Евгений Юрьевич, благодарим, что нашли время для нашей традиционной предновогодней встречи. Подводя итоги уходящего года, хочется спросить, каким он был для городской думы и лично для вас?
— Для меня это уже шестнадцатый год в думе Иркутска и восьмой, когда я являюсь председателем. 2025-й был насыщенным и ярким. Состоялись выборы мэра и губернатора, мы отпраздновали 80-летие Великой Победы, практически подошло к завершению строительство ряда социальных объектов. Время непростое, но стабильное — и в части взаимоотношений органов власти, и в исполнении бюджета, и в выполнении наших основных обязательств. В целом год был конструктивным и продуктивным.
В Иркутске продолжается активное возведение школ и других соцучреждений. С какими результатами и планами мы уходим в 2026 год?
— Завершается строительство самой большой школы в регионе, расположенной на улице Ярославского. Продолжается работа над школой в микрорайоне Союз. Есть задержки с финансированием, но власти всех уровней консолидируются, чтобы завершить объекты. Также в эксплуатацию ввели детский сад в микрорайоне Лисиха. Проект реализовали через государственно-частное партнерство. Мы ведем диалог с горожанами, понимаем их запросы, слышим критику и ищем компромиссы.

Ваша инициатива о переходе всех школ на пятидневную учебную неделю вызвала широкий резонанс. Как вы оцениваете шансы на принятие поправок в федеральный закон «Об образовании», которые бы законодательно закрепили пятидневку?
— Решение по этому вопросу на федеральном уровне приняли еще несколько лет назад. Школы получили право самостоятельно определять график обучения. В Иркутске около 80% начальных школ перешли на пятидневку. Есть план поэтапного перехода для старших классов. Инициативу, исходящую от родительских комитетов, также обсуждали на депутатских слушаниях. Я, как отец двух дочерей, вижу, насколько важно ребенку иметь больше свободного времени, в том числе чтобы проводить его с семьей. Думаю, что нужно оставить право выбора за школой, учитывать количество мест, переполненность, ее возможности. Законопроект рассматривается в Госдуме, и, на мой взгляд, его примут, но нужен взвешенный подход.
Были сомнения насчет учителей, которые якобы потеряют в зарплате. Но такого не будет. Образовательный процесс просто перераспределят по другим дням.

Одна из самых острых проблем города — развитие транспортной инфраструктуры. Создания Маратовской, Академической и Байкальской развязок жители ждут несколько лет. И, очевидно, что разом они не появятся. Какие конкретные шаги планируется предпринять, в том числе для поиска финансирования?
— Развязки были необходимы Иркутску еще 10 лет назад. Сейчас это одна из приоритетных задач, потому что ни для кого не секрет, насколько плотное движение в городе в вечернее, утреннее время. 9-10-балльные пробки уже не редкость.
Предложил обратиться в ИРНИТУ, чтобы разработать модель приоритетности проведения работ. Однако очевидно, что в первую очередь начнется реализация проекта Байкальской развязки, уже получившего положительное заключение госэкспертизы. При достаточном финансировании строительство может занять до трех лет.
На финишную прямую вышло проектирование Академической развязки, задержки с которой связаны с изменениями в законодательстве. Выделены средства на Маратовскую развязку.
Параллельно будет расширяться улица Пискунова. Проект также включает продление трамвайной линии до аэропорта для связи его с железнодорожным вокзалом.

Яркий пример работы с проблемными объектами в Иркутске — Дом быта на Урицкого. Почему приняли решение не сносить его, а пытаться восстановить? Насколько реалистична идея разместить там административные помещения мэрии с учетом затрат на капитальный ремонт?
— Дом быта — наша головная боль уже больше восьми лет. Часть помещений приватизировали, поэтому объект не полностью муниципальный. Он долгое время стоял бесхозный. Приняли решение о продаже, но никто не заявился. Когда стоимость снизилась с 250 до 110 миллионов рублей и продолжала падать, процесс затормозили. Ведь зачем продавать знаковое здание в центре города за бесценок? Стали разбираться, провели экспертизу, которая показала, что все конструкции находятся в удовлетворительном состоянии, необходим капитальный ремонт. Создали рабочую группу.
Администрация готовит концепцию по размещению там трех-четырех подразделений мэрии, актового зала и «единого окна». Это позволит собрать разбросанные по городу службы, освободить и продать ненужные помещения, компенсировав часть затрат на ремонт (около 250-300 миллионов рублей). Приватизированные помещения планируем выкупить по рыночной цене. Проект социально и экономически выгоден.

В этом году завершилась реализация масштабного проекта теплового луча. Какие именно перспективы для развития города, в частности Знаменского предместья, он открывает?
— Главное — закрытие старых котельных и улучшение экологии. Город получил около 100 гигакалорий тепловой энергии, из них 67 — свободный ресурс для возведения новых жилых и социальных объектов. Учитывая колоссальный дефицит в 400 гигаколорий, сложившийся в Иркутске, реализация проекта теплового луча сделает территорию предместья конкурентоспособнее.
Наша задача — стимулировать застройщиков двигаться в сторону предместья Рабочее. Территория близка к центру, там запроектированы школа, ФОК, ледовый дворец, детские сады, предусмотрено расширение дорог. Если реализовать все в комплексе, территория ничем не будет отличаться по комфорту. Это разумное распределение нагрузки, прописанное в стратегии развития областного центра.
Как решается проблема дефицита тепловой и электрической энергии в городе?
— Вопрос сложный. Он в том числе связан с финансированием. По оценке энергетиков, требуется около 32 миллиардов рублей. Идут поиски компромиссов. Мое предложение: на период решения вопроса частично переложить необходимые инвестиции на заинтересованных застройщиков.
Также рассматривается опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, где строительные компании при получении разрешения вносят плату в бюджет на компенсацию инфраструктурной нагрузки. Городу это необходимо, а девелоперы получают отличный шанс строить свои объекты в условиях развитой инфраструктуры. Инициатива пока на уровне идеи, но ее нужно обсуждать.

Иркутск является первопроходцем в использовании депутатского фонда. Как вы оцениваете эффективность данной практики?
— За 13 лет он трансформировался. Теперь это ежегодный индексируемый фонд поддержки округов, позволяющий депутатам вместе с жителями определять приоритеты, куда нужно направить средства: ремонт дворов, детских площадок, помощь детсадам и прочее. Такой подход укрепляет связь власти и граждан, позволяет решать конкретные, локальные проблемы. Администрация фокусируется на комплексных задачах, а представители территорий — на менее масштабных запросах иркутян.
Коллеги из других регионов нам искренне завидуют. Депутатский фонд — еще один плюс нашей командной работы с исполнительной властью.
Вопрос о детских площадках: почему их массово сносят и долго не могут восстановить?
— Несколько лет назад России вступила в международную систему сертификации, которая устанавливает определенные требования к качеству и безопасности детских площадок. Объекты, построенные до 2018 года, не соответствуют новым нормам. Прокуратура выдает предписания, но мы не можем быстро заменить сотни объектов. Граждане, жалуясь на скрипящие качели, часто невольно запускают процесс сноса еще не проверенной площадки.
Мы наращиваем финансирование, часть депутатского фонда идет на новые конструкции, но на восстановление всех может уйти около двух-трех лет. Занимаемся решением наболевших вопросов. Думаю, что в скором времени у нас появятся сертифицированные безопасные площадки в разных районах, но потребуется больше времени и средств.

В этом году прошли выборы мэра Иркутска и губернатора Иркутской области. На новые сроки вновь переизбрали Руслана Болотова и Игоря Кобзева. Что стало решающим фактором, чтобы поддержали именно их кандидатуры?
— Прошедшие выборы как раз стали тем случаем, когда мы все голосовали за стабильность. Это не просто везение, а показатель большого доверия людей.
Если говорить о взаимодействии с городом, то здесь тоже произошли серьезные позитивные изменения. Наш бюджет по сравнению с 2019 годом увеличился в 2,5 раза. Основной рост обеспечен софинансированием и субсидиями регионального и федерального уровня. Это, безусловно, результат эффективного взаимодействия губернатора с мэром Иркутска, Правительством и президентом РФ.
Бюджет Иркутска на 2026 год сформирован с учетом покрытия основных расходов. На какие конкретные цели планируется направить средства, помимо исполнения социальных обязательств?
— Общий объем доходов составит 37,8 миллиарда рублей, расходов — 37,4 миллиарда рублей. Самое главное, что бюджет получился бездифицитный. Мы сознательно несколько лет формируем профицит для гашения крупного долга коммерческим банкам, что позволяет уменьшать ежегодные платежи по процентам. Без такой политики не было бы сбалансированного бюджета.
Также Иркутск зависит от областного и федерального финансирования. Все понимают, какие проблемы существуют, как расставляются приоритеты. На мой взгляд, что главный финансовый документ города выглядит достойно. Есть основания полагать, что все социальные обязательства мы выполним. Достроим начатые объекты. Поэтому на бюджет я смотрю с оптимизмом.

Личный вопрос: 16 лет в Думе. Как находите вдохновение в такой непростой работе?
— Сложный вопрос. Это почти вся моя взрослая жизнь: в думу я пришел в 28 лет, а сейчас мне 45. Бывает усталость, но даже во время отдыха понимаешь, что хочешь вернуться к делам. Чувствуешь ответственность — твое решение может стать ключевым, а упущенный шанс отразится на всем городе. Присутствует такой «синдром менеджера» — нужен постоянный контроль. Но работа интересная, особенно когда видишь результат и благодарность людей. Даже одно «спасибо» может мотивировать на годы вперед. К критике я стал относиться спокойнее, она заставляет переосмысливать подходы. Семья поддерживает. Думаю, я на своем месте.
Как выстраиваете работу с новыми депутатами?
— Депутат — не профессиональный чиновник, он должен быть связующим звеном между властью и людьми. В документах помогут аппарат и помощники. Задача председателя — не управлять мнением, а создать диалог, помочь взвесить аргументы и найти компромиссное решение. На данный момент в думе очень конструктивный состав, люди с опытом из разных сфер. Мне комфортно работать в таком коллективе. Наша главная задача — быть полезными населению, улучшать взаимодействие граждан и власти, повышать взаимное доверие.
— Что бы вы пожелали иркутянам в 2026 году?
— Крепкого здоровья, счастья, проводить больше времени с близкими. Сейчас непростое время, чувствуется общий тревожный фон. Лучшее лекарство — ценить совместные моменты, наслаждаться жизнью в кругу семьи. И, конечно, продолжать конструктивно критиковать власть. Так мы будем создавать настоящее гражданское общество, объединенное любовью к нашему городу и стране.
Наталия Раткевич, IRK.ru. Видео Алексея Литвинцева, фото Маргариты Романовой

-
makoeproduct
16 декабря 2025 в 13:49
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментариикоротко: все плохо, но у нас есть план как сделать еще хуже