Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Личная флотилия Григория Горбунова

Личная флотилия Григория Горбунова

Освоение берегов Лены, чья длина составляет 4400 километров, имеет большую историю, которую тесно связывают с зарождением судоходства.

Один из первых пароходов «Святой Тихон Задонский» был построен в 1858 году в Бельгии, на заводе Джона Коккериля по заказу золотопромышленника Ивана Хаминова. Разобранное по частям судно доставили сначала по железной дороге, а затем на лошадях в Верхоленск, где его собрали и спустили на воду.

Второй пароход назывался «Первенец», переименованный затем в «Гонца». Позднее спустили на воду «Святого Иннокентия». Сохранились записи за 1871 год, в которых сообщалось: что три парохода сделали по Лене и Витиму 33 рейса, в том числе 6 — до Якутска. Перевезено ими пассажиров — 761, разных тяжестей — 295 021 пуд и 626 голов скота. Выручено за перевозку пассажиров, тяжестей и скота всего 218 590 рублей, израсходовано на содержание трех пароходов 146 тысяч рублей. Таким образом, прибыль составила свыше 72 тысяч. Огромные деньги, надо сказать, по тем временам. Однако все это научно-техническое великолепие касалось судоходной части Лены.

Мелководье — территория легких лодок

В верховье реки в старину господствовали карбасы. Примитивные плавсредства в силу конструктивных особенностей уверенно проходили стремительные отмели и коварные перекаты, доплывая в итоге до Моря Лаптевых. Аборигены использовали берестяные и долбленые лодки, вместо вёсел отдавая предпочтение шестам, которые позволяли проходить перекаты и были более эффективны против течения.

Искусными мастерами по изготовлению лодок считались эвенки, хотя со временем сложился некий стереотип, что они были сухопутным народом, кочевали по тайге со своими оленями. Для лодки они выбирали исключительно тополь. Недалеко от Чинонги есть местность под названием Лодочная, где растут толстые тополя, из которых мастера долбили лодки. Эвенки выбирали тополь, считая, что его древесина легче, в обработке значительно долговечнее других пород. Важным условием для изготовления лодки считалась лунная фаза — небесное светило должно быть растущим, в идеале — полным. Время года для сруба дерева особого значения не имеет, это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну. По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.

Для долбежки требовался нехитрый инструмент –топор, тесла, дрель, рубанок. Толщина бортов определялась на глаз. Сначала из семиметровой заготовки выдалбливали нутро лодки, а потом с помощью специальных распорок раздвигали борта, которые одновременно подогревали на огне. Этот вид промысла безнадежно забыт, вряд ли на берегах Лены и её притоков теперь найдётся хоть один мастер, способный сотворить лёгкое, прочное и надёжное плавсредство.

Дюралевая классика

Уже не один десяток лет жители ленских берегов используют длинные плоские лодки из дюралюминия – лёгкие, способные взять на борт до десяти человек, но при этом не дающие осадки в воде. Порою достаточно 15-20 сантиметров воды, чтобы лодка проскочила отмель, задача лодочника поднять мотор, чтобы не срезало шпонку.

Признанным мастером таких лодок считается конструктор-самоучка Григорий Афанасьевич Горбунов из Бирюльки. Конструктивная особенность его моделей – расширенная передняя часть, из-за чего лодка напоминает рыбу с большой головой – налима или сома. Это позволяет легче проходить ленские перекаты, слегка заваливая лодку на один борт.

Детские проекты Гриши Горбунова

Григорий Афанасьевич вспоминает, что с детства отличался пытливым умом. В пятом классе затеял свое маленькое оружейное дело, оно и понятно, многие мальчишки таёжных деревень бредили промыслом. Однажды, подколачивая оружейный боёк, Гриша случайно выстрелил себе в ногу. Пуля застряла в кости. Опасаясь, что дома заругают, юный оружейник удрал играть в футбол. Два дня ему удавалось скрывать от родителей боевое ранение.

Григорий Горбунов
Григорий Горбунов

– Вечерами прятался на печи, крепился из последних сил, – рассказывает Григорий Афанасьевич, – однако ночью не выдержал и застонал, возможно, уже во сне. Так и разоблачили. Утром спозаранку родители срочно повезли меня в больницу, где доктор, звали его Александр Вторушин, вытащил свинцовую пулю.

Управлять на коварной реке лодкой – сначала это был шитик — Гришу научил дед Андрей Гаврилович, азартный рыбак, признававший только сига и тайменя.

— Однажды он сумел поймать огромного тайменя, вот забыл сколько рыбина весила — не то 28, не то 32 килограмма. Помню, кричит мне: «Беги за бабой Катей!». Когда бабушка пришла на берег, он уже порубил тайменя и сложил в мешок. Глядя на мешок, она подумала, что добыли дикого козла, вот сколько было мяса.

– Клепать лодки из металла первыми додумалось семейство Ступиных. Мастеровые, короче, были мужики, признанные оружейники, коней ковали, – рассказывает Григорий Афанасьевич. – Сначала использовали обычный металл, от списанных комбайнов брали бункеры, вырезали листы и клепали. Вот у них я подсмотрел весь процесс да и сам решил склепать лодку.

Лодочник из девятого класса

Григорий прекрасно помнит свой дебютный проект, даже размеры дюралюминиевых листов — 420 на 120 сантиметров, толщиной один миллиметр.

– Мы ещё не знали, что такой толщины недостаточно для лодки, невозможно сделать потаи для заклёпок, чтобы они не стачивались о камни. Тем не менее, сама по себе лодка получилась удачной, хотя по форме была другой, сверху напоминала утюг. Длина семь с половиной метров, под мотором «Москва» ходила хорошо. До этого в хозяйстве использовали деревянную лодку, которую постоянно гудронили, чтобы течи не было, от этого она становилась все тяжелее и тяжелее.

Стоит заострить внимание, что к моменту спуска первой лодки на воду Григорий Горбунов учился в девятом классе. Базовые знания получил в техническом кружке, который работал при школе.

— Очень много дал нам Виктор Григорьевич Евланов, он преподавал труды, вел кружок. Было очень интересно, Виктор Григорьевич невероятно эрудированным трудовиком оказался, как педагог мог найти подход к каждому. В шестидесятые годы в школу стали приходить наборы для конструирования моделей, вот в это время мы просто бегом бежали на занятия, настолько интересно было, – рассказывает Григорий Афанасьевич. – Тогда учились все. У нас в семье было три ученика: сестра Римма ходила в первую смену, я учился во вторую, а отец посещал вечернюю школу. Помню, дождёмся отца, разложим тетрадки в передней на большом столе и учимся дотемна.

Виктор Евланов, учитель труда
Виктор Евланов, учитель труда

Отец Гриши — Афанасий Григорьевич работал на картофельном комбайне, единственном на шесть отделений совхозе «Бирюльский», потом 19 лет отходил в лесниках. Как и большинство ленских мужиков, не мыслил себя без охоты и рыбалки, где бы ни находился. Это тот случай, когда река Лена в прямом и переносном смыслах кормила и поила близлежащие деревни.
Особой гордостью, заветной мечтой любого хозяина являлся хороший лодочный мотор.

Григорий Афанасьевич вспоминает, как удалось через знакомых – тогда это называлось «по блату» — приобрести «Вихрь» за 420 рублей, большие деньги по тем временам. Покупка мотора, которого в округе ни у кого не было, стало для семьи большим событием. Тяжелый деревянный ящик затащили в дом, словно это был какой-нибудь гарнитур, аккуратно распаковали, осмотрели «Вихрь» со всех сторон и обратно положили, так он всю зиму в комнате и пролежал.

Клеймо мастера

После школы Григорий Афанасьевич поступил в иркутский авиатехникум на специальность «Монтаж электрооборудования», потом судьба его забросила на легендарный горьковский автозавод, где специалисты имели металлические, именные жетоны – предмет особой гордости. Спустя какое-то время Горбунов вернулся в Сибирь, устроился работать в телемастерскую в Качуге, потом открыл свою в Бирюльке. Где бы не работал, параллельно клепал лодки, постепенно усовершенствовав их форму, подобрав подходящий металл.

– Считаю, что лодка из дюралюминия толщиной три миллиметра будет служить практически вечно, – заявляет Григорий Афанасьевич. – Правда, был один случай. Тут один из местных завозил на солонцы соль, но она почему-то осталась в лодке, разъев в итоге металл, но это скорее исключение.

За все время Григорий смастерил 27 лодок, пять из них находятся в Качуге. На каждой лодке мастер обязательно делает незаметную гравировку с порядковым номером и собственными инициалами.

Прежде чем приступить к работе с металлом, Григорий садится за чертёж. Всё дело в формате исходного материала. Листы бывают разного формата, важно грамотно выкроить. Один из заказов пришёл из Норильска, лодка давно готова, но будущий владелец ее не забирает.

– У меня даже возникла мысль самому ее перегнать на север. Федор Конюхов, вон, везде в одиночку ходит. Наши реки знаю хорошо. Сначала спуститься по Лене до Киренска, там, кстати, живёт друг, который посоветовал загружать лодку картошкой, которую можно здорово продать, — на севере овощи всегда в цене, – делится Горбунов.

Техническое оснащение лодок ленских охотников и рыбаков качественно улучшается. Сегодня скорее удивятся старенькому «Вихрю», нежели крутому мотору-иномарке. Сейчас по Лене уже ходят аэролодки, появление которых Горбунов не одобряет.

Старый мастер считает, что они наносят колоссальный вред всей экосистеме. Лодка шумит так, что слышно за много километров. Как следствие, почти не стало уток, копытные перестали подходить к воде. Конкуренцию Григорию Афанасьевичу аэролодки вряд ли составят, во всяком случае, ближайшие десятилетия. Во-первых, новый вид транспорта невероятно дорог, во- вторых, потребляет не в пример много топлива, из-за высокой скорости небезопасны на крутых речных поворотах. А его лодки – практически стали классикой, проверенной временем и рекой, поэтому будут востребованы еще очень долго.

Борис Слепнёв, специально для IRK.ru

Борис Слепнёв, специально для IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Александр Михалев 15 сентября 2021 в 15:05

    Ну хоть остались у нас МУЖИКИ, а не малолетки с айфонами, вейперами и.т.д, а так же фиг пойми какой одеждой.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля