Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Следователь рассказал о крупных происшествиях на транспорте за 10 лет

Журналист IRK.ru поговорила с руководителем отдела по расследованию особо важных дел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Алексеем Матвеевым о расследовании громких происшествий за последние 10 лет. Специалист рассказал, как для установления обстоятельств авиакатастрофы пришлось спиливать деревья, а также, что отличает работу следователя от других профессий.

Следственное управление на транспорте было образовано в 2007 году. В то время Следственный комитет был подразделением прокуратуры, а в 2011 году выделился в отдельное ведомство. Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте расследует преступления на территории пяти субъектов: Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Амурская область и Забайкальский край.

Алексей Матвеев. Фото Маргариты Романовой
Алексей Матвеев. Фото Маргариты Романовой

Катастрофы и аварии с вертолетами и самолетами, сходы подвижного состава, коррупционные преступления и контрабанда, травматизм и гибель на железной дороге, происшествия на водном транспорте — задача следователей установить все обстоятельства и причину случившегося, а также определить виновных лиц.

Авиакатастрофы

Современные реалии таковы, что в 95% случаев самолеты и вертолеты падают из-за ошибки пилота. Срабатывает человеческий фактор: не рассчитал высоту, совершил маневр и не смог справиться с управлением, не учел неблагоприятные погодные условия (снег, туман).

В 2018 году в Казачинско-Ленском районе потерпел крушение вертолет Ми-8 авиакомпании «Ангара». Экипаж полетел людей забирать, а там туман. Нет, чтобы развернуться, они на свой страх и риск продолжили полет и в результате столкнулись с горой. Погибли три человека.

Крушение вертолета Ми-8 в Казачинско-Ленском районе
Крушение вертолета Ми-8 в Казачинско-Ленском районе

Авиакомпания выделила нам вертолет, и мы вылетели на место. Местность там сложная, много склонов и холмов. Приземлились в километре от рухнувшего вертолета, дальше шли пешком. Пришлось самим сооружать носилки и выносить погибших, чтобы доставить их в медицинские учреждения и передать родственникам для захоронения.

В 2016 году Ил-76, который тушил пожары в Качугском районе, столкнулся с горой. Сначала искали долго, когда нашли, добраться до места было сложно. Вертолет смог приземлиться в лесу — на островке посреди небольшой реки. Несколько километров пришлось идти в гору. Лес вокруг горел, стояло сильное задымление. На месте работали четыре криминалиста и два следователя.

Когда проводишь осмотр места происшествия, сначала необходимо установить первое касание самолета и впоследствии траекторию падения. Данные передаются в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) для расследования авиакатастрофы. Допрашиваются сотрудники метеослужбы и службы контроля аэропорта, диспетчеры, представители авиакомпании — большое количество людей.

Ил-76 столкнулся с горой при тушении лесных пожаров в Качугском районе
Ил-76 столкнулся с горой при тушении лесных пожаров в Качугском районе

При падении Ил-76 зацеплялся за деревья. Для того чтобы установить высоту и понять траекторию его падения, мы их спиливали и измеряли. Затем искали средства объективного контроля, черные ящики и приборы — высотомер, указатели топлива и оборотов каждого из двигателей. Самолет полностью развалился на части, его обломки разбросало на три километра, что осложняло поиски.

Показатели на приборах устроены так, что показывают значения, которые были в момент столкновения самолета с землей. По ним сразу можно определить, какая была высота, в каком режиме работали двигатели, какой был уровень топлива, скорость, что очень важно. В небольших вертолетах меньше средств объективного контроля. Там надо зафиксировать положение рычагов управления вертолетом, положение педали, чтобы понять, как он летел.

Главное, что мы должны установить, — причину авиакатастрофы.

В случае с Ил-76 причиной происшествия стала ошибка пилотирования. Пилот не рассчитал высоту, из-за задымления не увидел склон, проигнорировал сигнал предупреждения о сближении с землей. В результате катастрофы погибли девять человек.

Еще одно крупное происшествие случилось в конце 2013 года. Транспортный самолет Ан-12, принадлежавший иркутскому авиазаводу, возвращался с грузом из Новосибирска и при заходе на посадку упал в районе воинской части во Втором Иркутске. Погибли 9 человек: трое рабочих, сопровождавших груз, и шесть членов экипажа.

Причиной крушения опять же стал человеческий фактор. Диспетчер неправильно передавал командиру воздушного судна высоту посадки. Сам командир не видел из-за тумана взлетно-посадочную полосу, садился по приборам и указаниям диспетчера. На самом деле, самолет летел ниже, чем было задано, задел деревья и 700 метров не долетел до взлетно-посадочной полосы, упав на здание и технику военной части. Начальник диспетчеров и посадочный диспетчер были осуждены на шесть лет лишения свободы каждый.

В 2013 году при подрыве льда в Катангском районе взорвался вертолет МЧС. На борту находились трое членов экипажа и шесть спасателей — все погибли. МЧС нам тогда предоставило катера на воздушных подушках. Работа велась в районе подтоплений, южнее Ербогачёна.

На месте собирали фрагменты тел, какие удалось найти после взрыва. Отдельно проводили работу с родственниками погибших, у них брали образцы для проведения генетических экспертиз. В результате все лица, которые находились на борту, были установлены.

Нередко происходят происшествия с частными бортами. Люди покупают себе небольшие самолеты или вертолеты и начинают летать. Конечно, здесь сказывается неопытность пилотов. Хотя бывает и наоборот. В декабре 2017 года в Братске под лед провалился частный вертолет с местным предпринимателем на борту. Пилот был военным летчиком, летал достаточно длительное время. Вертолет вытащили из воды вместе с ним, а предпринимателя так и не нашли.

У нас в работе бывают и курьезные случаи. В 2017 году на Ольхоне частный легкомоторный прогулочный самолет совершил жесткую посадку на воду. Когда начали выяснять, оказалось, что у пилота нет никаких документов: ни действующего свидетельства пилота, ни медицинской справки, подтверждающей, что он может летать. На борту помимо пилота находились трое пассажиров, двое из них получили серьезные травмы. Просто чудом никто не погиб.

Пилот — самоучка, кто-то его научил, вот он и летал. Ему тогда выписали штраф. Он нам клялся, что летать больше не будет. Однако уже летом 2018 года с ним опять произошло транспортное происшествие. На этот раз без пассажиров, но пилот тот же. Оба самолета не ему принадлежали, взял у знакомых. На самолете-амфибии он разгонялся и из-за высокой волны отвалился поплавок. В итоге утопил его, а сам быстро выбрался. После того случая снова пообещал нам, что не будет летать. Два года уже прошло, пока тишина.

В июле 2020 года в Бурятии пропал Ан-2 авиакомпании «Феникс». На борту находилось шесть человек. Перед вылетом экипаж не сообщил службе организации воздушного движения маршрут, что затрудняет поиски. У них было достаточно топлива, они могли отклониться от маршрута, полететь в другую сторону, но куда именно неизвестно.

Сначала сделали упор на Бурятию, там горы, видно все, но не нашли. Ближе к Иркутской области тайга, если самолет ушел в деревья, его достаточно сложно увидеть с воздуха. Собрать наземные пешие группы и обыскать такой участок местности невозможно, потому что есть непроходимые места.

К поискам привлекали большое количество лиц, организаций, задействовали квадроциклы, автотехнику. Добровольцы «Лизы Алерт» давали специальный дрон с радиусом полета 160 километров. Всю высокотехнологичную технику, которая есть, задействовали. Мы занимались координацией поисковых работ, взаимодействовали со специалистами в различных сферах.

Поиски Ан-2 будут продолжены весной, когда сойдет снег.

Поиски были приостановлены, потому что выпал снег в горах, проводить их сейчас невозможно. Мы понимаем родственников. Будем искать до тех пор, пока не найдем — по-другому никак. Уголовное дело находится в производстве, оно не будет закрыто до тех пор, пока мы не найдем экипаж и не установим причину происшествия.

Ан-2 пропал в Бурятии в июле 2020 года. Самолет и экипаж пока не найдены
Ан-2 пропал в Бурятии в июле 2020 года. Самолет и экипаж пока не найдены

Мы запросили снимки со спутника, проанализируем их, но есть ряд нюансов. Во-первых, спутники над нами фотографируют в первой половине дня. Во-вторых, должны быть определенные погодные условия, если есть тучи, облачность, то ничего не видно.

Происшествия на железной дороге

В конце января 2020 года на станции Мегет с рельсов сошли 30 грузовых вагонов с углем. Сходы подвижного состава обычно происходят по двум причинам. Вес грузового поезда очень большой, что приводит к излому боковых рам, либо к деформации или повреждению железнодорожного пути. Пассажирские поезда гораздо легче, поэтому не причиняют особого ущерба путям, боковые рамы у них не ломаются.

Произошедшее в Мегете интересно тем, что под сход запросто мог попасть пассажирский поезд. Там ремонтировали стрелку и неправильно ее собрали. У диспетчера сработал показатель, что стрелка закрыта, на самом деле, она не до конца дошла. Если бы в это время там проходил пассажирский поезд, он бы также сошел. Технику можно восстановить или списать, а человеческие жизни уже нельзя было бы вернуть.

Сход вагонов в Мегете произошел из-за того, что электромеханики неправильно собрали стрелку
Сход вагонов в Мегете произошел из-за того, что электромеханики неправильно собрали стрелку

Доказана вина электромехаников. Мы сейчас направляем дело в суд, чтобы привлечь их к уголовной ответственности. Им грозит до двух лет лишения свободы за преступление, совершенное по неосторожности.

Еще один крупный сход вагонов произошел в январе 2018 года на перегоне Делюр-Тыреть возле станции Зима. Там тоже сошло около 30 вагонов с углем. Точную причину пока не установили, но, скорее всего, случился излом рельса. Чаще происходят мелкие сходы, 1-2 вагона, они не переворачиваются, соскакивают с рельс и их ставят обратно.

Самые распространенные происшествия на железной дороге — травматизм и гибель граждан. В год регистрируем 130-150 случаев по пяти субъектам, в Иркутской области наибольшее количество — 70. Ежегодно травмы получают, в среднем, 10 подростков.

В 2015-2016 годах в Иркутской области выросло количество случаев гибели подростков от удара током. Дети забирались побегать по вагонам, сделать селфи, а заканчивалось все трагически. Проводим профилактическую работу, сейчас таких случаев стало меньше.

Вопиющая история произошла в Братске в октябре 2018 года. Двое детей попали под колеса одиночного локомотива. 9-летний мальчик погиб на месте, его 11-летний товарищ остался инвалидом. У него травмирована нога, не видит один глаз, ребенок стал отставать в психическом развитии.

Уголовное дело в отношении машиниста электровоза направлено в суд. Мальчики сидели на путях и играли, что несомненно запрещено, но машинист мог их увидеть. Он должен был подать сигнал и применить экстренное торможение, чего не сделал. Вину обвиняемый не признает. Ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Отдельное направление нашей работы — расследование коррупционных преступлений, которых достаточно много. В 2018 году направили в суд уголовное дело в отношении начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина. Его осудили на шесть лет лишения свободы за получение взятки и мошенничество.

При зарплате в 400 тысяч он получил в качестве взятки автомобиль Toyota Land Cruiser стоимостью 900 тысяч рублей. Во время расследования выяснились эпизоды мошенничества. Когда Фомину нужно было съездить в другой город по личным делам, он оформлял командировку, расходуя деньги предприятия. Всего в 2020 году в суд направлено более 50 уголовных дел коррупционной направленности.

Совместно с таможней на железной дороге выявляют контрабанду леса и пиломатериалов. Фото Валерии Алтарёвой
Совместно с таможней на железной дороге выявляют контрабанду леса и пиломатериалов. Фото Валерии Алтарёвой

По расследованию коррупционных преступлений тесно взаимодействуем с сотрудниками полиции и ФСБ. Совместно с таможней выявляем контрабанду леса на железной дороге. Сейчас у нас в производстве находится дело о контрабанде леса гражданами Афганистана.

Инциденты на водном транспорте

За последние годы у нас сгорели два теплохода «Баргузин». Первое возгорание произошло летом 2015 года в районе поселка Большое Голоустное. Второй теплоход загорелся летом в 2018 году. В обоих случаях причины возгорания — технические неисправности судов. Никто из людей не пострадал.

В первом случае мы направили в суд уголовное дело в отношении капитана теплохода. Он обязан был организовать эвакуацию пассажиров, чего надлежащим образом не было сделано. На борту находились 116 пассажиров и шесть членов экипажа. Люди спаслись только благодаря мимо проплывающим судам.

Пожар на теплоходе «Баргузин» в 2015 году
Пожар на теплоходе «Баргузин» в 2015 году

По факту возгорания «Баргузина» в 2018 году уголовное дело было прекращено. Причиной возгорания стала неполадка в двигателе, которую не могли заметить и вовремя предотвратить, вины капитана в этом нет.

На борту находились пять членов экипажа и 81 пассажир. Капитан в полном объеме принял меры по спасению пассажиров. Он резко изменил курс и причалил к берегу, чем спас людей.

На первый взгляд ситуации одинаковые. Но абсолютно разное поведение капитанов теплоходов, что могло привести к разным последствиям, поэтому решения по уголовному делу отличаются.

Обгоревший теплоход «Баргузин» в 2018 году
Обгоревший теплоход «Баргузин» в 2018 году

С 2013 года совместно с транспортной полицией занимались выявлением нелегальных перевозчиков в Листвянке, которые работали без лицензии. При перевозке пассажиров судно необходимо поставить на учет в Российский речной регистр, получить свидетельство о годности к плаванию.

На корабле должно быть ограждение определенной высоты, спасательные жилеты, круги и надувной плот с действующим свидетельством о переукладке, полный комплект огнетушителей, песок, лопата и ведро. Капитану нужно получить диплом капитана первой группы судов, а не просто иметь удостоверение судоводителя, которое выдается в органах ГИМС.

Проводимая работа дала определенные результаты. Многие получили лицензии. Сейчас даже те, у кого нет лицензии, привели свои судна в порядок. В таком случае Ространснадзор привлекает к административной ответственности — выписывает штрафы. К уголовной ответственности мы уже не привлекаем, потому что реальной опасности нет, судно соответствует нормативам. В целом, в Листвянке стало более безопасно, но все равно рекомендуем пассажирам просить показать лицензию и действующее свидетельство о годности судна к плаванию.

Что отличает работу в СК

Рабочий день в Следственном комитете ненормированный. Происшествие может случиться в любой момент. Мы всегда готовы выехать. У оперативных сотрудников есть дежурные тревожные чемоданчики. Поступает сигнал и дается буквально час на сборы. Нужно быть мобильным, готовым чем-то поступиться в личной жизни, чтобы выполнить служебный долг.

Я начинал работать следователем в 2006 году в Свердловской прокуратуре Иркутска. В СК на транспорте перешел в 2012 году. В процессе работы приходят опыт и знания, во многом начинаешь разбираться. При расследовании дел транспортной специфики мы привлекаем специалистов в этой области и тесно с ними взаимодействуем, изучаем нормативную и техническую документацию.

Порой неизвестно насколько уедешь. Могут измениться погодные условия, тогда придется провести в тайге или в горах, вдали от населенных пунктов несколько дней. Поэтому транспортным следователям важно иметь с собой запас продуктов и воды. Работа, конечно, тяжелая, выматывающая, нервная, но интересная. Точно будет что рассказать детям и внукам через 10-15 лет.

Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии и видео Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ, ГУ МЧС России по Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области

  • Букс 20 февраля 2021 в 09:53 0

    Что же не назвал причину взрыва МЧСовского вертолета - грубейшее нарушение мер безопасности при перевозке взрывчатых веществ?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля