Алексей Нечаев посетил Иркутскую область в конце прошлой недели. В столице региона лидер «Новых людей» пообщался со сторонниками партии, активными общественниками, предпринимателями. Обсудили развитие страны в целом, а также ключевые вопросы, волнующие жителей области.
Одним из центральных событий визита Алексея Нечаева в Приангарье стала встреча с местными педагогами. В дискуссии участвовали порядка сорока учителей – как школьные преподаватели с солидным стажем, так и молодые специалисты из Ангарска, Иркутска и Усолья-Сибирского. Они откровенно говорили о сложностях в сфере образования, констатировали падение престижа профессии и избыточный формализм в образовательной системе. Запрос на перемены, очевидно, назрел. И кто лучше учителей знает эту систему изнутри? С кем, если не с ними, советоваться по реформированию школьного образования?
Школа в режиме перегрузок
В отчетах чиновников время от времени фигурируют относительно благополучные цифры по доходам российских учителей. Правда, не особо афишируется, сколько им приходится за эти деньги работать. Чтобы свести концы с концами, преподавателям приходиться брать на себя полторы-две ставки.
Посмотрим на иркутских цифрах. В мае проблема нехватки школьных учителей оказалась в фокусе внимания на слушаниях в городской думе. Председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников, сообщил, что в среднем на одного учителя приходится около 34 уроков в неделю, то есть 1,85 ставки. Для сравнения даже в целом по России этот показатель ниже — 1,34 ставки на учителя. А чтобы все учителя школ в областном центре работали на одну ставку, нужно донабрать три тысячи специалистов — почти столько же, сколько уже работает. В особом дефиците в регионе — преподаватели начальных классов, истории и обществознания, информатики и математики. В среднем педагоги по этим предметам работают на 2,1 ставки, а то и больше.
При этом, согласно регулярным исследованиям центра «Авито Работа», образование стабильно оказывается одной из самых низкооплачиваемых сфер. К тому же средняя зарплата педагога разнится от региона к региону. То, что в Иркутске учитель получает почти вполовину меньше, чем его московский коллега – разве это справедливо?
Если игнорировать проблему, через пять лет у нас учить детей будет некому.
Алексей Нечаев, лидер партии «Новые люди»:
— Партия предлагает ввести единую федеральную ставку учителя – 75 тысяч рублей за 18 часов у доски, 36 часов работы неделю. Уверен, при таком уровне оплаты труда в школе мы удержим и опытных педагогов, и сможем привлечь молодых учителей. То, что люди сейчас работают на двух и более ставках – это очень большая нагрузка.
«Ума нет – иди в пед»
Для сегодняшней молодежи карьера школьного преподавателям – далеко не завидная перспектива. И даже те, кто волей судьбы получает диплом педагога, не спешат трудоустраиваться по специальности. В итоге в школах констатируют старение кадров, средний возраст учителя сегодня составляет 49-50 лет.
Один из участников дискуссии в Иркутске, третьекурсник местного пединститута признался: вряд ли бы намеренно выбрал этот вуз, если бы были более высокие результаты ЕГЭ. Вспомнилась поговорка: «Ума нет – иди в пед». Хотя на самом деле, учителя в свое время считались элитой общества, образцом для подражания. И в этой профессии много интересного. Тот же студент первуза это понимает, ему нравится тренировать ребят в детском саду, где он сейчас подрабатывает. Но есть ли смысл работаться учителем физкультуры после получения диплома – большой вопрос. Пугает мысль: а смогу ли я себя и свою будущую семью нормально обеспечить?
Получается, что желающих поступать в педагогические вузы всё меньше, и эти высшие учебные заведения постепенно «размываются» в общей структуре. Вместо того, чтобы посмотреть в корень проблемы и озадачиться повышением дохода учителей, государство идет по другому пути, пути на самом деле «в никуда».
Ирина Деева, Ангарск, школа №19:
— Обидно за российское образование. Много лет оно считалось самым лучшим в мире. Советского учителя уважали. А сегодня мы, учителя, в статусе «исполнителя услуг». Престиж профессии сошел на нет. Молодых педагогов нечем поддержать. А нагрузка очень большая. Мы в какой-то мере и врачи, и психологи, и актеры. И даже если трубу в школе прорвало, я первая должна что-то предпринять, чтобы дети не пострадали. Поддерживаю инициативы, озвученные на встрече с Алексеем Нечаевым. Материальная сторона вопроса, безусловно, значима. Ведь если учитель придет на работу в галошах и рваной шубе, это недопустимо. Мы должны быть образцом для детей – достойно выглядеть, позитивно общаться. Но нелегко держать улыбку, когда знаешь, что дома тебя ждет пустой холодильник. Одновременно важно дать учителям в их профессиональной деятельности больше свобод, больше выбора.
Детей не видно за бумажками
Бюрократизация – еще одна из главных, по мнению «Новых людей», проблем российской школы. Программа партии включает смелую инициативу – упразднить Рособрнадзор и тем самым избавить учителей от лишних отчетов. Хватит уже превращать преподавателей в чиновников.
«Учитель должен проводить время с детьми, а не за бумажками, задавленный прессом отчётности», – считает Алексей Нечаев.
Коллективы школ подтверждают: справки, отчеты массу времени отнимают. Педагоги отчитываются о своём, администрация школы – о своём, департаменты образования, министерства тоже плодят бесконечно требуемые сверху бумажки. Все стали заложниками этой бюрократической вертикали.
«Рособрнадзор должен уйти», – согласен Артем Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября», лидер объединённого движения родителей и учителей «Школа – наше дело», член центрального совета партии «Новые люди». Эксперт объясняет: «Рособрнадзор из организации, которая была создана для независимой экспертизы и управления, стал инструментом управления учителями. Без этой структуры вполне можно обойтись. Есть такой механизм „правовая (или регуляторная) гильотина“. Это инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, структур, которые не малоэффективны или вообще не нужны. И наша аналитика показывает: если ликвидировать Рособрнадзор, практически ничего не изменится. Те же ВПР (всероссийские проверочные работы) превращаются в фикцию, „писанина“ и больше ничего».
«Верните нам свободу»
«Школы превращаются в крайне формализованные учреждения», – говорят учителя, эксперты и родители.
Александр Деев, иркутский общественный деятель, генеральный директор компании «Дикая Сибирь»:
— Я – тоже отец, у меня трое детей, и старшая дочка в этом году пойдет в первый класс. Я хочу, чтобы она получила хорошее и не «рамочное» образование. Ситуацию в школах я хорошо понимаю. Моя мама – учитель. Я видел, как растет нагрузка на преподавателей, а требования, стандарты становятся всё жёстче. В то же время родительское сообщество всё больше недовольно спускающимся откуда-то сверху программами. Учителя попадают под перекрёстный обстрел, оказываются между двух огней. Нарастает конфликт с родителями. А ведь они вместе могли бы решать, куда двигаться школе. Вот, что нужно ввести в практику. И большая часть программы партии «Новые люди» – про это. Мы хотим усилить роль школьных советов.
Родителям нужно вернуть реальное право решать, что будет в меню столовой для детей, на что тратить бюджет школы, какие иностранные языки преподать их детям и какие факультативы организовать, кто будет заниматься охраной школы и уборкой классов. Партия «Новые люди» также выступает за разнообразие учебных методик вместо всеобщей стандартизации. И директоров школ предлагается выбирать по итогам открытого общественного конкурса, в роли заказчика работы директора должны выступать коллектив учителей, советы родителей.
На самом деле российское законодательство и в настоящий момент предусматривает существование и широкие полномочия Управляющих советов (УС) школ, в них включают и родителей, и старшеклассников. Но часто заседания УС – просто формальность, «ширма для администрации». А «Новые люди» выступают за то, чтобы управляющие советы стали реальным рычагом влияния родителей и педколлективов на процессы в школе.
Артем Соловейчик, лидер объединённого движения родителей и учителей «Школа – наше дело», член центрального совета партии «Новые люди»:
— В законе «Об образовании» прописана академическая свобода школы, педагога. Но на самом деле этого становится всё меньше и меньше. Нам многое навязывают. В такой обстановке сложно работать. Если сегодня не развернуть текущий тренд «на вырождение школы», то у нас просто вообще не будет педагогов в школах.
В программе партии теме образования уделено существенное внимание. Мы хотим, чтобы наша школа воспитывала новых, самостоятельных, энергичных людей – не послушных, удобных государству исполнителей, готовых всё беспрекословно «брать под козырёк», а тех, кто может сам «крутить землю», двигать экономику и культуру России вперед. Мир поменялся. Нужны люди с перспективным видением, сводные и инициативные. Хотелось бы, чтобы наши дети становились авторами своей жизни . А несвободный педагог, как вы понимаете, свободного ученика не вырастит.
Детально изучить предложения партии «Новые люди» для системы образовании и узнать большее о ее программе можно на сайте.
Материал подготовлен Мариной Сёминой
Материал подготовлен Мариной Сёминой
Однозначно, что учителя продолжат работать на 2 ставки, потому что никому не захотят отдавать 150 тыс.