Наталья Орестовна, для чего вообще проводятся подобные мероприятия? Какова их цель?
— Эта конференция юбилейная, пятая, то есть уже можно оценить результат. Что могу сказать? Обмен знаниями и опытом — это долгосрочные инвестиции. Но дивиденды есть и будут — я говорю сейчас и о повышении квалификации врачей, освоении и внедрении ими в практику новых методик; и о развитии связей в профессиональной среде, ведь именно в рамках таких встреч завязываются личные знакомства, которые затем вырастают в сотрудничество; и о новых ориентирах в гематологии, потому что наша сфера — одна из самых быстроразвивающихся в медицине, и на наших конференциях мы говорим о таких вещах, как CAR-T-терапия, например.
Все это напрямую связано с доступностью и качеством специализированной медицинской помощи. То есть бенефициарами, если так можно выразиться, являются наши пациенты. Сегодня знание становится инструментом, спасающим жизни и здоровье людей. И мы, организуя профессиональные конференции, инвестируем в интеллектуальный капитал.
На ваших конференциях всегда звездные спикеры. Кто в этот раз выступит перед аудиторией? О каких прорывных технологиях пойдет речь?
— Одна из важнейших тем нынешней конференции — CAR-T-терапия. Это инновационный метод, базирующийся на использовании генетически модифицированных клеток — и собственных клеток пациента, и клеток здоровых доноров. В результате модификации на поверхности клеток формируется химерный антигенный рецептор (CAR). Затем наращивается необходимое количество модифицированных клеток и вводится в организм больного. Таким образом, его собственные клетки приобретают суперспособность распознавать раковые клетки и уничтожать их.
Технология эта сегодня бурно развивается во всем мире, и Россия не исключение. Но пионерами здесь были и остаются США, Израиль и Китай — собственно, о CAR-T-терапии мы впервые услышали в 2017 году именно от китайских коллег. За семь лет многое изменилось, накоплен новый опыт — и перед нашей аудиторией вновь выступят ученые Харбинского медуниверситета — одного из первых учреждений Китая, где этот метод был опробован.
Еще один прорыв в гематологии — появление супертаргетных препаратов (таргетный —эффективный в отношении конкретного вида раковых клеток, — прим. авт.). Они работают не только с клетками-мишенями, но и активизируют иммунную систему пациента. И вот как раз об опыте применения биспецификов (то есть препаратов двойного действия, — прим. авт.) при лечении множественной миеломы и ее рефрактерных (плохо поддающихся лечению, — прим. авт.) форм расскажет Сергей Вячеславович Семочкин, профессор кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии Института имени Н.И. Пирогова.
Еще на этой конференции мы, пожалуй, впервые будет говорить об AL-амилоидозе и междисциплинарном подходе к его лечению. К нам приехала замечательный доктор Ольга Владиславовна Пирогова из Института имени Р.М.Горбачевой, обладающая огромным опытом в лечении этого заболевания. Уверена, что личное общение с таким спикером будет весьма полезно и практикующим специалистам, и будущим врачам.
Вы всегда приглашаете на свои конференции не только гематологов, но и врачей смежных специальностей, и студентов. Это принципиальная позиция?
— Разумеется. Ни одна из наших конференций не прошла без участия врачей лабораторно-клинической диагностики, потому что без хорошей лаборатории нет хорошей гематологии, и наоборот.
Что касается остальных дисциплин, скажу так: гематология — это локомотив терапии. Все инновационные препараты, все передовые технологии появляются у нас и уже потом применяются в других сферах, так что заинтересованность коллег вполне объяснима.
Студенты и ординаторы — тоже значительная часть нашей аудитории. Я убеждена, что тем, кто завтра придет к пациентам или встанет за кафедру, необходимо видеть перспективу, понимать, в каком направлении развивается медицина. Очень важно видеть эти маяки: это спасает от разочарований, поддерживает на непростом пути врача или ученого.
На протяжении многих лет организатором этой конференции остается ИГМУ, его международный отдел. Почему?
— Во-первых, медицинский университет — это альма-матер. Здесь я училась, здесь работаю на кафедре госпитальной терапии. Во-вторых, у вуза обширные связи по всему миру, и благодаря этому мы имеем возможность приглашать на наши конференции коллег, работающих на передовом крае науки, делать самые современные открытия в области гематологии доступными для специалистов региона. И, наконец, важное значение имеет опыт. ИГМУ является одним из организаторов конференции «Гематология. Инновации. Клинический опыт» со дня ее основания, то есть с 2017 года. За это время сложилась команда, сформировалось видение этой работы, а взаимодействие отлажено, как механизм швейцарских часов. Так что ИГМУ — идеальный партнер.
Сегодня состояние системы здравоохранения вызывает крайне негативные оценки. А вы говорите об инновациях. Как это вяжется с реальностью?
— Я ни во что не верю так, как в медицину и в способность человеческого разума ответить на любой вызов. И пока продолжается научный поиск и обмен опытом — у нас есть будущее. Все вопросы и все претензии, которые сегодня предъявляются к системе здравоохранения, я понимаю и принимаю. Но для меня очевидно и другое. Когда я только начинала работать, пациенты с миеломной болезнью жили, в среднем, около пяти лет. Сегодня продолжительность их жизни — десять лет и более, и что важно, сохранено ее качество. Или трансплантация стволовых клеток. Когда-то — и не так давно — она казалась фантастикой. А сегодня это практически рутинный протокол.
Многое из того, о чем мы будем говорить на конференции, тоже станет реальностью, и очень скоро. Поэтому наша общая задача — продолжать эту работу.
IRK.ru