Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«День сурка»: как не оказаться обманутым мошенниками дважды

Случаями с мошенничеством, когда преступники дистанционно присваивают себе чужие деньги, уже никого не удивишь. В сводках практически каждый день появляются рассказы о потерявших денежные средства жителях региона. Но иногда случается и так, что одних и тех же людей обманывают дважды.

Как сообщили в МВД, в Братске местный житель с 2019 года занимался инвестированием в некий онлайн-проект. Мужчина регулярно перечислял деньги и в какой-то момент решил вывести свою прибыль – около 10 тысяч долларов. Долгое время он тщетно пытался получить деньги, но в итоге понял, что с самого начала сотрудничал с мошенниками.

Мужчина снова обратился во всемирную сеть, где нашел некую самарскую компанию, которая в своей рекламе обещала помощь в решении подобных вопросов. Процедура «возврата» средств длилась несколько месяцев, после чего ему сообщили, что его деньги хранятся в одном из азиатских банков, но для их вывода требуется оплатить комиссию и страховку. Эта сумма составляла ровно половину возвращаемой прибыли. Таких денег у братчанина не было, но, уже отчаявшись, мужчина рискнул, взял кредит и перечислил деньги. Выяснилось, что и этих средств недостаточно. Он понял, что его снова обманули. Неужели людей не учит жизнь или преступники стали настолько хитрыми и продвинутыми? Попытаемся разобраться в этом вместе с управляющим Отделением Иркутск Банка России Игорем Коржуком.

Игорь Дмитриевич, как же происходит, что люди, уже потеряв однажды деньги, вновь становятся жертвами мошенников?
— Многие просто верят в ту историю о воронке и снаряде. Мол, дважды меня уже не обманут. И, конечно, люди очень хотят верить в то, что нашлись те, кто действительно поможет вернуть деньги. Но в реальности снова попадаются в сети мошенников. Предположим, что вы уже в числе пострадавших, потеряли свои средства, проявив невнимательность и поверив преступникам. Например, связались с продавцом несуществующего товара, доверили деньги лжеброкерам или вас убедили, что если не назовете данные карты в телефонном разговоре, то потеряете деньги. Но именно это и произошло, когда вы раскрыли конфиденциальную информацию мошенникам. Так вот некоторые после произошедшего пытаются вернуть свои деньги с помощью каких-либо компаний и таким образом сами же находят в сети мошенников. А кому-то злоумышленники позвонят сами, уже зная о случившемся, и предложат свою «помощь».

Игорь Коржук
Игорь Коржук

А как понять, что это мошенники?
— Если вы уже пострадали от действий мошенников, то нужно обращаться в полицию, а не искать «специалистов по возврату денег» в сети. При поиске таких «интернет-помощников» вы найдете огромное количество яркой и достаточно агрессивной рекламы вроде «Обманули мошенники? Поможем!» или «Незаконно списали деньги? Вернем!». Скорее всего, они окажутся на деле такими же злоумышленниками, общение с которыми однажды для вас уже закончилось потерей средств. Конечно, они будут создавать видимость работы и того, что действительно хотят помочь, но главной целью все же будут деньги. Так, например, может выясниться, что для возврата нужна оплата услуг юриста, комиссии за переводы денег или какая-либо выдуманная страховка. Реальной помощи не будет и вы снова потеряете деньги.

Многие получают сообщения: «Вам положена компенсация» или «Перейдите по ссылке для возврата денежных средств». Это тоже мошенники?
— Злоумышленники используют массовую рассылку. В этом случае высокая вероятность того, что сообщение дойдет до нужного адресата. Человек ведь действительно может предположить, что кто-то вспомнил о его деньгах и решил помочь. Но после перехода по ссылкам и звонков на указанные номера компенсации никто не получит. Вам, как я уже говорил, предложат оплатить какую-нибудь комиссию или страховку под предлогом возврата средств.

Насколько высока вероятность того, что человека обманут во второй раз?
— Здесь все зависит от человека. Степень доверчивости некоторых настолько высока, что они позволяют мошенникам «водить их за нос» по несколько дней. Например, вчера по сценарию на него пытались оформить кредит, а «доброжелатели» по телефону помогли ему избежать этого. Сегодня его деньги переводят на «безопасный» счет, а завтра, если верить телефонному собеседнику, все средства с компенсацией вернутся ему на карту. Так у человека и наступает «День сурка», как в известной комедии. Каждый день он просыпается в надежде вернуть свои деньги, но на деле только переводит их мошенникам. При этом злоумышленники звонят с разных телефонов, постоянно требуют пароли из смс и данные карт, просят выполнять все операции как можно быстрее, чтобы не дать человеку прийти в себя.

А как сами мошенники находят потенциальных жертв? Выходит, что у них есть персональные данные?
— Получить к ним доступ мошенники могут разными способами. Но нужно помнить, что часто люди сами оставляют свои персональные данные в сети и не придают этому значения. Возьмем простой пример – социальные сети. Добыть данные из них для мошенника не составит труда, пролистав ленту. Многие сегодня ведут свои аккаунты, раскрывая подробности личной жизни. Некоторые даже делают фото нового паспорта или карты, сообщают об утере карты, пишут о том, что пострадали от действий мошенников и вступают в соответствующие группы. Добавьте сюда распространенные онлайн-игры, акции, тесты, конкурсы, где обещают призы, а при этом просят указать ваши данные. Нужно внимательно относиться к тому, где и зачем вы оставляете информацию о себе в сети.

Получается, что частично мы можем защитить себя сами, верно?
— Конечно, достаточно помнить несколько простых правил. Пользуйтесь надежными паролями на всех устройствах, никому не передавайте свои платежные карты и контролируйте все операции по ним. Это можно сделать, подключив смс или пуш-уведомления в мобильном банке. Вводите данные карт только на страницах официальных магазинов и платежных систем. Нужно внимательно следить и за электронной почтой, куда могут приходить письма с подозрительными ссылками. А все проверенные сайты сохраняйте в закладках – это обезопасит вас от «фишинговых» ресурсов, имитирующих популярные площадки и крадущие персональные данные. Иначе впоследствии их могут использовать для звонков и сообщений.

Даже минимальной информации для начала разговора с потенциальной жертвой мошенникам вполне хватает. От дистанционной кражи вы можете защитить себя сами и уж тем более не поверить мошенникам во второй раз.

По материалам пресс-службы Отделения Иркутск Банка России

По материалам пресс-службы Отделения Иркутск Банка России

  • delumv 4 февраля 2021 в 11:48

    А если банки названивают на свеженький номерс предложением кредита на развитие бизнеса в аккурат после подачи бумаг в гос.органы - это на кого заявление подавать? На государство?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля