Семейный бизнес в стране существует уже давно. Например, Иркутская область с начала 19 века была известна династиями Сукачевых и Трапезниковых. Они прославились не только за счет высоких доходов, но и из-за активного участия в жизни Иркутска и благотворительной деятельности.
Отношение к семейному бизнесу изменилось с революцией. В СССР фокус внимания сместился на трудовые династии. В начале 21 столетия боролись с укрытием налогов. И вот только сейчас снова заговорили о фамильных предприятиях.
«Самым сложным было ввести понятие семейного предпринимательства. Когда мы только начали, это вызвало волну негатива. Ведь многие люди очень долго раздували историю с дроблением, аффилированностью, с тем, что бизнес делает все, чтобы уходить от налогов», – рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

По словам Дыбовой, перелом наступил после пяти масштабных форумов семейного бизнеса. На одном из них в 2022 побывал председатель правительства России Михаил Мишустин, который высоко оценил инициативу и предложил продвижение. И когда на государственном уровне сказали, что семья и Россия — это главное достижение в развитии родового дела, глава страны начал системно упоминать в своих выступлениях семейное предпринимательство.
«Председатель правительства сразу понял идею, – поясняет Елена Дыбова. – Когда заявил, что семья и Россия — это главное. И когда в каждом выступлении уже упоминается семейный предприниматель – это наша общая победа».
Вместе с тем, фамильные предприятия – это и большие риски. В отличие от обычного, где неудачу компенсируют поиском новой работы, здесь на кону — благосостояние нескольких поколений.
Семейные предприятия сталкиваются с рядом взаимосвязанных вызовов, формирующих сложный клубок проблем. Ключевыми эксперты называют демографический провал и отсутствие наследников, кадровый голод, усугубленный сложностями с интеграцией мигрантов, падение покупательной способности и сокращение господдержки из-за снижения налоговых поступлений. Сохранение предпринимательских династий требует срочных инвестиций в программы преемственности и новые кооперационные модели:
«Стоит помнить, что для успешного дела нужно много трудиться. Это очень тяжело. А так, конечно, создать работающий механизм – это непростая сейчас история, потому что в жизни стал культ праздника, – рассказывает вице-президент ТТП РФ. – Зона ответственности у фамильного дела очень большая. Когда у одного человека что-то не получается, он может закрыть компанию и пойти искать работу. А здесь при неудачах в первую очередь появляется вопрос: на что моя семья будет жить? Это тяжелейшая психологическая нагрузка».

Главный совет от Елены Дыбовой тем, кто только начинает семейное дело: четкие договоренности важнее эмоций. Идеальная модель, по ее словам, — это когда супруги «в одном окопе и закрывают друг другу спину». Там, где удается стать настоящей командой, бизнес только укрепляет семью:
«В предпринимательстве должно быть четкое распределение обязанностей, потому что за ошибки всегда придется платить. Чтобы не было потом разрушения отношений в семье, следует понимать, кто где главный, чье слово решающее. А уж если в компании начинают работать родственники — должны быть еще более жесткие договоренности», – объясняет Елена.
В рамках проекта «Семейные компании России» Торгово-промышленной палаты РФ активно развивается детское направление — программа «Надежда бизнеса России». Ее ключевая цель — с ранних лет сформировать у детей из предпринимательских семей уважение к делу родителей и осознанное желание его продолжать.
Участниками программы становятся дети от восьми лет. Для них организованы специальные модули, где в игровом и практическом формате объясняются основы финансовой грамотности, ведения переговоров и управления проектами. Как отмечают организаторы, важнейшая задача — «поставить родителей на пьедестал», показав преемникам ценность и сложность труда основателя семейной компании.
«Лучше, чем мама и папа никто не научит, но наша программа помогает преодолеть кризис авторитета внутри семьи и дает детям возможность увидеть дело родителей глазами экспертов из Москвы», — пояснила идею Елена Дыбова.

Уже в 20 регионах принят закон о семейном бизнесе. Но несмотря на поддержку государства, есть необходимость в федеральном проекте помощи фамильных предприятий. Но он до сих пор не принят. Главным оппонентом выступает Министерство экономического развития. В ТПП РФ настаивают: нужно дать определение семейному делу в законе о малом и среднем предпринимательстве, чтобы целевая поддержка дошла до адресата.
«Мы этот закон реально продвигаем. Все помогают нам: Совет Федерации, Госдума, Мишустин, президент. У нас есть единственное ведомство, которое не поддерживает инициативу. К сожалению, это Министерство экономики, которое заинтересовано в сохранении системы распределения финансов, – рассказывает Елена Дыбова. – Мы сейчас проведем совет в Иркутской области. Здесь тоже появится закон о поддержке фамильных компаний, специальные меры. В этом отношении у вас очень лояльный губернатор, и я абсолютно уверена, что и для многодетных семей, и для участников СВО, и для любых других, кто начинает свое дело, обязательно будет поддержка. Задача прежде всего в этом – поднять имидж, чтобы люди включились в процесс».
Закон — это не только деньги, но и смена статуса. Его принятие подчеркнет: семейный бизнес — это уважаемая основа экономического благосостояния, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Также Елена Дыбова представила анализ по Иркутской области: например, доля фамильных предприятий достигает 80–90% в сельском хозяйстве. Еще высокий процент, превышающий 50%, отмечается в сфере образования, креативных индустрий и особенно в общепите. Традиция передачи предприятия следующему поколению сохраняется и среди крупных фирм региона.
Об этом стало известно на всероссийском семейном совете, который проходит в Иркутской области. Мероприятие объединило около 100 предпринимателей из более чем 20 регионов. Участники форума, включая губернатора Игоря Кобзева и представителей ТПП РФ, обсуждают меры поддержки бизнес-династий как драйвера экономики и социальной стабильности. В рамках совета уже был учрежден центр семейного бизнеса на базе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. Также прозвучало, что Иркутская область может стать регионом, который примет профильный закон о поддержке предпринимательских династий.

Ключевое преимущество фамильного дела — это создание устойчивой экономической модели, основанной на долгосрочном планировании, взаимном доверии и преемственности поколений. Оно обеспечивает стабильный доход, решает вопрос трудоустройства и является альтернативой наемному труду, что особенно значимо для многодетных семей и ветеранов. Для регионов такие компании — это опора, так как они инвестируют в местное развитие, сохраняют традиции и решают социальные вопросы, создавая крепкие предпринимательские династии, которые видят свое будущее в родном краю, отмечает Елена Дыбова:
«Мы рассчитываем, что в каждом уголке России развернутся специальные программы поддержки. Но самое важное — изменить психологию чиновников. Сейчас мы верим, что появляется идеология, где предприниматели — это создатели, основа экономики, те люди, которые не уезжают из региона, а возвращают сюда своих детей».
В условиях новых финансовых вызовов именно семейные компании с их долгосрочной ориентацией и ответственностью могут стать настоящим каркасом для благополучия России. Но для этого им нужна не только поддержка на словах, но и законодательные решения.
Фотографии Маргариты Романовой
Никита Грабовецкий, IRK.ru
От слов к делу: как Всероссийский семейный совет в Иркутске меняет правила игры для малого бизнеса
————————————————————————————————————————————-
Не играть надо, а работать. Столько много букв получается, когда тётки встречаются