Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

100 величайших фильмов века по версии BBC

На прошлой неделе британская корпорация BBC опубликовала на своем официальном сайте список ста величайших фильмов 21-го века. Он был создан по результатам опроса 177 кинокритиков из разных стран, однако выглядит очень странно.

Впрочем, думается, что как минимум три четверти фильмов из этого списка видел всякий человек, серьезно интересующийся современным кино. К их числу принадлежит и ваш обозреватель, чем заслуживает право представить свой критический взгляд на сомнительный топ-лист.

Список вызывает недоумение уже тем фактом, что в нем присутствуют фильмы 2000 года, которые, несомненно, относятся к двадцатому веку. Да и по поводу половины позиций перечня можно сломать не одно копье в ристалищах с кинознатоками.

Лишь на одном пункте большинство киноманов должны сойтись — пункте под номером один. Главной картиной текущего века был назван «Малхолланд-драйв». И это снайперски точный выбор. Дэвид Линч — один из самых выдающихся режиссеров современности, а «Малхолланд-драйв», вне всяких сомнений, является его лучшим фильмом.

Кадр из фильма «Малхолланд-драйв». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Малхолланд-драйв». www.kinopoisk.ru

Но уже со второго номера начинается сущая вкусовщина. «Любовное настроение» Вонга Кар Вая, может, и заслуживало места в рейтинге, но никак не на такой высокой позиции. Вообще репутация этого гонконгского режиссера держится прежде всего на том, что большинство его фильмов снял подлинный чародей кинокамеры — оператор Кристофер Дойл. А кроме красот съемки смотреть там особо не на что: сумбур вместо кинематографа, артхаус в плохом понимании этого термина.

Избыток содержательной вычурности и даже фальши отталкивает слишком многих зрителей, чтобы признать эти фильмы шедеврами.

Номер три — «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Хорошее, мощное, эпическое кино «с большими идеями». Но никак не хуже, например, «Волка с Уолл-стрит», которому в списке отведено аж 78-е место. А все остальные работы великого Скорсезе здесь вообще отсутствуют — и «Авиатор», и «Отступники», и «Остров проклятых». Ди Каприо для них не слишком комильфотен, что ли?

Кадр из фильма «Нефть». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Нефть». www.kinopoisk.ru

Четвертую строчку занял мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками». Картина достойная, хотя и несравнимая с более ранними работами знаменитого японца. Нет возражений и против остальных мультфильмов (все они пиксаровские), включенных в сотню. Впрочем, можно было запросто обойтись без прошлогодней «Головоломки».

Кадр из фильма «Унесенные призраками». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Унесенные призраками». www.kinopoisk.ru

На пятом месте — «Отрочество» Ричарда Линклейтера. Вот тут попадание в первую десятку полностью оправдано: уникальный эксперимент как-никак. Эта хроника жизни юного американца снималась 11 лет одновременно с взрослением самого актера. Нечто подобное когда-то сделал Никита Михалков (фильм «Анна: от 6 до 18»), но на документальном материале. А у Линклейтера настоящий кинороман — восхитительный вымысел.

Кадр из фильма «Отрочество». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Отрочество». www.kinopoisk.ru

На шестую и седьмую строчки забрались чрезвычайно претенциозные фильмы — «Вечное сияние чистого разума» и «Древо жизни». Картины совершенно разные, но каждую можно обозначить как «высокохудожественная пошлость». То есть формальное мастерство сомнений не вызывает, но избыток содержательной вычурности и даже фальши отталкивает слишком многих зрителей, чтобы признать эти фильмы шедеврами.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума». www.kinopoisk.ru

На фоне опусов Гондри и Малика не бог весть какие драмы «Один и два» и «Развод Надера и Симин» (8-е и 9-е места) выглядят более чем достойно. Первую поставил тайванец Эдвард Янг, вторую — иранец Асгар Фархади. Но любимцами составителей сотни стали тайванец Апичатпонг Вирасетакун (включено три фильма) и иранец Аббас Киаростами (два). Чересчур много «экзотики» — так и хочется сказать, что критики лишь выпендриваются, когда в массовом порядке голосуют за подобных режиссеров.

Кадр из фильма «Развод Надера и Симин». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Развод Надера и Симин». www.kinopoisk.ru

А вот на десятой позиции вновь подлинный шедевр – «Старикам тут не место» Коэнов. Не позабыты и другие картины блистательных американских братьев — в сотне есть и «Серьезный человек», и «Внутри Льюина Дэвиса».

Если рассматривать сотню в целом, максимум вопросов вызывает не то, что сюда включили, а наоборот — то, чем критики пренебрегли. Так, в списке присутствует хороший фильм Тарантино «Бесславные ублюдки» (62-е место), но нет по-настоящему великого «Убить Билла».

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». www.kinopoisk.ru

Есть «Догвилль» и «Меланхолия» Ларса фон Триера, но нет «Антихриста» и «Нимфоманки» — а чем они, спрашивается, хуже?

Кадр из фильма «Меланхолия». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Меланхолия». www.kinopoisk.ru

Есть «Выживут только любовники» Джима Джармуша, но нет ни «Кофе и сигарет», ни «Сломанных цветов», ни «Пределов контроля».

Кадр из фильма «Выживут только любовники». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Выживут только любовники». www.kinopoisk.ru

Зато имеется много занудной документалистики, способной нагнать тоску и на бывалого зрителя. Целых три фильма Кристофера Нолана (о времена, о нравы!). И даже про «Горбатую гору» зарубежные умницы не позабыли — куда ж им без гей-темы?

Кадр из фильма «Горбатая гора». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Горбатая гора». www.kinopoisk.ru

Только из соображений ложной политкорректности критики могли столь активно проголосовать и за проходную лесбийскую мелодраму «Кэрол», совершенно справедливо не награжденную ни одним «Оскаром».

Кадр из фильма «Кэрол». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Кэрол». www.kinopoisk.ru

Впрочем, чтобы не показаться гомофобом, замечу, что картина «Жизнь Адель» (45-е место в списке) мне очень даже нравится — вот за нее критикам респект.

Кадр из фильма «Жизнь Адель». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Жизнь Адель». www.kinopoisk.ru

Ожидаемо вошли в сотню и другие обладатели «Золотой пальмовой ветви»: «Пианист», «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Белая лента», «Любовь». Против них тоже нет возражений.

В то же время из всего российского кино последних 17 лет в списке оказались лишь два фильма Андрея Звягинцева — «Возвращение» (80-е место) и «Левиафан» (47-е). Можно, конечно, допустить, что голосовавшие критики не слышали ни о Кире Муратовой, ни об Алексее Балабанове. Но отчего проигнорировали «Трудно быть Богом» Германа? Неужели Звягинцев лучше?

Кадр из фильма «Левиафан». www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Левиафан». www.kinopoisk.ru

А дело, кажется, банально в том, что Звягинцев имеет репутацию режиссера, не очень угодного своей родине. Вот за это его в очередной раз и приветили за рубежом. Как всё это далеко от объективности и беспристрастности…

О том, что чисто художественными соображениями критики руководствовались в последнюю очередь, говорит и отсутствие многих, очень многих прекрасных зарубежных фильмов недавнего времени. Нет «Необратимости». Нет «Черного лебедя». Нет «Артиста». Нет «Бёрдмэна». Нет ни одной (!) картины Вуди Аллена, ежегодно выдающего шедевры.

В общем, вывод, если перефразировать Николая Озерова, напрашивается один: такой кинематограф нам не нужен! Сами своим списком руководствуйтесь, господа буржуи.

Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Tempnoa 5 сентября 2016 в 13:11

    Чушь какая-то..

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля