Впервые российский энергохолдинг, основанный Олегом Дерипаской, провел такую экспедицию в 2023 году. Тогда дайверы достали 61 старую сеть, их общая протяженность составила три километра. Годом позже Байкал очистили уже от 74 сетей длиной четыре километра.
Вред от сетей для живых организмов огромный. Рыбы, гаммарусы и другие обитатели озера путаются в сетях, без кормовой базы они медленно умирают. Иногда застревают даже нерпы – это неминуемая гибель для единственного в мире пресноводного тюленя.
Экологическая экспедиция длилась семь дней. Специалисты совершили 36 погружений, под водой они провели в общей сложности 145 часов. По словам руководителя экспедиции Михаила Сисенкова, схема уборки отработана до автоматизма: команда уходит на корабле в определенное место, дайверы ныряют в озеро, находят сеть и прикрепляют к ней подъемный буй. Затем волонтеры подплывают к всплывшим буям на сапбордах, забирают находку и увозят ее на корабль. Перед дайверами стоит задача поднять сеть максимально бережно, чтобы не навредить байкальской биосфере.
— Большая часть из всех найденных сетей лежит в озере очень давно, как минимум, несколько лет, — рассказал Михаил Сисенков. — Самое сложное – доставать их из песка, на это уходит много времени и сил, видимость при этом практически нулевая, потому что песок поднимается и мешает обзору. Есть очень большие сети, которые не поднимешь сразу. Например, в прошлом году на одну из таких вешали семь буев, длиной она была около километра. Также убираем мусор: часто находим пластиковую посуду, бутылки, веревки, поднимаем старые якоря, попадаются телефоны и квадрокоптеры. Однажды нашли велосипед.
Для сбора побочного мусора дайверы используют специальные мешки, а сети поднимают с помощью подводных буксировщиков: они позволяют повысить мобильность дайверов и снизить физическую нагрузку. Оборудование и корабль для экспедиции предоставила компания Эн+. Места для уборки определяют просто: идут туда, где много людей. Рыбаки ставят сети неподалеку от населенных пунктов, много мусора и вблизи туристических объектов, к примеру, Кругобайкальской железной дороги.
— Искать мусор далеко от населенных пунктов бессмысленно. Допустим, в прошлом году мы были в бухтах Песчаной, Бабушке – там очень чисто, потому что вблизи нет турбаз, — отметил Михаил Сисенков. — Соответственно, близость инфраструктуры подразумевает высокую нагрузку на экологию. На КБЖД много туристов, это популярное место у мореманов, к тому же неподалеку есть поселки. Много находим железного технического мусора: старые рельсы, какие-то инструменты, запчасти, даже огромные колесные пары поездов. Вместе с тем, Байкал с каждым годом становится чище. Свежего мусора мало, сознание людей постепенно меняется. Самое важное – не бросать ничего в воду, а то, что уже есть, мы постараемся убрать.
Эксперты отмечают, что сети в воде опасны не только для байкальских обитателей, но и для человека. Всему виной – микропластик. Пролежав долгое время в воде, сети постепенно разлагаются на крохотные частицы пластика. Их проглатывают живые существа, в частности, рыбы: по пищевой цепи микропластик попадает в организм человека и может вызвать воспалительные процессы или аллергические реакции.
— Микропластик — это одна из ключевых экологических проблем в мировом масштабе, — считает проректор ИРНИТУ по научной работе Александр Кононов. — По инициативе компании Эн+ в Иркутске создана Ассоциация «Байкал без пластика», она стремится найти решение проблемы, которая касается, в том числе, и нашего великого озера. Наш университет является участником Ассоциации и активно поддерживает экологические инициативы, волонтерские акции. Среди проектов команды «Байкал без пластика» — экоуроки для детей и подростков, выставка арт-объектов из вторсырья, хакатон «Пластисфера не наш мир» и другие.
Поднятые сети по регламенту передали Росрыболовству. Начальник территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Александр Пульников отметил важность экологических проектов для сохранения Байкала.
— Такую акцию Ассоциация «Байкал без пластика» и Эн+ проводят третий год, тем самым делая Байкал чище и спасая водно-биологические ресурсы, — прокомментировал Александр Пульников. — Несмотря на запрет использования сетей, браконьеры у нас все еще есть. Мы регулярно проводим рейды по поиску браконьеров, изымаем сети. Нарушители несут административную или уголовную ответственность за свои действия.
Как рассказала директор департамента проектов по устойчивому развитию компании Эн+ Анастасия Жданова, помимо акции по подъему сетей, энергохолдинг с 2019 года проводит ежегодный экологический мониторинг на Байкале. При поддержке компании качество воды по побережью озера и в дельте Селенги оценивают ученые МГУ, одно из направлений исследований – содержание и распределение частиц микропластика.
— С каждым годом проблема становится острее. Говоря простым языком, если собрать весь микропластик с одного квадратного километра Байкала, получатся две папки формата А4. Это существенно, — подчеркнула Анастасия Жданова. – Самое главное – частицы настолько мелкие, что человек не видит их, и по пищевой цепи пластик с легкостью попадает в наши организмы. Нас эта ситуация впечатлила, мы поделились данными с другими компаниями, которые разделили с нами эту проблему и вошли в состав Ассоциации «Байкал без пластика». Это такие компании, как Сбер, РЖД, региональный оператор РТ-НЭО. Подключились образовательные и научные организации, фонды, заповедники. Совместно мы разработали ряд мероприятий, которые сейчас активно реализуем. В первую очередь, это ежегодная экспедиция по подъему затопленных рыболовных сетей, потому что это один из источников микропластика.
Анастасия Жданова отметила, что Ассоциация поддерживает законодательную инициативу о запрете использования пластиковой посуды на Байкале. Депутаты Госдумы приняли законопроект в первом чтении, работа над документом продолжается. В мае президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ проработать вопрос поэтапного запрета посуды из пластика и других неразлагаемых материалов на Байкальской природной территории.
— Компания занимается не только этой проблематикой, но и в целом решения экологических проблем. К примеру, у нас действует программа сохранения биоразнообразия, — рассказала Анастасия Жданова. – Вместе с учеными мы проводим полевые исследования популяции видов промысловых и краснокнижных рыб, реализуем несколько важных мероприятий. Ежегодно энергохолдинг выпускает в водоемы Сибири молодь рыб, а в этом году на Иркутском, Братском и Красноярском водохранилищах мы установили искусственные нерестилища. Они уже отработали, показали свою эффективность. Также мы поддерживаем общественных инспекторов рыбоохраны, которые помогают в борьбе с браконьерами.
Энергохолдинг Эн+ проводит еще несколько крупных проектов по сохранению Байкала. В рамках проекта «360» на берегах озера строят экологические тропы, высаживают деревья и убирают мусор. Также компания выделяет гранты на экопроекты, проводит образовательные экологические марафоны и поддерживает волонтерское движение.
Екатерина Емелина, IRK.ru
Рыбы, гаммарусы и другие обитатели озера путаются в сетях
——————————————————————————————
Сомневаюсь, что гаммарусы, в простонародье бормаши, путаются в сетях