Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Меня заставляли вернуть долг несуществующей сестры». Как уберечься от коллекторов

Для взыскания задолженностей чаще всего кредитные организации обращаются к коллекторским агентствам. О том, какими методами «выбивают» долги и как действовать, если вас преследуют кредиторы, — в материале IRK.ru.

В России первые коллекторские агентства появились в начале двухтысячных годов. К ним обращались разные организации, которым нужно было взыскать долги. Методы, которые применяли коллекторы, не регулировались законом, а потому в ход шло все — от ночных звонков с угрозами до личного посещения должников.

Сейчас подобного рода деятельность регулируется законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», а все коллекторские агентства обязательно должны быть внесены в реестр, который ведется на сайте ФССП и постоянно обновляется.

Всего в Иркутской области в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, находится пять компаний: ООО «Траст», ООО «Траст-Западная Сибирь», ООО «Управляющая компания Траст», ООО «Компания Траст», ООО «Центр Поддержки Бизнеса».

История Вячеслава

Первый раз мужчину стали преследовать коллекторы четыре года назад. Тогда ему позвонила неизвестная женщина и сообщила, что его бывший коллега, с которым он виделся последний раз более 10 лет назад, указал его номер телефона при оформлении кредита в конторе микрозаймов.

— Помню, тогда мне позвонили сначала из самой организации, в которой он брал кредит. Я объяснил, что человека такого знаю, но уже давно с ним не общался. Потом уже позвонили коллекторы — им сообщил все то же самое. И меня не беспокоили месяца два, — вспоминает мужчина. — А потом стали звонить каждый день.

Вячеславу звонили днем и ночью, практически каждый час с разных номеров.

— Когда начнете отдавать деньги? – спрашивали его сотрудники коллекторского агентства.

— Какие деньги? – удивлялся мужчина, пытаясь объяснить навязчивым собеседникам, что он не поддерживает общение с названным ими человеком и не понимает, почему должен возвращать его долг.

После того, как в его адрес стали поступать угрозы, что мужчина лишится своей квартиры, в которой он проживает вдвоем с сыном, Вячеслав обратился в управление судебных приставов. Он написал заявление, предоставил детализацию звонков, и через неделю его оставили в покое.

Вячеслав до сих пор не понимает, почему организации микрокредитования раздают деньги, не проверяя данные людей, которые к ним обращаются.

Спустя несколько лет ситуация повторилась: Вячеслава снова стали донимать коллекторы. Но на этот раз оказалось, что неизвестная ему женщина указала его рабочий номер в кредитной организации, заявив, что он является ее двоюродным братом.

— Мне каждый день звонили коллекторы. Каждый раз я им пояснял, что не знаю эту женщину. Но они настаивали на погашении ее задолженности. Как таковых угроз не поступало, но их звонки изрядно выматывали, я переживал, что повторится история прошлых лет и они перейдут к угрозам, — говорит Вячеслав.

Коллекторы звонили три раза в день. И каждый раз был примерно один и тот же диалог. Иногда были автодозвоны с требованием вернуть долг. Все номера — не нашего региона, как отмечает Вячеслав.

— У вас что, нет двоюродной сестры?

— Нет.

— Может, вы о ней просто забыли, подумайте хорошенько.

Коллекторы были настойчивы, давали понять, что звонки не прекратятся, пока он не оплатит долг неизвестной ему женщины. Тогда Вячеслав обратился к приставам. Он признается, что в таких ситуациях больше не за себя боишься, а за детей. После того, как он написал заявление на коллекторское агентство в службу судебных приставов, звонки прекратились.

Комментарий приставов: Специалистами отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности управления судебных приставов, проведена проверка. Установлено, что ООО МКК «Генезис Групп» нарушила требования федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ.

В результате Октябрьский районный суд Иркутска вынес решение о привлечении ООО «Генезис Групп» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.

История Марины

В конце 2018 года Марина взяла 20 тысяч рублей в организации микрозайма, однако не смогла вовремя погасить задолженность. Как рассказала женщина, у нее в тот год серьезно заболел ребенок, и она с ним дважды лежала в больнице. Все деньги, вспоминает она, уходили на лечение сына.

— Как только я поняла, что не смогу внести очередной платеж в шесть тысяч рублей, я обратилась в финансовую организацию и написала заявление на отсрочку погашения займа. Однако мне отказали, — вспоминает Марина.

Однажды, вспоминает женщина, к ней домой поздно вечером, когда она уже ложилась спать, пришел сотрудник микрофинансовой организации, в которой она оформила займ, некий Сергей М. Мужчина попросил открыть дверь, чтобы вручить ей уведомление о просрочке платежей. Марина открывать ему не стала и попросила бросить письмо в почтовый ящик.

После этого Марине стали приходить смс с оскорблениями: «Тварь», «Бичиха», «Мразь, отдай деньги» — такие сообщения она получала в течение нескольких дней. А затем последовали звонки с разных телефонных номеров с угрозами, в которых мужчина говорил, что «так или иначе выбьет с нее эти деньги».

— Но я и не отказывалась платить, вносила по одной, иногда по две тысячи рублей, — рассказывает женщина. — Но вместе с пенями долг возрос уже до 30 тысяч рублей, и с меня требовали, чтобы я заплатила всю сумму сразу. Я несколько раз еще ездила в кредитную организацию, просила их прекратить меня терроризировать, но все бесполезно.

Через некоторое время Марина узнала, что ждет ребенка. Беременность протекала сложно, женщина несколько раз лежала в больнице, поэтому и в 2019 году закрыть долг она так и не смогла. Устав от постоянных оскорблений и угроз, Марина написала заявление в полицию. Полицейские вызвали сотрудника МФО на допрос, а потом передали дело приставам.

Комментарий приставов: Установлено, что телефонные переговоры велись с абонентского номера, который не был выделен организацией для непосредственного общения с должником, что также нарушает требования Федерального закона № 230-ФЗ. Более того, сотрудник ООО МКК «ГоСотделение», зная, что иркутянка находится в положении, оказывал на нее психологическое давление и пытался воздействовать через третьих лиц.

В результате проведенной проверки микрокредитная организация привлечена к административной ответственности. Октябрьский районный суд Иркутска вынес решение о привлечении ООО МКК «ГоСотделение» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Что делать и как себя вести, если есть займы и просроченные обязательства?

Если вам звонят с требованием о погашении долга, обязательно уточните должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую ваш собеседник представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы, помните, что законодательство РФ не запрещает вам просить копии этих документов либо их фотографировать.

Если вам досаждает коллектор или сотрудник службы безопасности банка/микрокредитной организации, пишите заявление в службу судебных приставов. Если угрожают вашей жизни или здоровью — в полицию.

Запомните, сотрудники банков или МФО, а также коллекторских агентств не имеют права угрожать жизни и здоровью человека, шантажировать, портить имущество. Если это происходит, запишите вашу беседу на диктофон, предупредив собеседника, что разговор будет записан. Если звонят часто или в ночное время, фиксируйте время звонков. Пресекайте любые попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в полицию.

— При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Имейте в виду, что кредитор и тем более коллектор заинтересован в сохранении конструктивного общения с вами и, как правило, готов на различные «бонусы» для должника — реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество, — советует начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Иркутской области Римма Подкорытова.

Обязательно сохраняйте экземпляры всех документов, подписанные при оформлении кредита (займа) в банке или микрофинансовой организации в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Сохраняйте также все квитанции и расписки о погашении долга.

Согласно статье 8 Закона № 230-ФЗ, должник имеет право отказаться от какого-либо общения с кредитором или его представителем. Но для этого необходимо написать заявление, форма которого размещена на сайте ФССП России. Заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. После этого кредитор и коллектор сможет только отправлять должнику уведомления по месту жительства должника. Однако такое заявление можно направить только через четыре месяца после возникновения просрочки.

По закону специалистам по взысканию долгов разрешено звонить в рабочие дни с 8 до 22 часов, в выходные и праздники — с 9 до 20 часов.

Если вы не согласны с суммой долга, который с вас требуют, либо с самим фактом наличия задолженности, необходимо письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени, — коллекторному агентству. Согласно статье 10 Закона № 230-ФЗ, вы должны получить исчерпывающие ответы, касающиеся просроченной задолженности и ее взыскания.

— Ответ предоставляется в течение 30 дней с даты получения обращения должника. Вся информация предоставляется должнику на безвозмездной основе, — поясняет Римма Подкорытова.

Если вы не согласны с требованиями кредитной организации, следует обратиться в суд. Ответчиком в исковом заявлении укажите организацию, в пользу которой осуществляется взыскание задолженности.

***

Как сообщили журналисту IRK.ru в управлении судебных приставов по Иркутской области, за 11 месяцев 2020 года от жителей области поступила 581 жалоба на деятельность микрофинансовых организаций (за 11 месяцев 2019 года — 875). Кроме того, люди пожаловались «на действия неустановленных лиц», а также сотрудников «Росденьги», «Деньги в Руки», «Деньги Гарант».

С начала года управлением возбуждено 93 административных расследования, из них 27 — в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, 66 — в отношении микрофинансовых организаций (за 11 месяцев 2019 года — 149). По результатам расследований составлено 21 дело об административных правонарушениях. С января по ноябрь 2020 года судами рассмотрено 23 дела об административном правонарушении по статье 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» с назначением штрафов на общую сумму 595 тысяч рублей.

Анастасия Маркова, IRK.ru

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Мухамбек Рахманов 17 января 2021 в 20:58

    Мой первый комментарий!

    Когда за хамское поведение коллекторов будет списываться долг, сперва часть, при повторении - полностью, в коллекторские организации будут брать людей с исключительно филологическим образованием. Странно что кандидаты в президенты как-то обходят это в своих предвыборных программах).

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля