Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Воспитанника интерната в Иркутске подозревают в насилии над трехлетними мальчиками

Журналист IRK.ru встретилась с сотрудниками ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Воспитатель Любовь П. и юрист Оксана Т. рассказали, что один из воспитанников учреждения насилует ребятишек в своей группе. По их словам, руководитель учреждения, областные власти в курсе происходящего, но бездействуют, а Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело. Подробности — в материале.

В статье содержатся описания сцен насилия (18+)

Что произошло в центре

Центр находится на улице Баррикад — ничем не примечательное здание. На территорию учреждения попасть несложно, а вот пройти внутрь учреждения — нельзя. Прикрываясь карантином, заведение закрыло двери от всех, в том числе и от представителей СМИ.

Всего в центре находится 50 детей в возрасте от трех до 18 лет. Любовь П. работает в центре с 2013 года. Она воспитатель одной из семейных групп, в которой находятся в основном дети младшего возраста, но есть и подростки до 14 лет.

Как вспоминает Любовь, когда она вышла из декрета осенью 2020 года, ее предупредили, что в ее группе находится сложный подросток Д. (все имена детей в тексте изменены. — Прим. ред.) Мальчик поступил в центр в 2018 году, когда ему было десять лет. Официально у него нет психических отклонений, но есть поведенческие, которые проявляются в агрессивных, вызывающих или неадекватных поступках. Однако, как поясняет женщина, с мальчиком работа по коррекции поведения не проводилась. В центре на полставки работает психолог, она готовит документы на детей, которых забирают в семьи, но с воспитанниками не занимается.

— В нашем учреждении группы формируются не по возрасту, вместе в одной группе могут находиться и трехлетки, и подростки, — говорит Любовь. — Почему его определили в мою группу, да еще и с такими проблемами, я не знаю.

Как ей стало известно, Д. — сирота, родители умерли, поэтому мальчик попал в центр. Из родных — только сестра, но она отказалась взять его под опеку. Мальчик, по словам воспитателя, очень жестокий и неуправляемый: дети жаловались, что он их избивает и душит. Сотрудники центра не раз говорили об этом руководителю учреждения и просили изолировать мальчика от малышей. Однако она оставалась равнодушным к происходящему в учреждении, а на планерках предпочитали действия мальчика не обсуждать. Между тем поведение подростка становилось все хуже и агрессивнее.

По словам Любови, воспитатели пытались сами разговаривать с мальчиком, но все бесполезно: он им грубил, не слушал, нецензурно бранил, ругался или просто убегал. «Его даже учителя сторонятся, не хотят связываться. Когда ему что-то не нравится, он оскорбляет их, может кинуть стулом или даже ударить. Мы боялись оставлять его с малышами. Запрещали детям закрывать дверь в комнату, где он живет. Старались чаще заходить к ним в группу, но не уберегли», — говорит Любовь и опускает глаза.

Женщине непросто вспоминать тот злополучный вечер, но она берет себя в руки и продолжает рассказывать.

Это произошло в середине ноября 2020 года. Воспитатели в центре работают сутки через двое, и в тот день было дежурство Любови П. Уложив детей спать, она прибралась в игровой и села заполнять документы.

— Помню, услышала шорох в одной из комнат своей группы, пошла посмотреть. Дверь была приоткрыта. Захожу и вижу на кровати на животе лежит трехлетний Ваня без трусиков, а на нем сидит голый Д. и его пенис между ног Вани. Я закричала: «Ты что творишь?!» — и бросилась к ним. Он увидел меня, спрыгнул с кровати, натянул штаны и выбежал из комнаты. Я схватила Ваню и прижала к себе. Он был очень напуган и не мог говорить, в его глазах стояли слезы, шея, щеки были красными, видимо, он душил его. Я его успокоила, начала аккуратно расспрашивать и выяснила, что Д. и раньше это с ним делал, — вспоминает Любовь.

Через десять минут Д. вернулся и как ни в чем не бывало лег на свою кровать. Я отвела Ваню в другую группу и уложила спать.

На следующий день Любовь сообщила об увиденном руководителю центра в надежде, что она обратится с заявлением в полицию, а Д. поместят в специализированное учреждение — но этого не произошло. «Заместитель руководителя по воспитательной работе, была свидетелем моего разговора с ней. К сожалению, ее, как и других, вынудили уволиться.»

Воспитатели, опасаясь за малышей, практически каждый день обращались к руководителю с просьбой изолировать подростка. «На одной из планерок она сказала, что знает о поведении мальчика, но он останется в центре до 18 лет», — вспоминает Любовь.

Между тем подросток продолжал избивать малышей и издеваться над ними. Тогда юрист центра Оксана Т. обратились в Следственный комитет РФ по Иркутской области, а также к губернатору, в министерство социального развития, опеки и попечительства, уполномоченному по правам ребенка. Оксана показывает кипу документов — ответы различных инстанций. «По сути, это отписки, ведь до сих пор детям никто не помог, а насильник, пусть он и ребенок, до сих пор остается на свободе, рядом с детьми, над которыми он издевается», — поясняет она.

— Поначалу мы боялись обращаться в СК, минуя руководителя. Все ждали от нее каких-то шагов. К тому же, у меня маленькие ребятишки, работа нужна, боялась, что уволят. Но я не могу закрывать на все это глаза. Ведь мы для этих детей — мама и папа, они нам доверяют, мы должны их защищать, это наш долг, — говорит Любовь.

Из материалов дела Следственного комитета: что показала проверка

После обращения в Следственный комитет, была проведена проверка. Оксана показывает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 19 апреля 2021 года. Согласно документу, в присутствии психологов и законного представителя, директора учреждения Ольги Витько, были опрошены дети и воспитатели центра.

Показания детей (из материалов дела, записаны следователем со слов детей): «… он его обижает, бьет, снимал штаны и засовывал в попу и в рот свою писю, он кричал… еще его душил»; «подошел к нему и начал своими руками душить… снимал с него плавки и пихал в попу свою писю, ему было больно. Своей сестре он об этом не рассказывал, только воспитателю».

В ходе проверки были опрошены воспитатели. Сотрудницы центра, которые стали свидетелями насилия над детьми, подтвердили свои слова о фактах насилия над трехлетними детьми. Другие воспитатели сообщили следователю, что слышали о насилии, которое совершает подросток, от нескольких коллег. "О произошедшем я узнала от воспитателя. Она рассказала, что один из воспитанников пожаловался на боль в попе. Тогда она незамедлительно повела ребенка в медблок. На вопрос, что произошло, ребенок сообщил, что Д. снял с него штанишки, после чего «что-то засовывал в попу». Она обратилась к другому воспитателю, которая подтвердила слова ее коллеги и сообщила, что также была свидетелем подобных действий. Также она сообщила, что вместе с другими сотрудниками ходила на личный прием к руководителю, которая никак не отреагировала на информацию о случившемся, «на их глазах рвала служебные записки, в которых воспитатели излагали сведения о фактах насилия».

Другая воспитательница рассказала, что вечером 30 января 2021 года она помогала умываться детям до семи лет. Одна из девочек сообщила ей, что забыла нижнее белье в комнате, и женщина пошла за ним. Когда она вошла в комнату, увидела, что Д. находится в кровати вместе с трехлетним ребенком. Подросток, услышав ее крик, выбежал из комнаты, а ребенок пояснил, что Д. бил его по голове и пытался снять с него штаны. После этого случая женщина написала докладную директору учреждения. Воспитатели начали опрашивать других детей, и один из воспитанников, четырехлетний мальчик, рассказал, что видел, как Д. «бил по голове и засовывал половой орган в рот другому мальчику».

Еще одна сотрудница центра сообщила следователям, что «у Д. в учреждении всегда были проблемы в общении с воспитанниками, он постоянно бил и душил детей в возрасте от четырех до шести лет». С ее слов, воспитатели неоднократно писали докладные записки на имя руководителя, однако реакции не было.

Между тем, как говорится в постановлении, опросить Д. следователи не смогли. «При составлении объяснения в присутствии директора и педагога-психолога он вел себя неадекватно, плакал, выражался нецензурной бранью».

— В ходе проверки установлено, что Д. совершал насильственные действия сексуального характера путем обнажения полового органа и введения в задний проход и рот. Однако на основании части 2 статьи 20 УК РФ Д. не подлежит уголовной ответственности за недостижением 14-летнего возраста. Вместе с тем орган предварительного следствия считает необходимым выделить в отдельное производство материалы проверки в отношении директора центра, так как в ее действиях усматриваются признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 293 УК РФ (халатность), — говорится в заключении постановления за подписью следователя СК.

Ответы других ведомств

15 апреля 2021 года Оксана Т. обратилась к и.о. руководителя аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Татьяне Афанасьевой. Женщина показывает зарегистрированное обращение, в котором она просит защитить воспитанников центра от насилия со стороны Д. Также в документе она отметила, что сотрудники центра не раз писали служебные записки директору, однако та никаких мер не предприняла до сих пор.

Через месяц Оксана получила ответ на свое обращение. В документе за подписью Т.В. Афанасьевой говорится, что «был осуществлен выезд в учреждение. По результатам встречи с директором и изучения представленных документов выявлены нарушения. Направлено в адрес министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заключение о нарушении прав детей, содержащее рекомендации о мерах по прекращению нарушения прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем».

Однако и после этого ничего не произошло: Д. по-прежнему находился в центре на Баррикад.

В апреле 2021 года Оксана Т. направила в адрес регионального министерства соцразвития обращение. Ответ она получила пятого мая. В документе за подписью министра В.А. Родионова говорится, что в отношении директора учреждения назначено служебное расследование.

И опять тишина.

Через некоторое время, вспоминают сотрудники центра, в учреждение приехал заместитель министра соцразвития, опеки и попечительства Татьяна Плетан. «Весь персонал собрали в кабинете руководителя, предварительно попросив сдать телефоны, чтобы мы не могли записать разговор. Нам пояснили, чем чреваты наши обращения. В итоге тех, кто готов бороться за детей, осталось двое — я и Любовь П., — говорит Оксана. — Остальных либо вынудили уволиться, либо замолчать, пригрозив увольнением».

В течение июня уволилось пять сотрудников центра, среди которых воспитатели, знавшие о насилии. Им, вспоминает Любовь, создали невыносимые условия работы: психологически давили, стараясь выжить, и они ушли. Одна из коллег призналась перед уходом: «Я захожу в группу, вижу детей, которые ждут защиты, а я не могу их защитить. Как мне им смотреть в глаза?»

В середине мая женщины направили обращение и в адрес губернатора Иркутской области. Ответ они получили только 9 июня. В документе говорится, что «по результатам служебного расследования к директору учреждения применены меры дисциплинарного взыскания в виде выговора.» И на этом все.

Один из последних ответов, который есть на руках у Оксаны Т., — это ответ от областной прокуратуры. Согласно документу, 16 июня было отменено постановление СК об отказе в возбуждении уголовного дела. Материалы проведенной проверки приобщены к материалу проверки по факту злоупотребления должностными полномочиями директором центра по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ. Срок проверки продлен до 4 июля 2021 года.

Что происходит сейчас

Пока длятся проверки и ведомства решают, кто виноват и виноват ли, в центре, по словам сотрудников учреждения, продолжается насилие над маленькими детьми со стороны Д. Оксана показывает копию зарегистрированной докладной на имя директора. Согласно документу, вечером 4 июня медсестра, совершая вечерний обход в группе, увидела, что Д. «совершает действия сексуального характера в отношении ребенка». Женщина вызвала по телефону экстренной службы полицию и скорую психиатрическую помощь, а после рассказала обо всем директору. Но и этот случай закончился увольнением медсестры, а не наказанием подростка.

29 июня уполномоченная по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева прокомментировала IRK.ru заявление воспитателя о случаях насилия над малышами, совершенных подростком в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Правобережного округа г. Иркутска». По ее словам, нужно установить истинную картину произошедшего и дождаться правового решения, а также проверить выполнение должностных обязанностей педагогами и воспитателями.

30 июня минсоцразвития Иркутской области сообщило, что в настоящее время подросток, о котором идет речь в обращениях, находится в учреждении здравоохранения. Решается вопрос о его дальнейшем жизнеустройстве. Остальные воспитанники центра находятся в летнем оздоровительном лагере. Ситуация контролируется Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. (По словам сотрудников центра, до 30 июня мальчик также находился вместе со всеми детьми в лагере. — Прим. ред.)

Также в ответе министерства говорится, что ведомство провело служебное расследование и выяснило, что инцидент, о котором идет речь в обращениях, произошел в ноябре 2020 года. Тогда директор провела педагогическое расследование и не усмотрела нарушений.

— По результатам служебного расследования факты не нашли своего подтверждения, а к директору учреждения были применены меры дисциплинарного характера за осуществление формального подхода к проведению педагогического расследования. По итогам повторной внутренней проверки за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей меры дисциплинарного воздействия также применили к виновным лицам среди сотрудников. Материалы служебного расследования министерства передали в следственный отдел по Куйбышевскому району Иркутска СУ СКР по Иркутской области.

Специалисты контрольно-ревизионного отдела министерства в апреле-мае 2021 года провели внеплановую выездную проверку. По результатам контрольного мероприятия нарушений в части соблюдения прав работников учреждения не установлено.

Между тем, на контроль ситуацию с детским центром уже взяли уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова и председатель ВОО "Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны», член Общественного совета при Следственном комитете РФ Альберт Сарбалаев.

***

О том, что пережили дети, знают все — администрация центра, областные власти, контролирующие органы, однако продолжают тратить время на отписки, а не реальную помощь детям. Ведь ни в одном ответе от ведомств, копии которых передала Оксана Т., а также в официальных комментариях, опубликованных ведомственными структурами, нет информации, что с воспитанниками, подвергшимися насилию, работали психологи и было проведено медицинское освидетельствование.

Как стало известно, 30 июня межрайонное управление №1 министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратилось с запросом в Роскомнадзор, чтобы проверить факты разглашения персональной информации о детях. Директор учреждения написала заявление в полицию.

История записана со слов сотрудников центра. Все копии документов, ответов и постановления, о которых идет речь в статье, находятся в распоряжении редакции.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото автора

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Юрий Новиков 16 июля 2021 в 16:43

    если это в детском учреждении то что говорить где более взрослые подростки-УЖАС….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля