на Байкальской природной территории. Поднялась волна протестов — активисты заявили об угрозе озеру. ОАО «РЖД» организовало выезд СМИ на объекты, чтобы рассказать, какие работы планируется провести и насколько они повлияют на экосистему Байкала. Журналист IRK.ru принял участие в мероприятии.

В «майских» указал президент РФ Владимир Путин поставил задачу в 2024 году расширить магистральную инфраструктуру для развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». Для проведения работ на БАМе и Транссибе в федеральный закон об охране Байкала внесли поправку, допускающую рубки на землях лесного фонда. 31 июля правительство Иркутской области и ОАО «РЖД» договорились о сотрудничестве в деле сохранения прибайкальских лесов.

Объект №1: "Реконструкция первого, второго, третьего путей 5339-й километр пикет четвертый участка «Иркутск — Петровский Завод» ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»

Мы приехали на станцию Утулик в Слюдянском районе. Здесь находится один из объектов ВСЖД — мостовой переход, который предполагается включить в перечень для проведения работ.

Мостовой переход на станции Утулик, предлагаемый к реконструкции
Мостовой переход на станции Утулик, предлагаемый к реконструкции

Нас встретили начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» Вячеслав Здор, начальник отдела по подготовке строительства Татьяна Ломова и главный инженер проектов по реконструкции «Иркутскжелдорпроекта» Сергей Степанюк.

Перед разговором нам выдали сигнальные оранжевые жилеты — это необходимо для обеспечения правил безопасности вблизи железной дороги. А также одноразовые маски, так как в регионе продолжает действовать масочный режим при проведении любых общественных мероприятий.

Татьяна Ломова, начальник отдела по подготовке строительства, Вячеслав Здор, начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» и Сергей Степанюк, главный инженер проектов по реконструкции «Иркутскжелдорпроекта»
Татьяна Ломова, начальник отдела по подготовке строительства, Вячеслав Здор, начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД — филиала ОАО «РЖД» и Сергей Степанюк, главный инженер проектов по реконструкции «Иркутскжелдорпроекта»

Вячеслав Олегович рассказывает, что сегодня покажут несколько объектов, которые ОАО «РЖД» предлагает включить в перечень по модернизации БАМа и Транссиба. Всего их 108, но список пока не утвержден Правительством РФ. Каждый объект будет рассматриваться отдельно — это прописано в федеральном законе №254-ФЗ от 31 июля 2020 года. Перечень также согласуют с Минтрансом, Минприроды и другими заинтересованными ведомствами.

В рамках проведения работ на БАМе и Транссибе ранее между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД» был подписан план мероприятий. В нем подробно отражены дополнительные меры по охране окружающей среды в Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкальской природной территории (БПТ). В план включен пункт о подробном освещении работ — общественность должна быть в курсе всего процесса.

— Все объекты, которые находятся в Центральной экологической зоне, проходят и будут проходить государственную экологическую экспертизу. По данному объекту, — показывает Вячеслав Здор на мост, — подготовлена проектно-сметная документация, но еще не пройдена государственная экологическая экспертиза. Документы поданы.

Мостовому переходу в Утулике более ста лет. Более того, он не соответствует современным реалиям из-за ограниченной пропускной способности. Высота проезда под мостом составляет 2,9 метра, то есть, проезд крупногабаритного транспорта невозможен. Главный инженер Сергей Степанюк отметил, что объект строился в несколько этапов.

Сергей Степанюк отмечает, что мост из-за технического состояния требует реконструкции
Сергей Степанюк отмечает, что мост из-за технического состояния требует реконструкции

— В 1904 году был возведен мостовой переход по второму пути, в 1914 году — первому и третьему. В 1964 году по второму пути металлическую конструкцию заменили на железобетон, и в таком виде она находится теперь, — говорит Сергей Владимирович. — Сейчас из-за технического состояния мост требует реконструкции. Сквозь него не может проехать спецтехника, в том числе, пожарные машины или скорая помощь.

Вячеслав Здор добавляет, что администрация поставила условие: при проектировании предусмотреть проезд спецтехники.

— Проект предполагает строительство нового мостового перехода — он будет построен на другой оси со смещением в западную сторону на 27 метров, — продолжает Сергей Степанюк. — Будут установлены шумозащитные экраны с обоих сторон железнодорожных путей на протяжении 350 метров в обе стороны от моста. Предусмотрен сбор сточных и паводковых вод с фильтрацией. Затем их будут вывозить на очистные сооружения.

Один из участков леса, планируемый к расчистке
Один из участков леса, планируемый к расчистке

На основной вопрос — будет ли вырубка на данном объекте — Сергей Владимирович отвечает, что площадку строительства необходимо очистить от растительности в пределах полосы отвода. Ее ширина — 55 метров.

Полоса отвода железных дорог — земельные участки вблизи путей, а также занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, линий связи, устройств электроснабжения и других объектов железнодорожного транспорта.

И все же рубка неизбежна, если этот мостовой переход включат в список для проведения работ. В принятом плане мероприятий ОАО «РЖД» обязуется выполнить компенсационные посадки. Этот вопрос прорабатывается совместно с министерством лесного комплекса.

В федеральном законе любая вырубка деревьев называется сплошной, даже если планируется ликвидировать несколько насаждений.

Вячеслав Здор акцентирует, что перечень объектов пока не утвержден Правительством РФ
Вячеслав Здор акцентирует, что перечень объектов пока не утвержден Правительством РФ

— Вспомните, какой год ввода этого участка в эксплуатацию. Мы сейчас живем в 2020 году, нужно учитывать, какие у нас скорости, грузы, пассажиропоток. Изменения здесь необходимы, чтобы исключить чрезвычайные ситуации. С точки зрения бизнеса, решение о реконструкции правильное, но мы ратуем также и за экологию, — говорит Вячеслав Здор.

На вопрос, повлияет ли проведение работ на движение поездов, Сергей Владимирович отвечает, что реконструкция будет проводиться в «оконный» период. Закрыть движение нельзя. Всего срок на проведение всех мероприятий на этом участке — 12 месяцев.

Основная часть объектов — это мостовые переходы. Остальное — вставки, разъезды, укрепления, технические перевооружения.

— Когда будет утвержден перечень объектов? — спрашивает один из представителей СМИ у начальника центра охраны окружающей среды.

— Временные рамки подписания определить невозможно. Вообще он должен был быть уже подписан. Но в Иркутской области и Бурятии поднялась общественность, сроки сдвинулись.

Проходим под мостом. Он очень узкий — проехать под ним может только один автомобиль, асфальт старый, видны ямы. Сергей Степанюк отмечает, что в проекте также предусмотрена укладка нового покрытия и монтаж освещения. Татьяна Ломова добавляет, что, согласно нормам экологии, здесь также установят водоотводные лотки, очистные постройки и накопительную емкость. Сейчас этого всего нет.

Ширина полосы отвода — 55 метров, длина — вдоль всех путей
Ширина полосы отвода — 55 метров, длина — вдоль всех путей

— По каждому объекту будет проводиться государственная экологическая экспертиза — закон об охране Байкала никто не отменял, — вновь акцентирует эколог Вячеслав Олегович.

Он показывает на те участки, которые расчистят от лесных насаждений. «55 метров ширина полосы отвода в сторону Байкала, а длина — вдоль всех путей. В плане мероприятий конкретно указано, сколько таких участков, число гектаров, а также компенсационные посадки».

Объект №2: "Реконструкция моста первого пути на 5354-м километре пикет шестой участка «Иркутск — Петровский Завод» ВСЖД — филиала ОАО «РЖД»

Выдвигаемся на следующий объект, он, в отличие от предыдущего, находится в лесу. Здесь мост проложен через мелкую речку Малая Осиновка. Масштабного строительства тут не предполагается — только устройство подпорных стенок для укрепления русла. Лес тут не затронут — работы проведут без расчистки.

На втором объекте расчистка не предполагается
На втором объекте расчистка не предполагается

— Этот объект уже полностью имеет ПСД, прошел экологическую и техническую госэкспертизы. Он уже готов к выполнению работ, — рассказывает Вячеслав Здор. — Здесь тоже нет ни лотков, ни сплошного пролетного строения, ни очистных сооружений, а они должны быть. Проектом это все предусмотрено.

Главный инженер проектов Сергей Степанюк добавляет, что отличительная черта объекта в том, что реконструироваться он будет на существующем месте.

— Населенного пункта тут нет, поэтому шумозащитные экраны не требуются. По сути, планируются работы по организации подпорных стенок по укреплению русла со стороны первого пути, — отмечает Сергей Владимирович. — Проект согласовывали с Росрыболовством, поэтому предусмотрены компенсационные мероприятия по поголовью рыбного хозяйства.

В федеральном законе обозначен срок ввода в эксплуатацию объектов — 31 декабря 2024 года.

За работами на каждом объекте можно будет следить в онлайн-режиме — будут установлены системы видеонаблюдения. Также немаловажный факт: для оценки воздействия на окружающую среду организуют лабораторный инструментальный контроль.

***

В Тулуне состоялось подписание меморандума между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД». Врио губернатора региона Игорь Кобзев и глава железнодорожной компании Олег Белозёров договорились о проведении работ на БАМе и Транссибе с обязательным учетом мероприятий по лесовосстановлению, расчистке берегов Байкала, обустройству заказников для сохранения животного и растительного мира.

Дарья Васильева, IRK.ru
Фото автора

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля