Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рейд с приставами: новая семья и конфликт с бывшей супругой

Журналист IRK.ru отправился с представителем УФССП по адресам предполагаемого проживания должников. Кого застали дома, почему люди не платят алименты и чем им это грозит, — читайте в материале IRK.ru.

«Бывает, собаку спустят или огородами уходят»

К алиментщикам-должникам мы выехали в 16:00. На этот раз в рейд я отправилась с судебным приставом-исполнителем Екатериной Ситниковой. Девушка работает в УФССП с 2014 года, но в алиментном отделе — только последний год. Поначалу было тяжело, признается девушка, но потом втянулась. В рейд она, как и другие приставы, выезжает регулярно, так как должников по алиментам много: в среднем у каждого сотрудника алиментного отдела около 400 исполнительных производств.

Среди должников есть как мужчины, так и женщины, причем совершенно разного достатка. Были случаи, вспоминает Екатерина, когда взыскивали задолженность суммой более чем один миллион рублей с мужчины, который ездит на дорогом авто и имеет свой бизнес. Причины, по которым люди не платят алименты на своих детей, совершенно разные: кто-то уверен, что платит не ребенку, а бывшей жене, у кого-то действительно нет денег, а кто-то не хочет помогать ребенку, так как уже давно с ним не видится.

Алименты — это поддержка одним из родителей детей в виде ежемесячных платежей. Алименты выплачиваются либо добровольно, либо в принудительном порядке на основании исполнительного документа.

Есть должники, которые не платят алименты годами. Например, несколько дней назад Екатерина взыскала задолженность в 1,7 миллиона рублей с мужчины, который с 2011 года уклонялся от алиментов. И закрыл он долг только после того, как был наложен арест на его имущество, а должнику нужно было его срочно продать. Однако бывают ситуации, когда после оплаты человек снова начинает скрываться и не платит алименты.

Если должник без уважительной причины не платит алименты более двух месяцев или платит не в полном объеме, его могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35.1 КоАП РФ. В этом случае судья вправе назначить ему обязательные работы от 20 до 150 часов, либо ответчику грозит арест от 10 до 15 суток. Также может наступить и уголовная ответственность по статье 157 УК РФ.

— Нужно помнить: ответственность может наступить, даже если вы платите по 2-3 тысячи каждый месяц, а судом, например, установлена сумма в размере 0,5 прожиточного минимума ребенка, — поясняет Екатерина.

С нами едет судебный пристав по осуществлению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) Кирилл Парфенов, который сегодня будет обеспечивать нашу безопасность. В случае угрозы ситуации он может использовать резиновую палку, наручники и электрошоковое устройство. По словам пристава, как правило, в работе с должниками этих средств для защиты достаточно, необходимость их применения возникает редко.

— Основная наша задача — все-таки убедить человека словесно, без применения силы и специальных средств, — поясняет он.

По словам Кирилла, в редких случаях должники нападают на приставов. Чаще грозятся спустить собаку или пытаются убежать через огороды. Однажды, вспоминает пристав, женщина-должница, узнав, что сотрудники ОУПДС приехали за ней, чтобы доставить ее в зал суда, попыталась убежать.

— Она сначала закрылась в доме, потом вышла через заднюю дверь и побежала, перелезая через соседские заборы, — рассказывает он.

Живет с бывшей женой

У Екатерины запланировано пять адресов. В руках — папка с постановлениями и требованиями о ежемесячной явке. Первый адрес — в деревне Карлук Иркутского района.

Как пояснила пристав, должник живет вместе с бывшей супругой, которая и подала в суд на алименты. На требования судебного пристава не реагирует, на прием не приходит. Сейчас у Екатерины есть все основания арестовать имущество мужчины в счет оплаты алиментов, если мы застанем его дома.

Пока мы ехали в машине, Екатерина рассказала, что зачастую женщины, которые обращаются в суд за взысканием алиментов, не понимают всей серьезности принудительного исполнения решения суда. Есть случаи, когда они делают это, чтобы напугать бывшего супруга или отомстить ему. Однако последствия такого решения могут отразиться на будущем их детей в случае, если отец будет привлечен к уголовной ответственности, — и это они должны четко осознавать.

— Иногда женщины подают на взыскание алиментов с бывших супругов из-за желания тем самым наказать их, — делится своим опытом Екатерина. — В большинстве таких случаев люди могли бы самостоятельно договориться об оплате, но из-за обид они прибегают к крайним мерам.

Подъезжаем. Нас встречает громким лаем собака. Калитка приоткрыта. Первым идет Кирилл. После того как он убедился, что собака на привязи и не представляет для нас опасности, заходим. Екатерина тут же поясняет: приставы в соответствии с ФЗ 118 могут находиться на придомовой территории и заходить в нежилые помещения, но вот зайти в дом без согласия хозяев — нет, даже если дверь открыта и они знают, что в доме скрывается должник.

Стучим в дверь. Долго никто не открывает. Кирилл обходит дом вокруг. Когда мы уже собрались уходить, на крыльце появляется мужчина. Приставы представляются и объясняют цель своего визита.

— Я к вам собирался завтра заехать, — тут же начинает оправдываться мужчина и просит нас зайти в дом.

— Но не приехали. Раз мы здесь, нам придется арестовать ваше имущество в счет уплаты алиментов, — говорит Екатерина.

Мужчина эмоционально начинает объяснять приставам, почему возникла задолженность. И Кирилл, который до этого стоял позади Екатерины, сделал шаг вперед и попросил должника успокоиться. Как выяснилось, мужчина действительно живет вместе с бывшей женой и ребенком под одной крышей, так как дом находится в их совместной собственности, а идти ему больше некуда. По словам мужчины, бывшая супруга таким образом пытается его заставить переехать. Между тем, он не раз предлагал ей деньги и не понимает, зачем она обратилась в суд, ведь он, как и раньше, продолжает помогать содержать своего ребенка.

— Мы арестовываем телевизор и мультиварку, — сообщила ему Екатерина.

— Это все принадлежит жене. Если заберете, она такой крик на меня поднимет. Я целый день нахожусь в комнате, она не разрешает даже кухней или ванной пользоваться, а вы хотите вещи забрать. У меня есть деньги, давайте, я на месте оплачу долг, — предлагает мужчина.

Но во время выездов принять оплату от должников приставы не могут. После того как Екатерина составила опись арестованного имущества и заполнила необходимые документы, она разъяснила должнику порядок его возврата.

— У вас есть 10 дней на обжалование ареста имущества. Ваша жена может приехать и предоставить документы, например, чеки, что вещи принадлежат ей, и забрать их. Также вы можете оплатить задолженность в полном объеме и забрать имущество. Или сначала выкупить имущество по оценочной стоимости и уже потом решать вопрос с остальным долгом. В противном случае имущество будет реализовано, а вырученные деньги пойдут в счет погашения задолженности.

Кирилл погрузил вещи в машину — их передадут поверенной организации, которая занимается хранением арестованного имущества, а пристав вручила должнику уведомление о следующей явке. По этому адресу работа закончена — мы едем дальше.

Никого нет дома

Дальше едем в деревню Куда, здесь проживают несколько должников. По первому адресу живет мужчина, который не платит алименты с 2018 года. По решению суда ежемесячно он обязан платить алименты на двоих детей в размере 1/3 части его дохода. Должник, отмечает Екатерина, предупрежден об административной ответственности, однако продолжает игнорировать требования судебных приставов.

— В деле должника есть несколько расписок на 3 и 4 тысячи рублей. Но исполнительное производство будет прекращено только после полной уплаты долга. Также мужчина будет привлечен к административной ответственности, — поясняет Екатерина.

Калитка открыта, собака на привязи, и мы заходим.

Возле дома стоит автомобиль. Екатерина фотографирует номер машины и через установленную на телефоне программу проверяет, кто владелец транспортного средства. Если автомобиль принадлежит должнику, то пристав может описать и изъять его. Эта программа, поясняет девушка, показывает все задолженности, которые числятся за автовладельцем: от штрафов до алиментов. Однако автомобиль не принадлежит нашему должнику.

Дверь дома заперта. Екатерина оставляет требование о явке в надежде, что должник одумается и сам оплатит долг, который с каждым месяцем все больше и больше. Если мужчина добровольно не придет в службу, тогда к решению вопроса подключатся сотрудники ОУПДС, которые будут вынуждены в принудительном порядке доставить его в суд.

Взыскатель не обязан предоставлять отчет, на что были потрачены алименты, если в решении суда об этом не сказано.

Екатерина говорит, что всегда поясняет должникам — не нужно копить долг, потом сложнее его будет выплачивать. По закону алименты на ребенка могут рассчитать либо родители самостоятельно, либо суд. В первом случае, чтобы не было потом вопросов, супругам нужно подписать соглашение и заверить его у нотариуса. По суду алименты взыскиваются в виде доли от официальной зарплаты: на одного ребенка полагается 1/4 часть зарплаты, на двоих — 1/3 зарплаты.

— Важно помнить. Если человек не работает официально и подтвердить доход не может, тогда по закону расчет производится исходя из средней зарплаты в регионе. В августе 2021 года в Иркутской области она составила около 53 тысяч рублей, — добавляет Екатерина.

Новая семья

Едем по второму адресу, который должник указал во время последнего приема у судебного пристава. Найти сразу дом не смогли — на карте его нет. Одна из прохожих нам пояснил: за последний год здесь построили не один десяток домов, появились новые улицы, которые не отображаются в навигаторе. Женщина показала, где находится нужный нам дом, и мы едем туда.

Небольшой деревянный дом огорожен забором. Калитка открыта. Во дворе играют дети. Кирилл поднимается на крыльцо и стучит в дверь. Буквально через несколько секунд дверь открывает мужчина лет тридцати. Кирилл и Екатерина показывают удостоверения и объясняют цель своего визита.

— Да-да, я знаю, что бывшая жена подала в суд, только не понимаю зачем. Я ей всегда помогал, — растерянно говорит он и приглашает нас войти в дом.

В доме чисто и уютно. На стенах висят семейные фотографии, на холодильнике — магнитики, привезенные из разных мест. Как выяснилось: после развода мужчина переехал из Улан-Удэ в Иркутск. В родном городе у него остались двое детей. Здесь он женился второй раз, и в браке у него родилось двое сыновей.

— Мы сейчас судимся с бывшей женой, я оспариваю долг по алиментам, так как с ним не согласен. Жду перерасчета. Я всегда помогал детям — покупал вещи и лекарства, а вот отправлять каждый месяц деньги у меня нет возможности, — поясняет мужчина.

— Пока нет решения о перерасчете, вы должны платить алименты в том размере, который установил ранее суд. Вы этого не делали. Поэтому мы вынуждены арестовать у вас имущество, — говорит Екатерина.

— Вы не можете это забрать. Здесь ничего нет моего, все принадлежит супруге. И дом не мой — я временно в нем живу. Я не скрываюсь от алиментов, просто у меня сейчас нет возможности платить их, — говорит он.

Екатерина терпеливо разъяснила порядок оплаты алиментов, а также пояснила, что будет с арестованным имуществом и как его вернуть, если оно не принадлежит должнику. Но мужчина не собирается сдаваться. Он звонит нынешней жене и просит ее поговорить с приставами по громкой связи. Но диалога не получается: женщина кричит на приставов и требует дождаться ее, она приедет после работы и «разберется со сложившейся ситуацией», после чего положила трубку.

Не обращая внимания на протесты мужчины, Екатерина начинает описывать имущество — пылесос и сотовый телефон. В это время за спиной я услышала детский голос:

— Папа, можно, мы зайдем домой? Мы замерзли, — в дверях стояли два мальчика.

— Конечно, раздевайтесь, скоро будем пить чай, — ответил им отец.

На оформление всех документов понадобилось около часа. Жена должника так и не появилась. Екатерина вручила мужчине требование о явке, акт описи арестованного имущества — и мы можем ехать.

Если арестованное имущество по стоимости превышает размер долга, то после его продажи остаток денег возвращается ответчику.

Чаще всего, уже в машине рассказала Екатерина, должники с пониманием относятся к аресту их имущества, но это бывает не всегда. В один из рейдов, вспоминает она, мужчина разбил окно своего авто, которое было арестовано. Был случай, когда должник пытался помешать проезду эвакуатора, бросаясь под колеса грузовика.

Итак, рабочий день подошел к концу, и мы, уже в темноте, возвращаемся в город. Я спешу домой, а приставы — в офис: им еще предстоит заполнить документы по всем должникам, которых мы сегодня посетили, и внести новые сведения о них в базу данных.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото автора

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Юля Ревина 25 ноября 2021 в 10:20

    ну вот и я не подаю,так как посадить человека могут.и не платит

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля