Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Министр образования Иркутской области: COVID-19 не повлиял на качество обучения

Министр образования Иркутской области Максим Парфенов занял свою должность в начале 2021 года. До назначения курировал вопросы по контролю и надзору в сфере образования. В разговоре с журналистом IRK.ru Максим Парфенов рассказал, как школы справляются с ограничениями из-за коронавируса, как ведомство решает вопрос с нехваткой кадров и как обеспечивается безопасность в образовательных учреждениях.

Министр образования Иркутской области Максим Парфенов
Министр образования Иркутской области Максим Парфенов

Учеба во время пандемии

— Максим Александрович, как изменилась работа школ во время пандемии? Ухудшилось ли качество образования и что ждать школьникам и учителям в грядущем учебном году?

— Основной вызов сегодняшнего дня, который связан с новой коронавирусной инфекцией, — то, насколько система образования в целом в стране реагирует на подобный вызов и, в частности, система образования в Иркутской области. Практика показала, на мой взгляд, что реагирует достаточно эффективно. Мы ни в 2020-м, ни 2021 году не приостанавливали учебный процесс. То, что мы переходили на дистанционную форму обучения, вынужденный альтернативный вариант очному формату.

Важно отметить, что дистант не рассматривается как формат, который может повсеместно применяться в штатном режиме. Это была вынужденная, временная мера, которая позволяет не упустить учебный процесс и не допустить пробела в знаниях. Важно было максимально выдержать учебный календарный график, чтобы дети осваивали материал, который им положен на каждом уровне образования. Ну и, соответственно, успешно выходили на промежуточную и итоговую аттестации. Думаю, это не сказывается значительным образом на качестве образования. Все-таки те ребята, которые настроены на учебу, те педагогические работники, те коллективы школ, которые оперативно среагировали на подобный формат обучения, поддерживают должный уровень образования. Собственно, государственная итоговая аттестация подтверждает, что и в прошлом году, и в этом снижения в знаниях нет.

Мы помним, что в прошлом учебном году очень много критичных высказываний было со стороны родителей о том, что дистанционный формат неприемлем. Очень многие родители опасались, что в таком формате мы будем учиться всегда. Мы старались максимально информировать родительскую общественность, пытались точечно отрабатывать какие-то сложные проблемные ситуации для того, чтобы конструктивно проходить через этапы дистанционного обучения. При этом, на мой взгляд, удаленное обучение способствовало развитию дистанционных технологий, созданию в онлайн-пространстве проверенного контента тех образовательных платформ, которые могут использоваться в дальнейшем.

Министр образования: То, что мы переходили на дистанционную форму обучения, вынужденный альтернативный вариант очному формату
Министр образования: То, что мы переходили на дистанционную форму обучения, вынужденный альтернативный вариант очному формату

Один из федеральных проектов – «Цифровая образовательная среда» — как раз направлен на максимальное содействие тому, чтобы проверенный интернет-ресурс был задействован педагогическими работниками. Отрицать это невозможно, ведь мы сейчас живем в современном информационном мире. На образовательных порталах есть огромнейшая база учебного материала, который, очень важно использовать в учебном процессе.

— В Иркутской области, особенно в отдаленных территориях, не у всех семей есть компьютеры. Более того, в некоторых населенных пунктах нет нормального интернета. Как решался вопрос с организацией дистанционного обучения в таких ситуациях?

— Как раз в рамках вышеупомянутого проекта включена поставка компьютерного оборудования и в отдаленные школы, также в стране реализуется мероприятие по подключению высокоскоростного интернета на социально значимые объекты. Это позволит учителям использовать эти информационные технологии и в дальнейшем, при очном обучении. Да, у нас в области не везде есть максимально устойчивый и хорошего качества интернет, поэтому дистанционная форма обучения предусматривает разные форматы. Для школ в труднодоступной местности использовались материалы, которые записывались на флэш-носители, использовался бумажный вариант.

Я надеюсь, что в сентябре мы выйдем на занятия в очном формате, несмотря на достаточно сложную ситуацию в настоящее время с распространением новой коронавирусной инфекции. Думаю, мои коллеги, учителя и другие работники образовательных организаций пройдут вакцинацию, это гарантирует работоспособность педагогического коллектива. Я сам вакцинировался и считаю, что все мы должны понять важность этого процесса.

— Вы уже сказали, что дистанционное обучение не повлияло на уровень образования. Чем это подтверждается?

— Залог успешного образования – это, конечно, учителя. По результатам итоговых аттестаций и проверочных работ можно говорить, что несмотря на коронавирусные ограничения, мы поддерживаем должный уровень и качество образования. Результаты экзаменов, которые мы получили в 2020-2021 годах, сопоставимы с результатами доковидных лет. По ряду предметов есть даже улучшения. Например, по русскому языку, физике, обществознанию.

Переход на односменный режим работы в школах, нехватка мест в образовательных организациях и дефицит кадров

— По указу Президента России Владимира Путина к 2025 году все школы должны перейти на односменный режим работы. Готовы ли к этому учреждения Приангарья?

— Задачу, которую поставили перед нами, по переходу на односменный режим обучения в России, мы реализуем уже на протяжении нескольких лет и являемся участниками федерального проекта по строительству школ. На сегодня в Иркутской области строятся 19 школ в разных районах региона. Наиболее остро вопрос с переполненностью школ стоит в двух муниципалитетах – в Иркутске и Иркутском районе. Общаясь с коллегами из других субъектов России, я вижу такую же картину, когда внутренние миграционные процессы приводят к необходимости решения проблемы по региональным центрам и по тем муниципалитетам, которые находятся вокруг столиц субъектов. Наша задача на сегодня – максимально решать проблему с администрациями Иркутска и района по строительству школ, при этом привлекать средства и федерального бюджета.

В этом году мы вступаем в новый проект — строительство образовательных организаций в рамках концессионных субсидий. Всего же мы планируем построить 11 школ со сроком ввода в 2023-2024 годах, что даст почти 12 тысяч мест. Те 19 строящихся школ, что я упомянул, рассчитаны на 9186 учеников. Это не решит полностью проблему с переходом в односменный режим обучения, особенно в Иркутске и Иркутском районе, поэтому мы продолжим строительство школ в этих муниципалитетах с большей интенсивностью.

Президент России Владимир Путин поручил к 2025 году все школы перевести на односменный режим работы
Президент России Владимир Путин поручил к 2025 году все школы перевести на односменный режим работы

— В детских садах тоже есть нехватка мест?

— По детским садам мы сегодня активно участвуем в реализации нацпроекта «Демография» по части ввода новых мест и ориентированы на обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет. Несколько лет назад мы достигли максимального значения в части возможного устройства ребятишек в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. Сложнее всего ситуация опять же в Иркутске и Иркутском районе, имеются точечные вопросы в Тайшете, Слюдянке, Шелехово, Усть-Куте. Не всегда родители получают место в желаемом детском саду, которые находятся возле их дома. Но тем не менее для таких ребятишек места предоставляются, в целом в большинстве муниципалитетов острых проблем с устройством детей в детские сады нет.

— Как будет решатся кадровый вопрос? Школы строятся, а кто в них будет работать? В мае на заседании думы Иркутска было озвучено, что в городе не хватает больше 47% учителей.

— Что важно, некоторые школы строятся не с нуля, а взамен действующих. Например, школа №19 в Иркутске была построена на месте прежней 19-й школы. Трудовой коллектив перешел работать в новое здание, конечно, пришли и новые учителя. Аналогичная ситуация в Хомутовской школе №1, новое здание которой открылось в 2021 году. И такие примеры есть, но в целом кадровая потребность очевидна.

Школа №19 в Иркутске была построена на месте прежней 19-й школы
Школа №19 в Иркутске была построена на месте прежней 19-й школы

Мы на сегодня внутри системы закрываем имеющиеся вакансии, при этом увеличивается интенсивность труда у педагогических работников. Сейчас в среднем по Иркутской области у учителей нагрузка от 25 до 27 часов в неделю – это полторы ставки. Для решения вопроса обеспечения кадрами системы образования выстраивается сотрудничество с педагогическим институтом ИГУ. Также взаимодействуем с педагогическими колледжами, которые ориентированы на подготовку учителей физкультуры, дошкольного образования и начальных классов.

Руководители образовательных учреждений также заинтересованы в пополнении штата молодыми специалистами. Не секрет, что у нас достаточно много работников пенсионного возраста. Школа не может работать без стажистов, они должны быть в системе образования, но у нас в каждой школе должен быть и пул молодых кадров. На региональном уровне рассматриваются и реализуются ряд мер по поддержке молодых специалистов, выплачиваются так называемые «подъемные», вместе с органами управления образованием решаем и вопрос предоставления жилья для молодых учителей.

Сейчас в среднем по Иркутской области у учителей нагрузка от 25 до 27 часов в неделю – это полторы ставки.
Сейчас в среднем по Иркутской области у учителей нагрузка от 25 до 27 часов в неделю – это полторы ставки.

Безопасность в школах

— В мае этого года всех потрясла трагедия в школе в Казани, где молодой парень пронес в здание оружие и убил нескольких школьников. После этого в российских школах начали массово проверять систему безопасности. В каком состоянии она в школах Иркутской области?

— По поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева региональное министерство образования сейчас разрабатывает программу по приведению в соответствие с установленными требованиями образовательных организаций в части антитеррористической защищенности. В первую очередь речь идет о входных группах и о системах видеонаблюдения. У нас достаточно высокие показатели по наличию необходимого оборудования, но его нужно модернизировать. Все учреждения образования получили категории от 1 до 4-й. И в соответствии с требованиями, которые прописаны для каждой категории, сейчас мы проводим такую аналитическую работу.

В школах уделяют внимание и безопасности учащихся
В школах уделяют внимание и безопасности учащихся

Важный вопрос – наличие специализированной физической охраны в школах. Речь идет либо о наличии в них частных охранных предприятий, либо Росгвардии. Это большие финансовые вложения, и сейчас решается вопрос в части финансового обеспечения.

У дошкольных учреждений имеется ряд своих особенностей, однако, необходимо отметить, что многие сады используют электронные ключи для входа. По школам сложнее и ситуация неоднородная: не в каждом населенном пункте есть частное охранное предприятие либо отделение Росгвардии. Это тоже определенная проблема, особенно для отдаленных и труднодоступных муниципальных образований. Но требования о безопасности установлены, поэтому будем эту ситуацию совместно с муниципалитетами решать.

— Какие важные задачи стоят перед министерством сейчас?

— Сейчас система образования Иркутской области успешно развивается в общем контексте госполитики в целом. Мы пытаемся максимально участвовать во всех национальных проектах и федеральных программах. Продолжаем развивать инфраструктуру системы образования в регионе. На мой взгляд, это очень важно. Стоит отметить, что сфера образования и участники образовательных отношений находятся в поле внимания со стороны руководства области. Губернатор Игорь Иванович Кобзев пристально следит за тем, чем живет учительство, как развивается система образования и какие есть проблемы. Это безусловно имеет положительный результат для развития системы образования в целом.

Екатерина Трофимова, IRK.ru

  • alexirkngsru 26 июля 2021 в 19:28 +1

    «учебного материала, который, очень важно использовать в учебном процессе.» Запятая лишняяулыбаюсь

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля