Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В Мегете жильцов принудительно выселяют из дома, признанного аварийным без экспертизы

В редакцию IRK.ru обратились жильцы дома №7 по улице Детсадовская в поселке Мегет. Люди рассказали, что их дом признали аварийным и через суд пытаются выселить из квартир. Собственники уверены: здание находится в хорошем состоянии в отличие от других домов в поселке. Журналист встретилась с обеспокоенными жильцами.

Большую часть поселка Мегет Ангарского городского округа (АГО) занимает частный сектор. Кроме него, есть панельные пятиэтажки, каменные «сталинки», а также кирпичные дома, которые построили в 1970-х годах. Один из таких домов №7 по улице Детсадовская возвели в 1975 году. Жилье в нем получили специалисты госорганизации «Экспедиция», среди которых — геолог Михаил Григорьевич Юрченко. Сейчас мужчине 72 года, и ему, как и другим жильцам, приходится через суд отстаивать свое право жить в этом доме.

Дом №7 по улице Детсадовская возвели в 1975 году
Дом №7 по улице Детсадовская возвели в 1975 году

Михаил Григорьевич вспоминает, что получил здесь квартиру, которая находится на первом этаже первого подъезда, в 1983 году – сразу после рождения третьего ребенка. До этого он с семьей жил на площади всего в несколько квадратных метров — в двухэтажном деревянном доме. Через пять лет после переезда здание передали в муниципальную собственность Мегетского муниципального образования, и жильцы смогли оформить квартиры в собственность. «Мы организовали ТСЖ „Экспедиция“ и сами следим за порядком в доме с тех пор. Я вхожу в правление товарищества», — говорит мужчина.

Поселок Мегет был образован в 1937 году. Когда-то здесь располагалась основная база геологоразведки СССР: геологи со всей страны приезжали в поселок для работы в «Экспедиции». Поселок в 70-х годах активно строился, однако вместе с распадом Советского Союза прекратила работу и государственная системная геологоразведка. Многим геологам пришлось осваивать новые профессии, десятки семей уехали из Мегета.wikipedia

По словам Михаила Григорьевича, с момента постройки дома, то есть в течение более чем 40 лет, в нем не проводились капитальные ремонты — только косметические. В 2011 году собственникам удалось добиться капитального ремонта крыши. А после образования Фонда капитального строительства здание включили в программу на 2024 год.

Михаил Григорьевич Юрченко
Михаил Григорьевич Юрченко

Однажды, в 2012 году, вспоминает Михаил Григорьевич, он услышал стук под окном. Выглянул — а там несколько человек долбят перфоратором стены и фундамент. Работники пояснили обеспокоенному мужчине, что их направили провести обследование дома из-за трещины, которая образовалась на фасаде более двадцати лет назад.

Как пояснил Михаил Григорьевич, трещина образовалась еще в 80-х годах, когда решили к жилому дому пристроить магазин. Ранней весной, вспоминает он, когда еще лежал снег, вырыли котлован, снег растаял, затопил яму, а потом опять ударили морозы, и вся вода застыла. Из-за этого, скорее всего, образовалось давление на фундамент жилого здания и пошлы трещины: одна – по фасаду на уровне первого этажа, в квартире Михаила Юрченко, вторая — во втором подъезде, между 4 и 5 этажом.

— Вот эти работники расковыряли фундамент, подолбили стены, потом все так бросили и ушли. Нам даже пришлось тогда все отмостки восстанавливать самостоятельно, заделывать дыры в стенах, которые они сделали, — вспоминает Михаил Григорьевич.

Жильцы регулярно наблюдают за состоянием трещин, и их размер не изменился за последние десять лет

Жильцы регулярно наблюдают за состоянием трещин, и их размер не изменился за последние десять лет

А спустя несколько лет, в 2018 году, жильцы узнали, что их дом признали аварийным. Мужчина начал спешно собирать документы, чтобы выяснить, на каком основании дом хотят снести. Оказалось, что в 2013 году межведомственная комиссия АГО подготовила заключение на основании акта обследования от 2012 года. В документе, который удалось получить по запросу, сказано: между осями 4 и 5 находится трещина недопустимого состояния, которая с каждым годом увеличивается, а значит, дом нуждается в реконструкции. Однако реконструкцию, как пояснили в администрации Михаилу Григорьевичу, провести будет сложно, проще и дешевле дом снести, а людей расселить.

Собственники исправно платили взносы в течение нескольких лет, пока не перестали приходить платежки — тогда-то жильцы и узнали, что дом включен в перечень аварийного жилья и подлежит сносу.

Но Михаил Юрченко уверен: нельзя делать выводы об аварийности здания, основываясь только на визуальном осмотре трещин, необходимо провести их мониторинг с установкой маячков, которые дают возможность точно зафиксировать все происходящие изменения (это устройство, которое позволяет установить факт расширения трещины, а также отследить динамику процесса). Тем более, фундамент здания, поясняет Михаил Григорьевич, как и несущие конструкции строения, согласно акту обследования, находятся в исправном состоянии.

По словам жильцов, трещины на фасаде образовались еще в 80-х годах, когда решили к жилому дому пристроить магазин
По словам жильцов, трещины на фасаде образовались еще в 80-х годах, когда решили к жилому дому пристроить магазин

По словам Михаила Григорьевича, жильцы регулярно наблюдают за состоянием трещин, и их размер не изменился за последние десять лет. Мужчина замеряет трещину возле своего окна и делает фотографии.

— Она как была, так и остается шесть миллиметров шириной. В акте записано, что трещина сквозная, но это не так, ее глубина составляет 4,5 сантиметра. По сути, это лопнул внешний кирпич, так как толщина стен дома — 68 сантиметров. Плиты перекрытия шестиметровые лежат на этих стенах, и нет при этом никаких подвижек, — поясняет он.

Дом, по словам Михаила Григорьевича, находится в хорошем состоянии: квартиры теплые, подвал сухой, косметический ремонт в подъездах делают каждый год

Дом, по словам Михаила Григорьевича, находится в хорошем состоянии: квартиры теплые, подвал сухой, косметический ремонт в подъездах делают каждый год

Михаил Григорьевич говорит, что дом находится в хорошем состоянии: квартиры теплые, подвал сухой. Более того, здание построено по проекту 60-х годов с учетом высокой сейсмической опасности.

— Поселок Мегет расположен на террасе реки Ангара, основание которой — это песчано-галечная смесь. Иркутская ГЭС построена на прочном фундаменте из этой смеси, она до сих пор стоит – и будет стоять еще долго. Мы пережили землетрясение 2008 года, когда в Култуке трубы падали, несколько недавних, и никаких изменений в доме не произошло. 10 января мы обошли подъезды, осмотрели с председателем ТСЖ квартиры, никаких новых трещин не нашли, — отмечает он.

Согласно акту обследования, фундамент здания, как и несущие конструкции, находятся в исправном состоянии
Согласно акту обследования, фундамент здания, как и несущие конструкции, находятся в исправном состоянии

Мужчина недоумевает, почему решили снести и расселить именно их дом, в то время как в Мегете много деревянных бараков, жильцы которых ждут расселения. «Дом, в котором я раньше жил на Детсадовской, 4, находится в ужасном состоянии, здания в районе хлебной базы разрушаются на глазах, но их никто не трогает», — рассказывает Михаил Юрченко.

По словам Михаила Григорьевича, средний возраст жильцов дома — 70 лет. Это бывшие геологи, которые всю жизнь прожили в поселке, и не всем в случае выселения будет под силу переезд.

— Например, в доме живет 98-летняя бабушка, она не ходит, передвигается только на коляске, за ней ухаживает ее дочка 1947 года рождения. Ну куда они поедут?! У них хорошее жилье на четвертом этаже. На третьем живет Олег Иванович, бывший главный геофизик «Экспедиции», ему 92 года. А недавно ко мне подошла одна из соседок, ей тоже уже под 80 лет, и говорит: «Что же теперь делать, повешаться, что ли? Ведь мне некуда деваться». Большинство из нас в поселке прожили всю свою жизнь, и мы не хотим уезжать.

В Мегете много деревянных бараков, жильцы которых ждут расселения, например, дом на Детсадовской, 4

В Мегете много деревянных бараков, жильцы которых ждут расселения, например, дом на Детсадовской, 4

После разговора с Михаилом Григорьевичем я иду в квартиру Любови Яковлевны Савельевой. Именно на уровне ее балкона по кирпичному фасаду проходит еще одна трещина, о которой идет речь в заключении межведомственной комиссии. Любовь Яковлевна в 1976 году переехала из Казахстана в поселок вслед за мужем-геофизиком, который умер более десяти лет назад, и сейчас она живет здесь одна.

Вместе мы выходим на балкон. Действительно, трещина есть, она проходит между 4 и 5 этажом. Вот только, по словам женщины, для ее осмотра к ней никто в квартиру не приходил, трещину не измеряли. «Трещины есть с внешней стороны здания, — поясняет она, — и внутри — по углу идет. Но они не сквозные и находятся в неизменном состоянии уже много лет».

Любовь Яковлевна Савельева
Любовь Яковлевна Савельева

— В 2013 году я сделала в квартире ремонт. Заштукатурила угол, проложила серпянку, еще раз заштукатурила, обработала грунтовкой и оклеила стены обоями. Трещина внутри квартиры больше не появлялась, — рассказывает она.

Любовь Яковлевна Савельева: «В акте от 2012 года, на основании которого признали дом аварийным, нет даже информации о том, кто проводил обследование трещин».

По словам женщины, в июне 2020 года на предвыборной встрече с жителями Мегета мэр АГО Сергей Петров пообещал жильцам дома на Детсадовской, 7 предоставить квартиры в новом доме, который построят здесь же, в поселке. Как вспоминает жительница, все обрадовались такому решению. Но затем появилась информация, что строить для них дом будут в Ангарске. А в октябре 2020 года люди узнали от специалистов ангарского КУМИ, которые прошлись по квартирам, что им полагается денежная компенсация, равная среднерыночной стоимости жилья в Мегете. «Нам тогда заявили, что если мы не подпишем соглашение, нас все равно по суду выселят, а если надо, то и ОМОН привлекут», — вспоминает Любовь Яковлевна.

Внутри квартиры после ремонта трещина больше не появлялась
Внутри квартиры после ремонта трещина больше не появлялась

Но в Мегете нет новых домов, и людям придется покупать квартиры в зданиях, которые были построены в том же 1975 году, а то и раньше. Большинство из них переезжать в Ангарск или Иркутск не хотят, ведь они всю жизнь прожили в поселке, да и купить равнозначное по площади жилье за деньги, которые предлагают в качестве компенсации, в других городах они вряд ли смогут.

— Мне, к примеру, за мою трехкомнатную квартиру предложили 2,6 миллиона рублей. В Иркутске или даже Ангарске в новостройке квартиру такой же площади я не куплю, только меньше, если с ремонтом. Получается, мне надо приобретать жилье в поселке в таком же доме, а то и хуже, который также через несколько лет признают аварийным. Так я и не хочу уезжать из Мегета — это моя вторая Родина. В нашем доме 58 квартир. Даже если предположить, что жильцы согласятся на компенсацию, все не смогут здесь купить квартиры: нет в продаже столько площадей. Да и многие не смогут переехать: моей соседке, например, 93 года, за стеной живет Володя, он ходит с палочкой, еле переставляет ноги, на третьем этаже живет 92-летний пенсионер с женой-инвалидом. Это издевательство над людьми.

Трещина проходит между 4 и 5 этажом по фасаду здания
Трещина проходит между 4 и 5 этажом по фасаду здания

Любовь Яковлевна вспоминает: в середине октября 2020 года собственники по почте получили уведомления со ссылкой на часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о том, что до 23 ноября они должны освободить квартиры и «принять меры к сносу дома». «Мы что, с кувалдами должны были разгромить наши собственные квартиры и съехать на улицу?» — возмущенно рассказывает женщина.

Жильцы написали жалобу в прокуратуру, потом в жилищную инспекцию, обратились к президенту РФ Владимиру Путину и губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Но везде получили один ответ — все законно и без нарушений. Тогда Михаил Юрченко обратился в суд с требованием признать заключение межведомственной комиссии от 2013 года незаконным. Заседание назначили на 26 января 2021 года.

1 декабря жильцы получили ответ и от администрации Ангарского городского округа. В документе за подписью заместителя мэра А. С. Сафронова говорится, что 13 июня 2018 года было издано постановление о признании дома №7 по улице Детсадовская аварийным и подлежащим реконструкции до 31 декабря 2025 года за счет средств собственников квартир на основании заключения межведомственной комиссии от 21.03.2013 года.

Средний возраст жильцов дома на Детсадовской, 7 — 70 лет. Это бывшие геологи, которые всю жизнь прожили в поселке, и не всем в случае выселения будет под силу переезд
Средний возраст жильцов дома на Детсадовской, 7 — 70 лет. Это бывшие геологи, которые всю жизнь прожили в поселке, и не всем в случае выселения будет под силу переезд

«Однако понимая, что собственниками не будет выполнена реконструкция, было принято решение о включении многоквартирного дома по улице Детсадовская, 7 в региональную программу „Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах“. На основании этого мероприятия по расселению и сносу указанного многоквартирного дома планируются к выполнению в срок не позднее 2022 года».

23 декабря собственники по почте получили соглашения на получение денежной компенсации за жилье (дата отправки письма — 20 декабря), а уже 24 декабря — извещения о выселении на основе постановления о принудительном изъятии земельного участка и жилых помещений от 14 декабря. Тогда собственники обратились в суд со встречным иском, требуя признать недействительным постановление КУМИ Ангарска об изъятии земельных участков путем выкупа для муниципальных нужд. 15 января состоялся суд по трем собственникам, среди которых был и Михаил Юрченко. Суд удовлетворил иск жильцов, признав действия КУМИ незаконными.

***

Но на этом жильцы не собираются останавливаться, они и дальше будут отстаивать свое право жить в доме на Детсадовской, 7. Однако, поясняют они, если здание представляет опасность, как уверяет ангарская администрация, то необходимо провести полное инструментальное обследование дома, а не визуальный осмотр трещин. А без этого выселять людей на улицу, которые более 40 лет прожили здесь, — преступление.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото автора

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Пётр 26 января 2021 в 13:44

    так выселение то есть переселение из аварийного дома законное или нет?? ..и что мутить ни о чем

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля